ИЗ БУМАГ
И. И. ВАЛЬБЕРХА
ЗАПИСЬ И. И. ВАЛЬБЕРХА ОБ ОКОНЧАНИИ
ИМ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА.
[1 786 г. Ч
1786 года ноября 18 дня в среду вышел на Театрального училища на жалованье Иван Валберх, чем избавился от муки терпеть воровство экономово [251] в кушанье, в одежде и в прочем, чего для и поставляется сей день в число праздников Валберховых.
ПИСЬМО И. И. ВАЛЬБЕРХА А. Г. ЩЕНИКОВУ
19 января 1811 г. Москва Любезный друг Александр Гаврилович!
Крайне сожалею о неудовольствиях, встречающихся тебе по бенефису твоему. Что делать, мужайся! Что ж касается до безумного Яковл[ева], пренебрегай его лай и старайся пьяного убежать [...] При сем прилагается письмо Аполлона Александровича [Майкова]' к Ивану Афанасьевичу [Дмитревскому][252], то вручи ты его сам лично ему [...] Играли «Ипермнестру»[253], и пиеса понравилась, но не игрой актеров, ибо большая часть из них ролей не знали, что с ними очень часто случается. Вчера давали мой балет «Женщина-казак» [254], он понравился. В будущий понед?льник мой бенсфис, — вот тебе афиша.
Писать более время не имею, потому должен несколько визи п в сделать и пробы но три в день, а иногда, забывшись, и четыре. Вот мои здесь забавы. Сегодня «Дебора»[255]в первый раз, и тут должно мне хлопотать [...]
НАЧАЛО ДНЕВНИКА И. И. ВАЛЬБЕРХА Ц81Ц
ы811\.года 24 февраля в Москве прибавление к моему '■^-журналу, начатому во время путешествия моего , во Францию в 1802
Цель путешествия моего (то есть просто езды) в Москву[256]была та, чтоб удалиться на некоторое время от происков и кабал против дочери моей [257], в то же время приобресть что ни есть детям моим. Правда, дочь моя очень хорошо здесь была принята, я получил, считая все, до осми тысяч рублей; но вот человек [. ■ ■] я уже другую неделю здесь скучаю и тороплюсь возвращением в Петербург. Одно положение жены моей [258] может меня оправдать в сем желании: потому что, приехав в Петербург, опять начнутся кабалы против дочери моей и моя бездейственность.
Есть нечто, которое я объясню, прежде нежели умру, жене или детям, что значит это нечто, побуждающее меня не соглашаться на предложение ласковых московских любителей и начальника здешнего театра. Как русский поступаю согласно с моею совестью, а как человек нынешнего века поступаю как дурак, ибо ныне все более думают о выгодах, чем о честности. Находятся люди, которые сквозь пальцы смотрят на людей одиноких, поступающих по сим правилам; следовательно, мне бы, как человеку семьянисто- му, они и простили это! Да могу ли я сам себе простить? а! Тут-то и запятая. Всякий всячески меня судит, а редко кто меня разумеет. Иной считает меня умным, иной дураком, тот лукавцем, а этот бездельником. Что же я в самом деле, узнают по смерти моей дети мои и некоторые из приятелей, которые хотели меня узнать, да и я этими свидетелями мало занимаюсь, лишь бы мне не поссориться с одним, которого одобрением я дорожу больше всех: это бог и руководительница моя совесть. Прочими суждениями обо мне я душевно презираю, хотя наружно кажусь, будто занимаюсь.
В сем гнусном свете не дадут даже побыть на минуту с самим собою.-Теперь пришли гости, говорят, что учтивость требует, брося все, выйти к ним. Покориться сему гнусному и обременительному злоупотреблению светской жизни, когда и все в этой жизни пе что иное, как суета, дым, принуждение, притворство и подобная сему пыль.
ПРОШЕНИЕ И. И. ВАЛЬБЕРХА
ОБ УВОЛЬНЕНИИ ЕГО СО СЛУЖБЫ [1819]
В Контору Императорских Театров
От Балетмейстера и Инспектора Валберха
Хотя расстройство здоровья моего, слабость сил и убедительные советы врача, пользовавшего меня в многократных моих болезнях, давно побуждали меня оставить вовсе службу, ибо я уже состою с 1812 года, по благости государя, на пенсии, но надежда, что, продолжая оную, могу быть полезен Дирекции и семейству моему, заставляли продолжать оную. Ныне с прискорбием вижу, что долее силы мои мне того не позволяют. И для того сим имею честь известить Дирекцию, чтоб она по получении сего покорнейшего моего прошения более не считала меня в службе, надеясь, что по всегдашней справедливости начальства не буду лишен того, что мне следует по день увольнения.
1819 года
Генваря 8 дня.
СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА «СЧАСТЛИВОЕ РАСКАЯНИЕ»
[1 7 9 5| [.РукописьJ
Амур, пылая мщением к Дияие за презрение ею власти его, возжигает любовь в сердце Зирфеи, любимой ее нимфы, к Дафнису, молодому пастуху. Дафнис, пленясь также красотою нимфы сей, клялся ей пред жертвенником Амуровым быть вечно верным, прося притом бога сего, чтоб лишил его навек зрения, если он ей когда изменит. Но, быв уловлен лестью и приятством резвой Гиялы, другой Дияниной нимфы, нарушает клятвы свои и дарит ей полученный от Зирфеи залог любви. Амур за преступление клятв лишает его зрения. Нежная Зирфея молит Амура о прощении неверною своего любовника. Бог любви чрез оракул извещает ее, что для возвращения Дафнису зрения она должна его соединить с тою нимфою, которая учинила его клятвонарушителем. Зирфея, награждая Гиялу золотым луком за убиение ею лютого зверя, узнает в ней соперницу свою; предлагает ей исполнение Амуровой воли, на что сия с радостью соглашается. 11о Дафнис, гнушаясь получить зрение чрез измену Зирфее, сим искренним раскаянием в преступлении своем укрощает гнев бога любви, который, возвратя ему зрение, соединяет с Зирфеею.
Долго я колебался сделать балет сей, опасаясь невразумительности ослепления Дафписова, равно как и возвращения ему зрения; наконец был убежден уверениями знающих театр людей, а более благосклонностью почтенной публики, принимающей снисходительно но всех родах сочинений первые опыты молодых соотечественников. Впрочем, за долг себе поставляю следовать всегда наставлению, которое дает сочинителям Боало в «L'Art poetiqne»:
Aimez qu'on vous censure
Et souple a la raison corrigez sans murmure[259].
«ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ»
[1802]
Аллегорический балет
на
торжественный день тезоименитства его императорского величества
Александра Первого
Сочинение г-на Валберха. Музыка г-на Давыдова. Декорации г-на Дранше. Стихи г-на надворного советника Клушина.
«Увенчанная благость», балет моего сочинения, на случай высочайшей коронации благотворного, обожаемого государя, принят был с необыкновенными рукоплесканиями. Будучи уверен, что не красоты, но щастливый выбор содержания был, так сказать, восторгом почтенной публики, никогда не отнес я сего блистательного успеха насчет моих дарований. Когда сердца дышат приверженностью и благоговением к предмету блаютворному, сочинитель тогда способствует только к излиянию умилительных чувств. Я был в сем случае отголоском целого. Со всем тем, ободренный почтенной публикой, осмеливаюсь представить на суд ее новый балет под названием «Жертвоприношение благодарности». В первом видели чувства общие; в последнем — изображение моих собственных; благодарность признательного сердца, ощасгливленного отправлением меня в чужие края казенным иждивением. Надеюсь, что во уважение благотворного героя балета снизойдут к слабости сочинителя.
Действующие лицаСтарший пастух —А. Греков
Возвращающийся в снос отечество пастух — г-нВалберхДругой пастух — г-нГлаОышсвПастушки — г-жиБерилова Колосова
Атлеты — г-даБалашов, /•'. Греков, Лопухин п нр. Пастухи и пастушки танцующие — г-да и г-жп фигуранты и фигурантки Е. И. В.
Дети оных — воспитанницы Театральной школы Пастухи поющие — певчие
«ЖЕРТВОПРИ1 ЮШЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ»
Театр представляет приятную долину. Вдали горы, на коих с одной стороны видны селения, посреди долины храм Аполлонов, на фронтисписе надпись:
«Аполлон у—п окровителю художеств»
Старец, вместе с восходом солнца пробудившийся, изъявляет нетерпение, что юноши столь медлят с приходом своим в долину для празднования дня, посвященного богу—покровителю страны их. Молодые [люди] обоего пола собираются принести жертву благодарности Аполлону, коего благотворными лучами согретая земля уже произвела плоды и цветы. Плетеницы, венки и корзины наполнены роз, лилий и прочих цветов, составляют дары, коими хотят... украсить храм и жертвенник бога страны своей. Прежде начатия молитв предаются живым и возрасту своему приличным пляскам; потом входят молодые атлеты, желающие приобрести лавровый венок, сражаясь в честь Аполлону. Начинается борьба; победители получают от старца в награду гибкости и силы своей венки, которые, приняв с восхищением, намереваются их посвятить Аполлону; а побежденные — масличные ветви с таким же намерением: рвение было, но счастие не всем равно служит. Танцы атлетов прерываются, все видят пастуха, бегущего по горам, в поту; страх опоздать к торжественному дню жертвоприношения изображен на лице его. Юноши и старец узнают в нем соотчича своего, который возвращается в селение, быв далеко от оного в отсутствии. Сверстники летами его обнимают, старцы обласкивают, хотят начать жертвоприношение; возвратившийся пастух с прискорбием усматривает, что всякий из товарищей его имеет нечто к принесению жертвы, а он ничего; погружается в задумчивость; юноши обоего пола, приметя то, спрашивают его о причине печали, ими в нем примеченной, в столь радостный день.
Он им обьясняет; всякий спешит с ним разделить то, что имеет, но он, поблагодари их за доброжелательство, говорит, что не хочет чужого ничего; когда же старцы его вопрошают, что ж намерен он принести в жертву, отвечает: «Мое сердцеь, будучи уверен, что не качество жертвы, а искренность оной будет благоприятна благотворному божеству. Начинаются благоговейные танцы, по окончании коих украшают храм и жертвенник плетеницами и венками. Все идут, предшествуемые старцами, к храму; пастух смиренно приступает к жертвеннику, становится на колени, молится, изьявляет, что, не имея ничего принести в дар, кроме искреннего и благодарностью исполненного сердца, да примется оно благосклонно. Слышен гром; спускается облако, по рассеянии которого является надпись:
Где жещнд чистая, там басня исчезает.
Не Аполлон в луых, но Александр блистает.
Статуя, изображающая Аполлона, исчезает, па месте оной является имя