МОСКВА ЛЕНИНГРАД
Ю. СЛОНИМСКИЙ
У КОЛЫБЕЛИ РУССКОЙ ТЕРПСИХОРЫ
Если судить об истории русской хореографии по большинству книг и статей, которые ей были посвящены, то может создаться странное впечатление, будто бы русского балета до конца XIX века не существовало, а был всего лишь иностранный балет в России. По этим источникам чуть ли не все лучшие постановки на русской балетной сцене созданы приезжими балетмейстерами, а лучшие педагоги и артисты, которым наш балет обязан всемирной славой, это иностранные гастролеры.
Подлинная история полностью опровергает такие выводы. Жизнь нашего балета со дня его рождения протекала в интенсивной борьбе за создание национального русского искусства. В его двухвековой истории много замечательных художников — скромных, а порой и безвестных русских людей, чья роль в судьбах отечественной и мировои хореограч фии не меньше, чем роль прославленных западноевропейских мастеров[1].
Имя первого выдающегося русского педагога и балетмейстера Ивана Ивановича Вальберха открывает одну из б л иста-
тельных страниц истории нашего балета. Оно стоит в начале списка русских деятелей балетной сцены, пытавшихся осмыслить свою профессию, понять и определить свое место в общественной жизни и развитии русского театра. Жизнь и творчество Вальберха отданы детству и отрочеству русской Терпсихоры, которая вскоре победила весь мир.
ЗАГАДКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ
В энциклопедическом словаре Плюшара, изданном в 1837 г., когда были еще живы современники Вальберха, приятель его сына, чиновник императорских театров Н. Мундт, дал следующую биографическую справку: «Прадед его (Вальберха) принадлежал к благородной щшшкой фамилии^и служил драбантом в войсках Карла XII. Взятый в плен русскими, женился в Петербурге и навсегда остался в России»[2]. Эта справка, повидимому, представляет собой одну из тех легенд, которые нередко встречаются в старинных биографиях. Когда популярный писатель, артист, художник не мог похвалиться «благородным» происхождением, доброжелательные современники, желая стереть с него «мужицкое клеймо», создавали и распространяли миф о некоем иностранце, таинственном дворянине или незаконном сыне вельможи, будто бы являющемся основоположником рода знаменитого деятеля.
В семье Вальберха долго жила легенда об его шведском происхождении. В семейном архиве мы находим родословную, писанную правнуком его, в которой версия Мундта изложена полностью, с дополнительной ссылкой па авторитет Вольтера. Откроем томик Вольтера « Histoire de Charle XII »a на стр. 317; там мы найдем упоминание о гвардейце (un garde) Вальберге, который перед пленением Карла XII турками уговаривал шведского короля сдаться без сопротивления. При чем же здесь русские? Какие нити протягиваются от малодушного Вальберга, взятого в плен турками, к родоначальнику русской семьи Вальберховых, остается неизвестным.
Сам Вальберх в письмах и дневниках очень редко и неопределенно упоминает о своих родных. Слоимо случайно проговаривается он в письме к жене из Москвы о том, что здесь он родился. Мимоходом говорит, что встретил в Москве сестру Аксинью с мужем. Его брита зовут Степан. Так же случайно узнаем мы из письма жены Вальберха, что к ней пришла тетка Ивана 11в.томима с племянницей и что живут они на Ямской улице, по тогдашним условиям за чертой города, на окраине, среди низших служащих, ремесленников, извозчиков, мастеровых. Случайно в письме прорывается фраза о том, что в Москве, кроме сестры, у Вальберха нет знакомых, друзей и приятелей детства. Именно это отсутствие сведений о семье, необычное для дворянского, хотя бы и обедневшего рода, заставляет предположить, что легенда о шведском драбанте петровских времен настолько же далека от истины, насколько близко к пей «низкое» плебейское происхождение Вальберха.
Наконец есть еще один решающий довод, исключающий какие бы то ни было домыслы о дворянстве Вальберха. Дворяне в XVI11 веке не становились балетными артистами*. Даже в первой половине XIX века поступление па сцену в качестве актера ставило человека под угрозу лишения чинов и дворянства.
Кто были родители Вальберха? Чем они занимались? Каково их имущественное и социальное положение? Почему они отдали сына в балетную школу? Кто были старшие представители его семьи? Что с ними стало? Ответы на все эти вопросы мы напрасно стали бы искать в имевшихся до сих пор материалах по истории русского театра.
Писавшие хотя бы вскользь о Вальберхе всегда останавливались перед загадкой его происхождения[3].
Часто высказывалось предположение, что он русский — Лесогоров. который перевел свою фамилию на немецкий язык: Вальд, берг — лес, гора.
В записках Р. Зотова[4] и в «Летописи русского театра»
П. Арапова [5] указано, что Вальберх был русским, по фамилии Лесогоров, немецкую же фамилию ему дали, «чтоб иметь больше успеха на сцене».
А язвительный Вигель [6] утверждал, что «посредственный танцовщик Лесогоров... перевел себя на немецкий язык, чтобы внушить зрителям более к себе уважения».
Внук актера А. В. Каратыгина — соученика Вальберха, комментируя дневник своего деда, пишет: «Иван Иванович Лесогоров... Его фамилия была Лесогоров, и между его предками не было пи шведских драбантов, ни немецких вахмистров. По выпуске Лесогорова из Театрального училища его, надобно полагать, за отличие произвели «в немцы», переведя его русскую фамилию на немецкий язык буквально «WaM berg»—«Вальдберг»[7].
Сохранились две записи И. Вальберха в дневнике (от 28 марта и от 1 апреля 1802 г.), в которых он шутя подписывается: «Слуга ваш господин Влесогоров» и говорит об ожидаемом рождении сына: «Ну, господин Влесогоров, посмотреть Хотя на тебя». Но шутки эти звучат уже серьезнее, когда мы обнаруживаем в списке выпускников театрального училища фамилию «Влесогоров Иван»[8]. Это И. И. Вальберх, выпущенный танцовщиком 18 ноября 1786 г. Мы видели, что в семье товарища по выпуску А. Каратыгина его знали как Лесогорова. Во II отделе «Архива дирекции императорских театров» опубликован приказ о ежедневной явке к директору Юсупову с перечислением всех режиссеров, в том числе и «Лесогорова (Вальберха)»[9].
В поисках истины мы обнаружили следующие документы.
В списках служащих театральной дирекции 3 1 1786 г.
назван портной Иван Вальберх, получающий самый низший из существующих годовой оклад — 100 руб. Там же указано, что он числится на службе с 10 октября 1766 г.1. Приказом 1792 г. портной Вальберх умолен со службы с половинным пенсионом2.
Таким образом, л год рождении II. II. Вальберха в дирекцию императорских театров поступает на службу в качестве портного Вальберх, чье имя совпадает с отчеством буду- ^ щего балетмейстера. Вспомним, что Вальберх указывает местом своего рождения Москву и что позднее он говорит об огсугстгшн н Мошне npyieii детства (это совершенно естественно, pa:i -ичнеленпе портного Вальберха на службу в Петербурге происходит, когда его сыну было меньше года). Так восстанавливается иедост.шаншое гшеио п биографии Вальберха.
return false">ссылка скрыта_Ипап Иванович Вальберх — сын „рядового портного театральной дирекции, быть может, иностранного происхождения, но совершенно ofipyceimiero (об этом говорят, в частности, нраносданные имена ею детей — Иван, Аксинья). Легенды о благородном дворянском происхождении развеиваются, как дым. Сын бедняка, влачившего нищенскую Жизнь, — вот кто такой "Вальберх.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Иван Иванович Вальберх родился 3 июля 1766 г. окончил Петербургскую балетную школу 18 ноября 17S6 г. Его 11 аставникамиТГыли А&киолнни, а в последнее время — Кмциани.. Вопреки "практике того времени, Вальберха зачислили в театр не фигурантом, как всех русских, а солистом, с годовым жалованием в 600 руб., вдвое превышающим
1 АДИТ, отд. II, стр. 414. а Та м же.
8 В «Петербургском некрополе» (СПБ, 1912, т. I, стр. 366) дат? рождения И. Вальберха указана по могильной надписи—1763 г. Это ошибка. Товарищ по выпуску А. Каратыгин отмечает в дневнике 4 июля 1819 г.: «Скончался... Вальберх на 53-м году от рождения» («Русская старина», 1880, октябрь). Вот еще одно подтверждение факта рождения в 1766 г.
обычный оклад выпускников[10]. В короткое время оклад его повышается до 1000 руб. В театре он сразу занимает положение «любимца петербургской .публики».
«Сей Вальберх был превосходным пантомимистом и обладал необыкновенным искусством мимики и гримировки,— вспоминает П. П. Каратыгин.—Мы слышали от Сосницкого, что как-то на святках 1816 или 1817 г. на вечере у князя Шаховского Вальберх несколько раз переменил костюм, до того изменив при этом физиономию, что был решительно неузнаваем. Не распачкивая (не гримируя. — Ю. С.) себе лица, он произвольно менял не только его выражение, но и самый оклад посредством шелковинки, которой стягивал себе щеки, нос и подбородок»[11]. Эта способность к полному пер_евoiIлощению давала Вальберху возможность выступать в различных амплуа, совершенно меняя свой облик.
В то время не писали рецензий. Поэтому дать обстоятельную характеристику танцовщика очень трудно. Немногие печатные мнения о нем единодушны в хвалебной оценке. «В сем балете, — пишет безыменный критик в 1811 г.,— кроме танцев... есть пантомимическая игра, требующая талантов отличных, то есть именно таких, какие видели мы здесь на театре. Любовника представлял г. Вальберг ... »[12]
Годом раньше на страницах того же журнала едва ли не тот же критик писал в связи с постановкой балета «Медея и Язон»: «Ежели зрителю хоть мало известны представляемые лица и отношения между ними, то в немой игре пантомимической все найдет он для себя совершенно попятным, разумеется, когда лица действуют так искусно, как г-жа Колосова и г. Вальберг. В трагедии актер, изъявляя чувства и страсти свои, недостаток в телодвижениях дополняет словами, и зрптепь, ежели не удивляется искусству игры его, то по крайней мере не остается в недоумении. Напротив того, в пантомимическом балеге безмолвное действие, заменяющее слова, будет ничего незначащим и даже отвратительным крпвляннем, ежели танцовщик не имеет надлежащего понятия об отношениях между внутренними чувствами и наружными знаками, которыми те чувства выражать должно»1.
Афиши свидетельствуют о том, что Вальберх — артист высокого класса. Он всюду дублирует европейскую знаменитость, любимца 11оверра—танцовщика Лепика2.
искусство танца. Ученик Анжиолини и Каьшиаыи — соперников 1 IoBcjpa в его драматической реформе балета, — он берет от них приемы телесной, мимической выразительности, грубую, по эффектную эксцентрическую виртуозность, восходящую по традициям к итальянской комедии дель арте.'С другой стороны, сценические примеры Лепика учат Вальберха иному исполнению партий мужского танца, в «серьезном жанре». Во времена Вальберха этот жанр уже не—ограничивался скульптурно-живописной позировкой, которой славился некогда Гаэтапо Вестрис-отец: завоевания Вестриса-сына ломают перегородки, отделяющие былой «серьезный жанр» от нового «полухарактерного». Уже входит в коду главный эффект искусства Огюста Вестрнса—пируэ- тирование, близкое по технике к тому, что мы видим сейчас. Медленные, красивые развертывания тела сочетаются со стремительными темпами вращений, перелетов и прыжков. Правда, эти приемы утвердит в России только Дюпор, но переход к новой тонике намечается еще во времена Лепика. Вальберх владеет его; однако на всю жизнь (^.остается врагом,трюка, врагом игры в публику. Поэтому он так критически относится к «Вестрису-ломалыцику»[13].
В_ГЩ4 г Raттьбррха. назпач^щ^пгспектором балета и преподавателем. В 1800 г. ему доверяют вьГоор артистов из крепостного балета .в Шклове. В это время его оклад по четырем должностям — актера, балетмейстера, инспектора, педагога — составляет 2700 руб. в год[14].
Постановочная работа Вальберха начинается в 1795 г. балетом «Гчлтщпра. р;)Г1.;.чмнцр» Неполный список его постановок содержит 36 оригинальных балетов, 10 возобновлений, 42 постановки танцев в операх и драмах.
В _18U2 г-. Вальберха командируют в Париж ;шиозшщом- ленця ..с .42дНжщзскйм балетом. Он— первый русский балетный артист, поЦьШБШий в Париже.
Париж начала революции мы знаем по впечатлениям Карамзина. Вальберх видит Париж консула Бонапарта. Любознательный и восприимчивый, он не ограничивает своих интересов балетным театром и жадно впитывает острые впечатления от пребывания в артистической «столице мира». Среди его собеседников, наряду с мастерами балета Кулоном, Пивелопом, Гарделем и Деге, драматический актер Дюгазоц и др. Вальберх не похож на праздношатающихся туристов: он все время учится, запоминает, что и как следует использовать в родном театре[15].
Трезво и деловито сравнивает_Влгтьбепх французский
MnTAimrTRpimMtt пя П(*ты:
«Возвращение Зефира». Декорации наши нучшв7 платья также...» «Вода, огонь удивительно хорошо представлены...» «Множество танцоров, танцорок. Хорошая музыка не всегда—вот все... «Здесьмахины лучшие, аунасбалети музыка превосходней, также и «декорации...» «И что здесь делает красу балетов — множество танц.в но великому числу танцоров и танцорок; у пас бы наскучило, потому что некем занять, когда одни люди и те же...» «Не запить групп из «Психеи». Он хорош. Пламя адское отменно хорошо...»
Как ребенок радуется Вальберх, когда видит, что петербургский балет соперничает в некоторых отношениях с парижским, что по_идей11 ой солепжател ьпости__и разнообразию русский пинте («Здесь не жди исторически правиль- жгй~~бтИет, — легонький сюжет и много вертепья»). Он счастлив, что у родного искусства есть сноп достоинства. Значит, не зря ушла многострадальная жизнь А за будущее русского балета он спокоен: «Парижане глупее и любопытнее русских мужиков... Истинное шампанское: пыль в глаза пустят как ученые, так и танцоры. Дай пройти несколько времени, увидишь, что'шампанское сделается хуже русского квасу»[16].
Переполненный впечатлениями и творческими планами, Вальберх возвращается домой в надежде на бурную деятельность. Но обстановка изменилась: приглашён Диггпо. Старинные парижские «ряги Пиппп — Гардель и Нивелон— сделали все для того, чтобы Вальберх заодно возненавидел великого мастера[17].
Он едет в Петербург, намереваясь воевать за свои права, но, спустя несколько месяцев совместной работы, видит, что Дидло_— его единомышленник и соратник в борьбе за развитие балетного искусства, притом искусства русского. Пафос художника у Вальберха сильнее самолюбия артиста. И потому он не интригует против Дидло, а сотрудничает с ним и Огюстом.
Обиженный судьбой, ревнивый к славе, желчный Дидло не склонен к альтруизму. Но Вальберху и его семье он всячески помогает '. Причины этого он объясняет в печати. В предисловии к либретто балета «Амур и Психея» (1809) Дидло дает Вальберху характеристику, свидетельствующую о том, что иностранец-художник понял лучше, чем кто-либо из соотечественников Вальберха, насколько значительна роль этого человека в судьбах русской хореографии. Говоря о тащшшшще Колосовой, Дидло заявляет: «Ее прекрасная наружность, эффектный танец (серьезный ^жанр), выдающийся талант мимистки... похвалы ее учителю г-ну Вальберху, который всеми уважаем не только как выдающийся и разнообразный артист, но и как добрый отец, честный человек и прекрасный товарищ. А когда такие качества соединяются с талантом, они словно удваиваются и придают новый блеск достоинствам человека»[18].
Ка!ОЗШШШШ1К_Вальберх постепенно теряет свои возможности — туберкулез подтачивает его сильТ[19]". Он отдает свою кипучую энергию педагогике^ постановкам, успешно занимается самообразованием, литературными делами. Жизнь Вальберха полна забот о многочисленном семействе
(десять детей, племянница, много воспитанников[20]) и товарищах по сцене, больше всего о молодежи. Болезнь сваливает его с ног неожиданно. В разгар театрального сезона — в марте 1819 г. — Вальберх вынужден сойти со сцены. 4 июля 1819 г. он умирает2.
БАЛЕТМЕЙСТЕР
«...Я предпринял... сделать...
нравственный Г) л лет».
Вальберх
До 1783 г. в Петербурге не было постоянно действующего публичного театра. Балетная жизнь тогдашней столицы сводилась к камерным дворцовым представлениям, на которые допускался преимущественно узкий круг придворной знати.
Но вот за три года до выпуска Вальберха из училища открывается театр, рассчитанный на более широкие слои зрителя. Зал этого театра заполняет сравнительно разнообразная публика. Здесь мы видим нее группы дворянства, столичное купечество, разночинцев, иностранную колонию. Идет длительный процесс превращения камерного дворцового зрелища в искусство, имеющее большое идейно-художественное звучание. Часть первых, едва ли не наиболее трудных преобразований в балете выпадает на долю Вальберха. В этой реформаторской деятельности ему помогли уроки предшественников и учителей.
Передовые художники западноевропейской хореографии появились в России, начиная с 60-х годов XVIII века. Предшественник Новерра — венский хореограф Гиль- фердинг, творческий соперник Новерра — Анжиолини, любимец Новерра — выдающийся танцовщик Лепик, блестящий педагог и настойчивый проводник новерровских реформ Канциани — все они привозили в Россию новые идеи, на практике преобразовывая балет.
На Западе в наступление на консервативные формы и эстетику придворного балета шел в эту эпоху ряд замечательных балетмейстеров, музыкантов, художников, журналистов и философов. Вольтер и Руссо, Мармонтель и Дидро, Седен и Бомарше, Рамо и Глюк, Сервандони и Боке, Вестрис и Новерр, Доберваль и Гардель—все они идейно и практически перевооружали старый придворный балет. Он отделился от оперы, появилась балетная драматургия и режиссура в современном понимании, образы героев танцовальных пьес стали более жизненными, сценическая техника изменилась и обогатилась, сотрудничество либреттиста, композитора, балетмейстера и художника повысило идейную содержательность и образность танцевального спектакля.
В петербургском императорском театре горячие речй Анжиолини, Лепика и Канциани обрывались на полуслове. Быстро охладевал пыл новаторов, и пропадало желание заниматься реформами. Руководители российских придворных театров меньше всего требовали от приезжих мастеров новой тематики. Петербургский двор ждал модных новинок Парижа, разнообразных зрелищ и увеселений в стиле бально- любительской хореографии, ненавистной Новерру и его последователям. Короткие жанровые дивертисменты и пышные аллегорические инсценировки по случаю торжеств при дворе — вот за что платили деньги иностранным гастролерам.
К счастью, у художников-новаторов нашлись преемники. В числе этих преемников первым был Вальоерх, Подготовленный к такой деятельности развитием общественной жизни конца екатерининских времен,
Конечно, он не обладал правами театрального диктатора, без которых немыслимо было в его время сделать то, что удалось с боями Новерру, а несколько позже — Дидло[21]. И все же одним из первых в Европе и первым в России Вальберх ставил балет иа современной яшзцй, 'пользуясь музыкой русского композитора, чго тоже явилось новшеством. В _1799j\ Вальберх инсценирует, как он пишет жене, «анекдот, случившийся в Москве, и, следовательно, для здешней публики будет очень интересен»: это балетна музыку Титова с увлекательным названием «Ншши Вертерв^Т Здесь Вальберх впервые ввел современные костюмы.
Уже одно это вызвало резкоеГосуждение театральных рутинеров. Но успех балета явился достойной наградой смелому постановщику. Однако Вальберх прекрасно понимал, что принести намеченные им преобразования сразу в полном объеме будет не только трудно, по просто невозможно. Он сам видел границы своей реформаторской деятельности. В найденном нами и впервые публикуемом документе заключено грустное признание артиста: «Сколь трудно истребление закоренело! о обыкновения! Когда же я осмелился сделать балет «Новый Вертер», о! как мнимые умники и знатоки восстали против меня! Как! балет, в коем будут танцовать в фраках? Я думал, что я погиб; но нашлись истинные знатоки, и балет имел успех; со всем тем, когда я предпринял сделать другой нравственной балет, не осмелился, однако же, на фраки, а оделся и одел других в испанский костюмГ»[22].
Вальберх избрал обходный путь, более долгий, но ведущий к той же цели. С неутомимым упорством он предпринимает частичные реформы, перестраивает тематику, затем сюжет, хореографическое изложение действия, вводит новые костюмы.
«Отметим, что Вальберх на нашей сцене был.преобразо- вателцм_балета, —"писал уже цитированный нами Каратыгин.—До него даже во время Кальцеваро, Канциани и Лепика балеты ограничивались танцами отдельных соло, j>as de deux, pas de trois и т. д., танцами кордебалета и более или менее живописными группами; ни о пантомиме, ни о •соблюдении верности в костюмировке не было и помину. Вальберх создал настоящий пантомимный балет и старался заменить пудреные парики, робронды, фижмы и французские кафтаны действующих лиц костюмами, соответствующими сюжету пьесы. Балетные герои и героини заговорили не языком обыкновенных смертных, но лицами, глазами, жестами, — одним словом, пантомимою»[23].
П. Каратыгин ошибался, приписывая Вальберху всю честь преобразований: Вальберх осуществил то, что готовили новерровские ученики в России, в особенности недооцененный Лепик[24]. Это они завещали принцип драматизированного баЗГетаТновую тематику, серьезный жанр, человеческие страсти как основу спектакли, новое назначение хореографии — не только тешить зрение, но говорить уму и сердцу.
Но, перенимая принципы Новерра, Вальберх осмысливал их критически. Он боролся за идейность искусства хореографии, стремясь отделаться от чрезмерного рационализма новерровского балета. Для него идейность («нравственность», как он ее называл) превыше всего. Один из немногих в нору отрочества русского балета, Вальберх вступает па путь, к которому призывают передовые деятели русской культуры того времени, желающие в искусстве говорить о жизни и реальных человеческих чувствах и переживаниях. В цептре~йх~внимания — человеческие добродетели и пороки. Чувствительность героев, невольно вызывающая нашу улыбку, является для них выражением сильной реакции на происходящее: восторга перед идеалами, гнева но поводу несправедливости.
Вальберх сочинил целый ряд балетов из реальной <кизни.'.|Великодутие i осv,ирей, справедливая расправа с феодалами, в корыстных целях притесняющими королевских подданных, страдание женщин-героинь, натеткка борьбы — таковы сюжетные мотивы его спектаклей. Его сфера — мелодрама, сентиментальная драма. Его герои и героини обречены на тяГчайшие переживания. Балеты изобилуют обмороками, сценами ужасов...
Сценарии Вальберха давно уже стали библиографической редкостью. Это дает нам право ознакомить читателя с некоторыми а.I них.
Действие балета «Генрих iy. или 1 1.и-ран,;) /тброгиуг^гтио (1816) развертывается так: пир в королевских покоях. Маркиз Континн подает Генриху IV (Дидло) жалобу па герцога Сюлли (Вальберх), в которой клевещет на него. Генрих требует у Сюллп объяснении. Вместо ответа Сюлли вручает королю другой документ, прочитав который король «приходит в ужас, усмотря невинность Сюлли и гнусность клеветы против него». Мир восстановлен, король официально сообщает приближенным о невиновности Сюлли и отправляется на охоту.
Действие переносится в лес. Вдали замок маркиза Коп- тини. Крестьяне веселятся. Котипи приказывает слугам похитить красавицу Агату «как предмет своих развратных намерений». Агата, сопровождаемая работником Флейном, подвергается нападению слуг маркиза. С трудом отбившись от них, она, по совету Флейна, идет в замок жаловаться на слуг. Но едва Агата переступает границу двора, как ворота запираются, и она оказывается в плену.
Сцена изображает замок. Агаы прибегает к маркизу, следившему за похищением, и, не подозревая его замысла, жалуется ему на ^ г. Коптини притворпо ругает слуг, а затем, оставшись пае uric, «объясняет ей свою любовь». Агата в ужасе от его обьяснения и его подарков. Появляется слуга, сообщающий, что король требует к себе маркиза. Контини уходит, приказав слугам запереть Агату. Агата срывает занавеску с окна и, сделав из нее веревку, спускается вниз.
Третий акт возвращает зрителя к праздничной обстановке начала второго действия. Веселье прервано вбегающим работником Флейном, который сообщает, что Агата похищена. «Крестьяне, тем раздраженные, хотят силой вломиться в замок, чтобы освободить Агату». В это время они видят Агату, спускающуюся из окна. Короткая радостная встреча. Начавшаяся гроза и ночь уводят всех со сцены.
Действие снова происходит в лесу. Гроза. Король, потерявший в темноте своих спутников, случайно наталкивается на отца Агаты. Не подозревая, что перед ним король, тот приглашает его к себе домой. Буря утихает. Трое разбойников нападают на Контипи, вот-вот он погибнет. Появляется лесник Ришард, жених Агаты, убивает одного из бандитов, обращает в бегство остальных и «тем спасает жизнь злодею, покушавшемуся на честь его невесты». Ришард уводит маркиза с собой.
Четвертое действие развертывается внутри дома Агаты. Ждут возвращения отца и Ришарда. Отец приходит с королем, которого не узнают. Все пьют за здоровье монарха. Генрих IV с симпатией относится к семье Агаты и к ней самой. Появляется Ришард в сопровождении Контини и придворных. Придворные падают ниц перед королем. Агата в ужасе при виде обольстителя. По требованию короля, она рассказывает о поступке Контини. Генрих выгоняет его, грозя суровой карой, и благословляет брак Агаты с Ришардом. Как гласит либретто, «театр переменяется и представляет внутренность мызы, на возвышениях которой видны многие ветряные мельницы, крылья которых унизаны разноцветными фонарями — все они в движении». Танцовальпан сюита в честь короля и жениха с невестой заканчивает спектакль.
.. Вальберх не сочинил сюжета: он^аимствовал его из многих источников. Здесь и опера Седена— Монашьи «Король «■•фермер», поставленная впервые~~в Париже в 1762 г., и зингащцль «Охота» (муз. Гиллера), осуществленный в Лейп- u,nfe в 30-х гг. Заслуга Вальберха даже не в том, что он пересочинил сюжет дли балетной сцены. Дажны тенденции, которые вложены им в а гот спектакль. ПуДЪ действие содержит излишние^ с нашей точки зрения, эпизоды (в особенности кажется ненужным первый акт), пусть в этом балете есть недоступные для хореографии ситуации (как, например, объяснить бе:! помощи слов, что документ Контини содержит обвинения против Сюлли, а документ Сюлли доказывает его невиновность?), — суть не в этих типичных
для того времени ошибках. Иптересно,_к а к расставляет силы Вальберх,_1£_о_м_у, по его замыслу7 дол>Кен симпатизировать зритель, к о г о он делает носителем своих идеалов, какую мбрлЛЬ проповедует. В самом стремлении к морализации, в настойчивости намерения показать добродетель, торжествующую в среде бесхихростных, -чеет- ныхтоужеников, уже кроется то повое, что делает балеты Вальберха человечными и осмысленными. Вал<-б''ру xoiigT( чтобы_бадет_ учил и воспитывал зрителя, а не только его развлекал и потещад. Это новая большая и трудная задача,"* принятая им на себя добровольно, ибо развлекать Вальберх умел. Даже сейчас, более ста лег спустя, мы оценим режиссерскую находку эффектного фпиала балета: веселые, стремительные танцы в полутьме освещены множеством светлячков-фонариков, которые как бы танцуют па движущихся крыльях ветряных мельниц.
Важно и другое: Вальберх работает на материале близкой, а порой и современной ему но.шш. Еготворческие принципы связаны с идейно-художественными принципами современной ему литературы. «Сентиментальное путешег ствие» Стерна вызвало к жизни балет «Новый"Стерп» (1801). гетевскии__ «Вертер» навел на мысль о «Новом Вертере», для балетного сценария Вальберх используеТ—зПавла тт Виргинию» Бернардена де Сен Пьера.
2* |
Запишем в биографию Вальберха еще один существенный факт. Первым ня рутч-пй птрцр и одним из первых в мировом театре о насочиняет шекспировский б.чл<'т «Ро- мео и Юлия» и исполняет в нем роль Ромео (1809)'.
В чем же идейная и стилевая новизна балетов Вальберха? Это новое проявляется прежде всего в робкой, но явственной симпатии к героям, о которых прежде и не помышляли: К_1ВУЖеникам, кр^от^я^;м^ ^пшч-:i&wmi<ям, купцам. Сцены семейной радости, тема личного счастья в труде и любви все чаще проникают в сценарии Вальберха, означая переход к новому направлению в балете — сещ'и- ментаЗЩЩСл'аков, п а п р i шер^ТЩГюД 1<тТШи"оалет «Маленький матрос» (1808). —
Откупщик выдает старшую дочь замуж. Буря на море прерывает веселье. Все убегают » дом, оставляя пиршество в самом разгаре. Тонет корабль, волны выбрасывают на берег сына «капитана корсарского корабля»— маленького матроса (его роль играла Е. И. Колосова). Юноша садится за опустевший стол и жадно ест. Здесь его застает младшая дочь откупщика. Молодые люди влюбляются
друг в друга. Тем временем волны приносят на берег самого капитана. Он — в горе: погиб любимый сын. Сообщение о том, что сын спасся, омрачено признанием маленького матроса: он любит девушку и потому отказывается уйти с отцом, не желая возобновлять «корсарские путешествия». Отец в гневе хочет застрелить сына. Но тут вмешивается откупщик. Он описывает старому капитану радости семейной жизни: рыбную ловлю, охоту, забавы с внучатами, ласки сына и его жены. И морской волк сдается: картины мирного покоя сельской жизни его прельстили. Буря утихла. Возобновляется веселье, прерванное было непогодой. Вместо одной свадьбы празднуются две. —
Конечно, здесь нее очень наивно и примитивно. Конечно, в центральном месте действия — вмешательство откупщика— постановщик прибегал к приемам мимического рассказа. Конечно, в балете много «галантного пейзапства», но все это не колеблет основного, и прав П. Каратыгин, когда он говорит о Вальберхе как о художнике-новаторе, который впервые ввел в балет реальных людей, показал сильные человеческие переживания. В спектаклях Вальберха подчас больше настоящей жизни, чем в .балетах Новерра и Доберваля, хотя наряду с этим его сценарии отмечены чертами рассудочности. Инпгля Ftanbfippv ирибргап к приемам старого театра — к помощи титров, пояснявших, il£JIf.)BIi>/тf<>'-: J11 вдадил слово и вокал, верил во всемогущество пантомимы там, где она была бессильна (диалоги), паде>|лся на чтение либретто как на обязательный комментарий к сценическому действию... Но это свидетельствует не столько о слабостях Вальберха, сколько о том., что ои жил и работал в переходное BjjeMg. Существенно то, что Вальберх давал широкий простор чувствам зрителей, добивался того, что зрители сострадали героям, симпатизировали им или, негодуя, отворачивались от их поступков. Этим он открывал новый этап в развитии искусства.
Адам Глушковский оставил • нам уникальное описание игры Колосовой — Изоры в IV акте наиболее зрелого балета Вальберха «Рауль Синяя БородаР:
«Когда Рауль требует у нее ключей, она в страхе думает, что ключи у нее за поясом: трепещущими руками, в страшном беспокойстве ищет их около себя и, не найдя, не знает, что отвечать! наконец, говорит ему, что они в другой комнате. Рауль с гневом повелевает их принести, она успокаивает его улыбкой, смешанною со страхом. Рауль вторично грозно приказывает ей итти искать ключи! с опущенной головой идет она и едва переступает: колени у нее подгибаются, и она от слабости едва не падает, по временам у нее из груди вылетают вздохи. Рауль в нетерпении подходит к пей скорыми шагами, показывая на рукоятку своего меча. Она в испуге картинно останавливается: все члены дрожат, а на лице отчаяние, смешанное со страхом...
Когда Изора является на сцену бледная, с полураспу- щенными волосами, держа в руках переломленный ключ от кабинета, она, изнемогая, останавливается, опирается на кресло, после подходит к Раулю, отворотив от него голову, дрожащей рукой отдает ему ключ. Рауль в бешенстве, увидев, что он переломлен. Изора падает перед ним без памяти на колени, просит пощады, он отталкивает ее от себя; тогда она обнимает его ноги. Рауль хочет отступить, но невольно влечет ее за собою, потому что ее руки замерли у его колен; с усилием освобождается он от нее и велит ей приготовиться к смерти, а сам с поспешностью и гневом уходит в кабинет»[25].
~ Глушковский расшифровывает технологию сценических средств Вальберха2. Это пантомима, в которую входят только бытово оправданные танцы и дивертисмент на празднике.
©д. г || у in к о в с к и й, Воспоминания балетмейстера, Л., «Искусство», 1910. стр. 124.
2 Воздавая должное балету «Рауль Синяя Борода», антор статьи в «Вестнике Европы» за 1811 г. подметил:
«В рассуждении самого балета заметим недостатки, которых сочинителю избежать было невозможно: Изора в беспамятстве от ужаса ныбегает из заповедного кабинета, но как узнает зритель, что ома гам видела мертвые тела трех жен Рауля? Какими знаками уведомляет он, что Осман, престарелый домоправитель Рауля, обещается лсрс>pot-ni i. письмо через вал посредством самострела к стоящему там мажу, о котором зритель ничего ведать не может, не читавши программы?.. Для немой игры надобно выбирать такие происшествия, коих все обстоятельства могут быть выражены посредством видимых знаков и телодвижений».
Удачная режиссура[26], яркие и сильные ситуации обеспечивали пантомиме такую убедительность, что зритель не задумывался над естественным для нас вопросом: почему основное действие не разрешается танцем?
«Все движение русской литературы (до Пушкина) заключалось в стремлении сблизиться с жизнью, с действительностью»[27], — писал Белинский. Той же дорогой шел и молодой русский балет, ведомый Вальберхом.
СМЫСЛ ЖИЗНИ
«Теперь я чуне гнуто, что у меня есть отечество и сколько «по любезно полуют быть всякому честному человеку».
Вальберх
В годы, когда Вальберх начинал свою сценическую карьеру, русская общественная жизнь была на подъеме. Постепенно расширялся круг люден, занимающихся философией, социальными пауками, историей России. Росли и множились ряды любителей искусства, поэзии,'музыки. Просветительная деятельность Ломоносова, Фонвизина, Новикова и других передовых лтодей~Х\/ 111 века уже приносила свои плоды.
Вальберх один из немногих.]? балете был в числе последовательных борцов за новые идеи. ОТГвоспитывается на передовой печати, дружит с передовыми людьми. Насколько высоко поднялся Вальберх, став в один ряд с передовыми деятелями своего времени, видно из его высказываний, отнюдь не рассчитанных на печать или огласку. В его записях и апология артистической профессии, и вера в театр как «школу нравов, суд заблуждений» (Крылов) и убежденное повторение рассуждений Крылова о том, что «презрения достойны только низкие души, а не низкие звания», и ненависть к «счастливым трутням», и борьба за высокую моральную честность, за общественную полезность («Истинно честному надлежит быть полезным обществу во всех местах и во всех случаях». — Крылов).
Вальберх внимательно прислушивается к высказываниям Крылова и его единомышленников. Однако главным учителем Бальйерха была сама жизнь, окружающая его действительность. Здесь на каждом шагу факты приводят его к размышлениям и выводам.
Вальберх открытыми глазами смотрел на окружающий его мир. Он видел, что в этой среде честный труженик обречен на страдания, а воры, взяточники, льстецы и бездельники процветают. С первых лет жизни он мог убедиться в этом на споем личном опыте. Его детские годы в нищей, полуголодной семье проходили безрадостно. Десятилетним мальчиком он поступает в театральную школу. Загорается надежда, кажется, что теперь все будет хорошо. Но здесь, г; школе, он сталкивается с высокомерием, черствостью, нечестностью чиновников.
Окончив училище, Вальберх записал:
«1786_года ноябри 18 дня it соеяуиышел из Театрального училища на жалованье Иван Вальберх, чем избавил- ся от муки терпеть воровство экономово в кушанье, в одежде и в прочем, чего для и поставляется сей день в число праздников Валберховых».
На протяжении всей жизни он снова и снова будет повторять эту запись на разных языках, каким выучится.
Когда Вальберх окончил школу, ему было двадцать лет. Великолепное время избытка сил, планов и светлых .мечтаний! Все как будто хорошо на первых порах: и жалованье, и роли, и положение. По ничто не может избавить его от творческой недооценки, от плохо скрываемого презрения, от материальных и моральных унижений. Он русский, а к русским балетным артистам в то время относились пренебрежительно. Театральные чиновники считали, что русские «дансеры» не могут итти ни в какое сравнение с иностранными мастерами. Еще недавно юный Валь- берх встречал на сцене старого отставного танцовщика, питомца Лапде и Фоссано, одним из первых овладевшего иноземной грамотой танца. Обессиленный старостью, лишениями и алкоголем, Тидлпф"" Куб охмелев, расска-. зывал, как плясал он главные роли у «Анжиолиния» в Вене, > самого Новерра, как после этого брезгливо и удивленно глядели на Тимошку «господа директора и подди- ректора», когда, вернувшись на родину, он бойко с иностранным прононсом тараторил о кавалере Глюке, о I Iparepe, о праз, ничпой Вене. Дирекции не могла поверить, что из русского мужика мог выйти толк. Но факты упрямы: Бубликов предъявлял аттестаты мировых знаменитостей, рецензии. Пришлось допустить его до первых ролей, конечно, не изменив отношения к вопросу по существу[28].
Накануне выхода Вальберха из школы одаренность русских учеников настолько бросалась в глаза, что даже близорукие чиновники не могли этого не заметить.
«1785 года февраля 6 дня Комитет, усмотря в воспитанниках... великие расположения к танцованию и полагая, что с попечением о сем со временем можно будет обойтись без чужестранных танцоров, признал за благо как для школы, так и для зрелища принять на службу такого человека, который соединил бы в себе нужные таланты для завершения воспитанников в танцовании и постановлении оных в такое положение, чтобы они могли заменить чужеземных»[29].
Это решение помогло Вальберху: пригласили педагогом
Канциани, и, по его настоянию, р усскага________ восп ит а н ник a
с о листом е фигурантом.
ТГ^ГгЛерхз^повезлоТопТ^^ учитель и балет
мейстер, но в глазах директора он видит ту же самую улыбку полупрезрении, полуснисхождения, о которой некогда рассказывал Бубликов. Вальберху и его талантливым ученикам не отказывают в работе, когда нет приезжих, но тотчас же отнимают ее, когда появится иностранец, и платят за труды, разумеется, меньше, чем мастерам из-за границы[30].
Наступает пора сценической зрелости Вальберха. Атмосфера вокруг становится все более душной. Пугачевское восстание, страх перед французской революцией, рост общественного недовольства приводят к жесточайшей реакции последних лет ц-ф^пппния Рассы
пались содружества мечтателей и борцов, лучшие люди — в тюрьмах, в ссылке, журналы закрыты, книги, прибывающие из-за границы, «обеззаражены». С появлением на престоле Павла I атмосфера удушья становится особенно оскорбительной и тяжелой для русского человека.
Убийство Павла I как будто кладет этому предел. Начинается новый век, и вместе с ним занимается заря новой жизни. На престоле — Александр I, отменены все унизи- тельные порядки гатчиГТОого самодура. ~Вят1ь5брха на казенный счет~~отТГравляют в Париж. Повеяло свежим воздухом, и Вальберх расправляет "согнутые с детства плечи. Он уже не так молод, но готов, как юноша, мечтать и верить. Десятки замыслов, один интереснее другого, ждут только времени и места для воплощения, по отрезвление приходит скоро: все остается прежним. Мошенники, норм, тираны и русофобы не перевелись: няни ушли, другие пришли им на смену. У нового директора нмпира'Гп^к'кнх театров Нарышкина не только широкие ОЯрскис жесты, но и тяже пая барская рука. А годы идут, морщины боролднт ипцо, гктпцпп кашель становится все изнурительней, силы t.noi-, хпшмм'ы растут.
Вальберх страстно ненавидел окружающую ею действительность императорских театров. Он отлично осознает, как мрачна и бесчеловечна обстановка, в которой живет и работает русский актер. И письмах его мы находим слова жгучего про фения п ненависти к светским волокитам[31]. В споем парижском дневнике Вальберх пишет:
<< ...я наплюю на пересуды дураков, полагающих все в чинах и богатстве... Много я видал дураком с чипами, бездельников богатых, видал плутов и в противных тому состояниях и принужденно с иными из них знался, то уподоблюсь им, когда постыжусь принять и угостить честного человека. На что мне знать, дворянин ли он, богат ли, с чином ли?»[32]Такова лейттема его образа мышления.
Лесть, подхалимство и доносы Вальберх ненавидел до глубины души. Его дневник и письма к жене полны таких едких замечаний по адресу чиновников и господ, что, попади они в руки начальства, Вальберху пришлось бы, вероятно, расстаться со службой в императорских театрах. «Театральная сволочь... Оплювы (это острое словечко придумапо им специально для чиновников. — Ю. С.), свинья на свинье... интриган на интригане... ко мне липнут, как мухи, кто с жалобой, кто с просьбой, кто с доносом, но я от всех бегаю».
С негодованием пишет он о балетмей£1!йре_" Щевалье. Благодаря связи своей жены с графом Кутайсовым, фаворитом Павла, угодливый Шевалье в короткий срок сделал ослепительную карьеру[33]. Вальберху нрегят спекулянты от искусства, он ненавидит тех, кто превращает искусство в стяжательство. В этом отвращении к Шевалье нет личной злобы и личных счетов. В Париже Вальберху рассказывают, что высланный из России Шевалье клевещет на облагодетельствовавшую его Россию, позорит русских артистов, и в душе Вальберха поднимается горячая волна национальной гордости, обиды и гнева[34]. Вальберх ненавидит дворцово- чиновный мир, ко он пылко любит родину. А «любить свою родину—значит пламенно желать видеть в пей осуществление идеала человечества м но мере сил споспешествовать этому... надобно, чтобы эта любовь не была мертвым довольствием тем, что есть» (Белинский).
Возмущаясь в письме из Москвы почтением чиновников к балетмейстеру Ламиралю, который не выполняет обязанностей педагога, делает все из рук вон плохо, а жалование получает больше всех русских, Вальберх писал: «Смешит, что мать наша Россия... терпит таких мерзавцев», но вставляет в фразу оговорку: «или, лучше, русские баре». Возвыситься до такой оговорки — значит понять, что «русские баре» не представляют истинную Россию.
Вальберх убежден, что несправедливость рано или поздно обречена на уничтожение. Бессмертны люди, — пусть униженные и оскорбленные сегодня, — если они утверждают честь и ч етность идеала. «Не должно всегда смотреть на людей с черной стороны», - останавливает Вальберх себя и жену в трудную минуту.
Чувство подлинного товарищества, общности интересов с товарищами но работе не покидает Вальберха никогда. Своим собратьям по искусству, своей семье, понимая под ней каждого способного человека, нужцающегся в его помощи, Вальберх отдает всего себя, свою жизнь патриота и гражданина. Любовь к отечеству и ненависть к его поработителям, скептицизм и мечтательность, замкнутость и беспредельная отзывчивость на все беды товарищей по искусству, на все нужды родного театра создают противоречивый на первый взгляд образ художника-гражданина Ивана Вальберха.
"И душе русского человека есть черта особого, скрытого lepoirtMa. ;)то внутрилежащая, глубокая страсть души, с (.сдающая человека, его житейскую личность до самозабвения. Такого подвига никто не оцепит; он лежит под спудом личности, он иевпдпм. По это величайшая сила -кизни, она двигает юрами» (Репин). Вальберх был из числа таких людей. Сам того не подозревая па мерных порах, он iia заре русского театра принял присягу на верность брат- ству'русских актеров, став одним из его виднейших деятелей.
Никто не пир юап.шлч и не писал устава этого братства. Никто не созыв,м учредительного собрания, не организовывал приема в nei о. I leiincannoe, никем мрп императорском дворе не предусмотренное, оно родилось с первых шагов балетного театра в России, в среде дворовых парней и ленок, fmtamii.iv па дыучку танцмёистер&ОанПр " Фогг.яшь И пуч- шиеиз тех, кто позднее выходил на сцену, не столько знали, сколько сердцем чуяли непреложные законы этого братства: любить русское искусство больше себя, бережно хранить и множить его богатства, всегда помогать товарищам, как бы ни было туго самому, верить в светлое будущее России. Чиновники и придворные, иронически смеясь, дивились проявлениям этих порывов. Те, кого современники называли фанатиками и мечтателями, — Настенька Беридщза, умиравшая от чахоткиг поделившаяся с юной Кштосовой и другими тайнами своего искусства, Вальберх, задыхавшийся от нужды и тем не менее содержавший несколько талантливых подростков (подробнее об этом ниже), Колосова, никому не отказывавшая в уроках и помощи, чудак Глушковский, отдавший жизнь рождению московского балета, Андреяна- ва, познакомившая уже не Россию с Европой, а «Европу с "Россией» и тем не менее изгнанная из императорских театров «за ненадобностью» и умер1пая па чужбине, — все они были членами этого братства, принесшего родному искусству мировую славу.•
Вот почему, когда скончался Вальберх, не «русские баре» и не «оплювы»-чиновники, а весь коллектив русского театра отдал ему последние почести. 18 июля 1819 г. шел спектакль <<в пользу детей скончавшегося~балетмёйстера И7~ Вальберха —^сочинение Дидло «Морская победа, или Освобождение пленных». «В дивертисменте были на выходе артисты и артистки всех трупп», — регистрирует в своем дневнике А. В. Каратыгин.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
«Всё пыль, мечта, кроме чистой совестиЬ>
Вальберх
«Есть нечто... побуждающее меня не соглашаться на предложение ласковых московских любителей и начальника здешнего театра,— записывает Вальберх в дневнике 1811 г., когда ведутся усиленные переговоры о назначении его художественным руководителем только что организованного московского императорского балета. —Как русский поступаю согласно с моею совестью, а как человек нынешнего века... как дурак, ибо ныне все более думают о выгодах, чем о честности... Они и простили это... Да могу ли я сам себе простить?»[35]
Мы не знаем, чего требовали от совести Вальберха московские правители театра. Но у пас нет оснований сомневаться в искренности приведенных выше слов: они не были рассчитаны на обнародование. Когда-нибудь станет известным содержание и этих московских переговоров Вальберха. Пока же скажем только, что в творческих делах честь с тояла у hci о всегда выше личной выгоды.
«Честный человек и прекрасный товарищ», как вспоминали о нем современники, Вальберх выделялся не только как крупный актер, педагог и балетмейстер. Он был подливным общественником, деятелем русского сценического искусства.
В годы циничного эгоизма, продажности, неприкрытого разврата, низкопоклонства и пресмыкания перед начальством Вальберх и его семья являлись редким образцом высокой нравственности, образованности и товарищества. Любовь к семье отражена в дневнике и переписке Вальберха.
Об этой любви говорят решительно все. «Вальберх умнейший и прекраснейший человек»[36]; «будучи сам человеком превосходно образованным, он отлично воспитал своих детей...»[37]; дочь Вальберха «прекрасная собой, очень^обра- зованная девушка»8.
Злой Вшель и тог вюрпг ошцсму хору: «Валберхова, как уверяли, примерной нравственности, скромна, добродетельна и отказалась от брака для тою, чтобы прилежнее заниматься воспитанием сирот — меньших братьев и сестер»[38].
Семья Вальберхопых прочно пошла в историю русского театра прошлой» века. Марии Валберхова — талантливая актриса, о которой с гтртгялтплр писал Пушкин[39]. Другая его дочь выходит "замуж за знамению! о танцовщика Гольца. Дочь Гольца становится женой трл! нка JI. Леонидова. Дети Леонидова роднятся с превосходным артистом балета Тимофеем Стуколкиным и Мариусом Петипа. Таким образом, потомки Вальберха создают на русской сцене XIX века живую цепь лучших традиций.
Но семья Вальберха фактически насчитывала не десятерых детей, а гораздо больше, ибо оп воспитывал еще нескольких молодых артистов.
Замечательная актриса пушкинской эпохи Евгения Колосова (Неелова) многим обязана Вальберху. Как мы видели, жизнь в школе была не легка. Вальберх, учитель Колосовой, с детства заботился о ней, помогал развитию ее дарования. Когда из экономии интернат при школе был закрыт, Колосовой угрожало прекращение театральной карьеры: ее отец—неимущий, спившийся фигурант Неелов[40] — не в состоянии был содержать и обучать дочь. «К счастью,— пишет ее биограф Н. Мундт, — нашелся добрый человек, который в самую тяжелую минуту подал руку помощи. Человек этот был Вальберх. Обремененный сам большим семейством и живя одним жалованием, он взял к себе в дом свою бывшую ученицу и продолжал давать ей уроки. Благодеяния этого Евгения Ивановна не забывала никогда и до самой смерти своего почтенного учителя сохранила к нему чувство нежнейшей привязанности и уважения»[41].
Вальберх приютил в своей семье и другую даровитую ученицу, не имевшую родных и средств к жизни, — Анну Контипи. Погруженный в работу, больной, Вальберх с радостью приходил на помощь любому талантливому человеку[42].
В воспоминаниях о выдающемся русском театральном деятеле драматурге и педагоге кн. А. Шаховском П. Смирнов рассказывает: «Князь Шаховской в 1796 г. был вытребован в Петербург на службу в Преображенский полк, куда был записан с самого детства, и поселился в почтенном семействе Ивана Ивановича Вальберха,балетмейстера и инспектора тогдашней балетной труппы. Горя врожденной страстью к авторству, он втихомолку сплетал вирши и читал их, с свойственным ему жаром, в весьма ограниченном кругу своих знакомых, между которыми главою был Иван Иванович Вальберх, о памяти которого покойный Шаховской отзывался всегда с особым уважением и искренней признательностью. В а л ь б с р х в то время в Петербурге был для него вторым о тцом. Видя бедность
Шаховского, Вальберх содержал его, как родного сына, хлопотал о выгодах его жизни»[43].
А. Ярцев, биограф А. Шаховского, подробно остапавли- иается на жизни будущего драматурга в семье Вальберха. Выясняются любопытные детали. Приехав в Петербург, 1б-летний сержант Шаховской обратился за помощью к м)оим знатным и богатым родственникам, по не нашел у них материальной поддержки. Так, вспоминает Шаховской, его знатный дедушка, генерал-аншеф Пассек, «пустил на волю божыо, не справляясь, как и чем я живу»[44]. И вот а критическую мииугу чужой человек, малоимущий сын плебея-портного, Вальберх стал для юного князя отцом, наставником и другом. Он же надоумил Шаховского заняться драматургией. По некоторым сведениям Вальберх познакомил Шаховского с Дмитревским, который посо- нетовал молодому человеку попробовать свои силы в сочинении пьес.
Впоследствии Вальберх и Шаховской постоянно объединялись в работе. В большинстве пьес Шаховского Валь- йерх участвовал как постановщик танцев. Эго была истинная творческая связь, общность художественных интересов, псепоглощающая страсть к театру, до смерти не покидавшая этих двух «чудаков». Помощь Шаховскому, Колосовой, Контини и др. была бескорыстна. Но особенно ярко бескорыстие Вальберха проявилось в педагогической деятельности. В 1793 г. директор Юсупой~утвердил так называемый «план Казасси», согласно которому всех балетных учеников решено было обучиъ и певческому, и музыкальному, и... малярно-живописному делу. Такая универсальность обра- ювания приводила к дилетантизму. Канциани, как и все шоверровцы», был за специализацшй~^атрнльШ)го обра- ювания". Он демонстративно ушел из школы. На место Канциани пришел русский учитель" ВальбёрЗГГ" Состави
тель истории Петербургской балетной школы расценивал это поступление Вальберха в шкоЛуишС «предательство)) по отношению к учителю[45]. Такой вывод совершенно не верен. Во имя чего Вальберх согласился быть педагогом, что привлекло его? Честь, деньги? Ответ дает приказ Юсупова от 1 октября 1794 г., согласно которому Вальберх назначается педагогом с жалованьем... 300 руб. в год[46]. За труд, оцененный для Канциани в 2500 руб., Вальберху платили чуть ли не десятую часть.
Нет, не измена учителю, не корысть и даже не нужда руководили Вальберхом в его поступке, а тревога за школу и забота о подрастающем поколении. С уходом Канциани школа очутилась в критическом положении; контингент учащихся резко сократился, интернат должен был вскоре закрыться. Надобность в подготовке русских танцовщиков казалась дирекции сомнительной: дети дворовых и разночинцев, по мнению чиновников, никогда не могли заменить иностранных артистов. Тогда-то в школу приходит Вальберх. Он соглашается за гроши обучать подростков^ после лик-_ видации интерната берет на иждивение Колосову и Контини, в эти же годы помогает Шаховскому. Не деиьги'яте'Шло- жение педагога привлекали Вальберха, а интересы дела, которому он посвятил всю свою жизнь.
И Вальберх выполнил свою миссию в школе. Его ученик Исаак Аблец • (выпуск 1795 г.)
ников хореографической культуры в московском бад£хе, ярым пропагандистом народных тапце&^арактерных балетов и патриотических'"спектаклей[47]. Евгения Колосова не нуждается здесь в характеристике. Список отличных- артистов, воспитанных Вальберхом, доходит до 15 человек. Среди них, в частности, прославленная Настенька Берилова (1776 — 1804) и Арина Тукманова (1778—1804),
погибшие от туберкулеза в самом начале блистательней карьеры.
Он не только учил, воспитывал, кормил молодежь, но м защищал ее интересы перед дирекцией. В Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина мы нашли письмо вальберха[48]. Спектакль итальянской оперы начался с опозданием. Контора дирекции потребовала, чтобы были указаны имена виновников. В ответ Вальберх пишет:
«Милостивый государь
Михайло Иванович.
На полученную мною из конторы бумагу обстоятельного объяснения дать не могу, за неимением свободного времени, ибо я нуждою оного имею на писание требований для текущих спектаклей. Скажу только, что по недостатку парикмахеров действительно некоторые из фигурантов опоздали, но чтоб все они сделали то с намерением в последнее представление Итальянской оперы, то совершенно ложно и сие я I,окажу в свободное время; напротив, они все усердием к |,олжности заслужили благоволение Главного директора и благодарность балетмейстеров; равно несправедливо и то, чтобы они были единственной причиною позднего начала спектакля 25 числа сего месяца; итак извините, что фугого объяснения дать не могу, по сказанной причине; [то же касается до того, охотно ли фигуранты являют- я на сцену, когда оным не должно i анцовать, о том не могу ничего сказать.
Пребываю, впрочем, ваш покорный слуга Иван Вальберх.
1800 год 18 генваря»
В этом письме сказался весь Вальберх. Мы читаем между строк и о трудовом дне, которого нехватает для выполнения исей работы, и о почти нескрываемой антипатии к чиновникам, и о прямой защите фигурантов, которых он смело превращает из виновников в людей, достойных награды. Характерен конец письма. На иезуитский вопрос, охотно ли
фигуранты являются в театр, Вальберх отвечает: «...не могу ничего сказать». Но, подчеркивая слова этого вопроса, он вкладывает в это место письма скрытую иронию человека, издевающегося над деланной наивностью театральных чиновников. Типично для Вальберха достоинство, сдержанность, которые сквозят в каждом слове его заявления в дирекцию об уходе из театра. Для того времени такой тон был редкостью. Для Вальберха он обычен.
Общественные, гражданские чувства и интересы у Вальберха всегда были впереди личных. Не случайно С. Жиха- рев отмечает в дневнике 1807 г., что одним из первых на народное ополчение подписался Вальберх1.
В дни водны—Ш2 г. Вальберх стал инициатором и создателем первых патриотических спектаклей."Он сочинял сценарии и совместно с Огюстом осуществил ряд постановок, навеки вошедших в славную историю борьбы за Россию. 30 августа 1812 г., накануне оставления Москвы, на сцене Петербургского Большого театра появляется балет в 1 действии с хорами и пением на музыку Кавоса «Любовь к отечеству». Это смелое, небывалое в истории императорских театров событие: там, где безраздельно царили боги Олимпа, герои классической поэзии и мифологии, зритель увидел живую русскую современность, наиболее волнующие его события. Успех этого спектакля, его общественно-политическое значение достигли невиданных в театре того времени масштабов. .
«Балег имел подобное действие"^.'Одно/мановение знамени с надписью «за Отечество» довбдило зрителей до исступления. Некоторые... бежали прямо записываться в ряды ополчения», — рассказывает очевидец2. t
1 С. Жихарев, Записки современника, 1934, т. II, стр. 18. |
За этой постановкой последовала целая серия других:' «Русский .деревенский праздник» — интермедия-дивертис- 1 мент с хорами, пением, русскими и цыганскими плясками (7октября1812г.), «Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству» — большой пантомимно-анекдотический балет в
4 действиях (19 мая 1813 г.), Жазак-в-Денд®«е» — анекдотический балет в 1 действии (Зиоября 1813 г.), «Праздник в стане союзных армий при Монмартре» — торжественное представление, составленное из танцев разных наций, эволюций и пения в честь союзных армий», музыка Кавоса (30 августа_1813 г.) и, наконец, <<Торжество России, или Русские в_Париже»— аллегорико-историчеашйлЗллет, музыка Кавоса (ТиюйГ 18Й г.).
Читатель найдет в этой книге сценарии двух таких балетов. Читая их, трудно порой удержаться от улыбки: настолько примитивным кажется сейчас многое. Но балетный сценарий — всего лишь схема, обрастающая плотью и кровью па сцене; как правило, он куда беднее и хуже своего театрального воплощения. Вальберх сочинял спектакли в кратчайшие сроки, откликаясь па события, случившиеся недавно, — отсюда и лобовые приемы, рассчитанные на реакцию зрителя, находящегося под свежим впечатлением происшедшего. При этом автор рассчитывал не только на балет; он соединял в спектакле слово, музыку, пение, пантомиму и военные эволюции, пользовался злободневными стихами и песнями, популярными в обществе. Такие постановки волновали зрителя, будили в нем чувство патриотического долга, волю к борьбе с врагами родины. Создатель таких спектаклей добивается высшего счастья художника — ощущения действенной силы своего искусства.
Вальберх выполнил свой долг гражданина до конца. «Дух народа, как и дух частного человека, высказывается вполне только в критические минуты, по которым одним можно судить безошибочно не только об его силе, но и о молодости и свежести»,— справедливо утверждал Белинский, говоря о Бородинском сражении. Испытание духа Вальберха—художника и гражданина в суровые дни Отечественной войны 1812 г. — показало, что в его лице русское искусство имело истинного и верного сына отечества.
* * *
На собственном примере Вальберх учил молодежь находить свое место в художественной жизни, учил трудиться не покладая рук, воспитывал любовь к неуважаемой в ту пору профессии «дансера».
Балетная школа выпускала артистов, едва умевших расписаться. В их числе был и юноша Вальберх."Но ценою огромного труда ■ он становится образованным человеком своего времени[49], знающим отлично не только русский литературный язык, по и французский, итальянский и немецкий. Урывками между репетициями и уроками, за сч.-т часов сна и отдыха, Вальберх работает над собой: изучает языки, литературу[50], историю, философию, зарисовывает костюмы и группы, проектирует бутафорию. Он трудится так упорно и настойчиво, что становится к концу жизни литератором,, несомненно способствовавшим развитию "русского драматического и оперного театра. - Ему принадлежат двадцать семь переводов и капитальных переделок для русской сцены иностранных пьес и оперных либретто[51]. Он перевел мольеро!Гско"го «Дон-Н^уа на», переделал для бенефиса Мочалова-отца и Зло'ва средневековый фарс «Адвокат Патлен» в комедию «Стряпчий Щечила». В его переводе в течение ряда лет идет французская мелодрама «Сорока воровка», послужившая, наряду с одноименной оттер Ой, одним из мотивов для великолепной повести Герцена[52].
(В прямой связи с патриотическими инсценировками на темы Отечественной войны 1812 г. стоит перевод с французского анонимной брошюры «Замечания россиянина о мнении иностранных об России» (181.4). В предисловии к брошюре Вальберх объясняет, почему он занялся переводом: «Строгие пресудчикн скажут — не за свое не берись! Но... не из учености и не по учености перевел сочинение... а из любви и по любви к Отечеству». Появление па свет самой брошюры и перепода Вальберха обусловлено выпуском за границей ряда пасквилей, оскорбляющих чувство национальной гордости русских людей.
•Вальберха волновал процесс творчества, обуревала страсть создавать художественные ценности. «Удрученный огорчениями сторонними, родственными и домашними», едва способный передвигаться, задыхающийся от туберкулеза, большим напряжением воли он находит в себе силы, чтобы организовывать текущую жизнь балета (он занимает должность инспектора), репетировать забытые постановки предшественников, учить и переводить пьесы для бенефисов друзей. «До последней минуты он сохранил страсть к искусству, которому посвятил всю свою жизнь», —■ писал в цитированной статье Н. Мундт. Вальберх умер и те дни, когда появились уже н е р в м e_aii£fle н и ты е артсты-соотече- ственники, вошеДшие в мировую историю балета, когда парижские театральные альманахи «открыли» на балетном небосклоне новую планету, соперничающую с французской,—петербургский балет, когда в стихах Державина, ДмитрцшС~Жуковсщ)гаЛ DlMS'13" Юная русская литература славила свою младшую сестру — русскую Терпсихору.
Только дирекция императорских театров не понимала, что в эти победы вложена немалая доля труда Вальберха.
Умер отставной дансер «без рода, без племени», получавший за труд «разные выгоды», как выражался чиновник театральной конторы, дерзкий на язык, независимый в поведении, докучавший начальству... Умер и царствие ему небесное! Заведено дело о смерти, в которое подшито несколько бумажек, все оформлено, милостиво разрешен бенефис в пользу детей. Чего же более? И вдруг 12 июля министр финансов вручает Тюфякину справку, «доставленную ему по высочайшему повелению», о том, что «у Вальберха шесть малолетних детей, а имения никакого не осталось, и также жена Вальбергова умерла уже тому шесть лет, то сии малолетние сироты остаются без всякого призрения»[53].