Федеральные органы государственной охраны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ — государственные органы, созданные для обеспечения защиты объектов государственной охраны. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. "О государственной охране" к объектам государственной охраны относятся: 1) Президент РФ; 2) Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания, Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, а также иные федеральные государственные служащие по решению Президента РФ; 3) главы иностранных государств и правительств, члены их семей и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ. К охраняемым объектам относятся здания, строения, сооружения, где размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Ф.о.г.о. входят в состав сил обеспечения безопасности РФ. Руководство ими осуществляет Президент РФ и Правительство РФ. В состав Ф.о.г.о. входят Служба безопасности Президента РФ и Федеральная службы охраны РФ. Создание, реорганизацию и упразднение органов государственной охраны осуществляет Президент РФ, он же утверждает положение об этих органах.

На Ф.о.г.о. возлагаются обязанности: выявлять, предупреждать и пресекать противоправные посягательства на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; организовывать и проводить охранные, режимные, технические и иные мероприятия по обеспечению безопасности объектов государственной охраны; поддерживать общественный порядок, необходимый для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания; обеспечивать сопровождение или эскортирование автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны; проводить мероприятия по развитию президентской связи, обеспечению ее надежности, информационной безопасности; производить шифровальные работы и др. Для осуществления возложенных на них обязанностей Ф.о.г.о. имеют право: осуществлять оперативно-розыскную деятельность; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, производить при подходе (проезде) к охраняемым объектам и при выходе (выезде) с них личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников Ф.о.г.о.; в случаях, определяемых законом, применять физическую силу, специальные средства, оружие и т.д. Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе Ф.о.г.о., о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности Ф.о.г.о., составляют предмет государственной тайны и подлежат защите.

 

52. Система органов предварительного следствия и их полномочия.

Органы предварительного следствия

 

Предварительное следствие в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять следователи: 1) прокуратуры; 2) органов внутренних дел; 3) органов Федеральной службы безопасности и 4) органов Федеральной службы налоговой полиции. Все они обладают равным объемом процессуальных полномочий и занимают одинаковое процессуальное положение.

Задачами органов предварительного следствия являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, способствование укреплению законности и правопорядка.

Полномочия следователя. Следователями являются должностные лица соответствующих ведомств, специально назначаемые для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой ими функцией. Для этого они наделяются полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.

Прежде всего, следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Он сам осуществляет собирание доказательств, принимает решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к обвиняемому меры пресечения, об окончании предварительного следствия. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения, давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия (о привлечении в качестве обвиняемого, об объеме обвинения, о квалификации преступления, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела), то он вправе не исполнять указания прокурора, а представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Следователь обязан рассматривать заявления и сообщения о преступлениях; возбуждать уголовное дело; исследовать полно, всесторонне и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить уличающие и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства, осуществляет розыск лиц, совершивших преступление; обеспечивает участвующим в производстве по делу лицам возможности осуществления их прав и защиты законных интересов; возмещение материального ущерба; выявляет обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и принимает меры к их устранению. Для осуществления возложенных на него функций следователь устанавливает наличие события преступления, обнаруживает лицо, совершившее преступление, собирает доказательства его виновности и привлекает в качестве обвиняемого, а также выясняет все обстоятельства, которые необходимы для правильного разрешения судом вопросов об ответственности обвиняемого.

Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

* следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;

* следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

* следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратуры входят:

* главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;

* следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;

* следователи городских, районных и межрайонных прокуратур. Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:

* Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;

* следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и др.) органах безопасности;

* следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производством.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:

* Главное следственное управление Федеральной службы налоговой полиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо сложных и важных дел;

* следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.

Надзор и контроль за деятельностью органов предварительного следствия

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие "начальник следственного отдела" распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

 

53. Система органов дознания и их полномочия.

Регламентируя процессуальный порядок предварительного расследо­вания уголовных дел, уголовно-процессуальный закон определяет произ­водство по совершенным преступлениям не только предварительного след­ствия, но и дознания. При этом УПК РФ, хотя и не дает самого понятия дознания, однако перечисляет органы, осуществляющие дознание, их полномочия по задержанию подозреваемого в совершении преступления, порядок его допроса, а также окончания или приостановления дознания. Кроме того, закон возлагает на органы дознания проведение и оператив­но-розыскных мероприятий по выявлению преступлений и лиц, их со­вершивших. Исходя из этого, на наш взгляд, под дознанием следует пони­мать специфическую деятельность различных правоохранительных орга­нов с использованием оперативно-розыскных и уголовно-процессуаль-: ных мер по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, а также по предупреждению и пресечению преступлений.

В соответствии с УПК РФ органами дознания являются:

милиция;

командиры воинских частей, соединений и начальники военных

учреждений — по делам о всех, преступлениях, совершенных подчи­

ненными им военнослужащими, а также военнообязанными во вре­

мя прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершен­

ных рабочими и служащими Вооруженных Сил Российской Федера­

ции, в связи с исполнением служебных обязанностей или в распо­

ложении части, соединения, учреждения;

органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесен-,

ным законом к их ведению; , ;

начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов

— по делам против установленного порядка несения службы, совер­

шенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о пре­

ступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

органы Государственного пожарного надзора по делам о пожарах и о

нарушении противопожарных правил;

•' 6) органы пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную грани­цу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, со-

! вершенных на континентальном шельфе Российской Федерации;

капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, началь­

ники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

Федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным

законом к их ведению; ;

таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных

ст. 188 - 190, 193 и 194 УК РФ.

 

Указанный перечень органов дознания, определяемых законом, явля­ется исчерпывающим100.

В своей деятельности органы дознания руководствуются положениями Конституции Российской Федерации, уголовно-процессуального закона и ведомственных правовых актов.

Осуществление функции дознания начинается с рассмотрения заявле­ний и сообщений о совершенных преступлениях в рамках своей компе­тенции. При этом по поступившему заявлению или сообщению о преступ­лении орган дознания обязан принять одно из решений:

о возбуждении уголовного дела;

об отказе в возбуждении уголовного дела;

о передаче заявления или сообщения по подследственности или под­судности.

Для проверки обстоятельств, изложенных в заявлении или сообщении о преступлении, УПК РФ установил трехсуточный срок для проверки и принятия решения, а в исключительных случаях — в срок не более деся­ти суток. О принятом решении сообщается в обязательном порядке лицу, обратившемуся с заявлением или сообщением.

Однако в деятельности органов дознания встречаются отказы в приня­тии заявления о преступлении по мотивам неподведомственности, а так­же рекомендации обратиться в другой орган. Такие отказы и рекоменда­ции недопустимы, являясь прямым нарушением закона и укрытием пре­ступления от учета, а преступника — от наказания.

Уголовно-процессуальное законодательство говорит об органе дозна­ния и о лице, производящем дознание. В этой связи органом дознания является соответствующее учреждение или должностное лицо — началь­ник, возглавляющий учреждение, уполномоченное законом производить дознание. Должностное лицо, которому начальник органа дознания по­ручил производство дознания, является лицом, производящим дознание. Однако процессуальное положение лица, производящего дознание, по­зволяет ему принимать решения по своему внутреннему убеждению, вы­носить постановления от своего имени и нести ответственность за со­блюдение процессуальных норм и обоснованность принятого решения. Начальник органа дознания контролирует работу лица, производящего дознание, что заключается в организации проведения дознания, заслу­шивании хода дознания, в утверждении процессуальных документов, вы­несенных лицом, производящим дознание.

Выполняя общие обязанности, органы дознания имеют различную структуру, полномочия и условия деятельности.