II. Задачи, упражнения, комментарии.

1. А) «Верую, чтобы понимать»; 1) Абеляр;

Б.) «Понимаю, чтобы верить»; 2)Ансельм Кентерберийский;

В) «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»; 3) Тертуллиан;

Г) «Верую, ибо абсурдно». 4) Августин.

· Соотнесите суждения и их авторов.

· Что такое разум? Что такое вера?

· Как они соотносятся в приведенных высказываниях?

· Как в них отражена философско-теологическая позиция авторов?

· Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья?

 

2. А. Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств – царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победа его во всемирном масштабе.

· К какой области философского знания относятся эти рассуждения?

· Каким по своей сути является это учение об обществе?

· В чем его значение?

 

3. Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза. Каковы особенности схоластики как метода философствования?

 

4. Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегал Ф. Аквинский: «Философия есть служанка богословия».

 

III. Заполните таблицы

1. Основные этапы средневековой философии

Этап   Представители Основные задачи Преобладающий метод философствования
1.Апологетика 2.Патристика 3.Схоластика      

 

2. Философское и религиозное мироуяснения (на примере античной и средневековой философии)

Тип мировоззрения Общее Отличие
Содержание Цели Средства Методы
1. Философское 2. Религиозное          

 

3. Проблема человека в эллинистической и средневековой философии

Философия Философы Сущностные характеристики человека Идеал личности
1.Эллинистическая 2. Христианская      

 

 

IV. Тематика сочинений (выберите одну тему):

1. Феномен веры.

2. «Чему не верится, то не волнует нас» (поэт Буало)

3. Смысл и значение доказательства бытия Бога в средневековой философии.

4. Будет ли Бог в будущем?

5. «Если Бога нет, то все дозволено».

 

V. Тесты

1. Особенностью средневекового мышления и философии выступал…

А) Теоцентризм;

Б) Антропоцентризм;

В) Космоцентризм;

Г) Гуманизм.

 

2. Основное средство религиозного постижения мира - …

А) Разум;

Б) Вера;

В) Опыт;

Г) Созерцание.

 

3. Совокупность учений Отцов Церкви, направленных на обоснование христианского учения, называется …

А) Схоластикой;

Б) Патристикой;

В) Апологетикой;

Г) Антропоцентризмом.

 

4. Главный труд А. Августина …

А) «О природе вещей»;

Б) «Исследования о человеческом разуме»;

В) «О бессмертии вещей»;

Г) «Исповедь».

 

5. Теолог-схоласт, чье учение официально объявлено «единственно истинной философией», - …

А) Ансельм Кентерберийский;

Б) У. Оккам;

В) Ф. Аквинский;

Г) Бонавентура.

 

6. Впишите ключевые слова:

«Религия – такое мироощущение и мировосприятие, в основе которого лежит ________».

 

7. Источником средневековой философии не является …

А) Философия Платона;

Б) Священное Писание;

В) Милетская школа;

Г) Неоплатонизм.

 

8. Найдите соответствие между:

Философско-религиозное течение Век

 

А) Неоплатонизм; 1) XIII в.;

Б) Августианство; 2) II в.;

В) Неотомизм; 3) V в.;

Г) Томизм. 4) XIX в.

 

9. Религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла, есть- …

А) Теизм;

Б) Креационизм;

В) Теодицея;

Г) Геоцентризм.

 

10. Термин «креационизм» с латинского языка переводится как …

А) Сотворение;

Б) Бог;

В) Отец;

Г) Провидение.

 

Дополнительная литература

1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М., 1993.

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я Гуревич – М., 1972.

3. Ильин В. В. Философия Средневековья и эпохи Возрождения / В. В. Ильин. – СПб, 1992.

4. Клопстон Ф. Ч. История средневековой философии / Ф. Ч. Клопстон. – М., 1997.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 1992.

6. Майоров В. В. Средневековая философия / В. В. Майоров. – М., 1979.

7. Соколов В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979.

8. Философия Средневековья. Хрестоматия. Кн. I. – СПб, 1994.

9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991.

10. Честертон Г. К. Вечный человек / Г. К. Честертон. – М., 1991.

Тема № 6 Д. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ