II. Задачи, упражнения, комментарии.
1. А) «Верую, чтобы понимать»; 1) Абеляр;
Б.) «Понимаю, чтобы верить»; 2)Ансельм Кентерберийский;
В) «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»; 3) Тертуллиан;
Г) «Верую, ибо абсурдно». 4) Августин.
· Соотнесите суждения и их авторов.
· Что такое разум? Что такое вера?
· Как они соотносятся в приведенных высказываниях?
· Как в них отражена философско-теологическая позиция авторов?
· Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья?
2. А. Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств – царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победа его во всемирном масштабе.
· К какой области философского знания относятся эти рассуждения?
· Каким по своей сути является это учение об обществе?
· В чем его значение?
3. Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза. Каковы особенности схоластики как метода философствования?
4. Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегал Ф. Аквинский: «Философия есть служанка богословия».
III. Заполните таблицы
1. Основные этапы средневековой философии
Этап | Представители | Основные задачи | Преобладающий метод философствования |
1.Апологетика 2.Патристика 3.Схоластика |
2. Философское и религиозное мироуяснения (на примере античной и средневековой философии)
Тип мировоззрения | Общее | Отличие | |||
Содержание | Цели | Средства | Методы | ||
1. Философское 2. Религиозное |
3. Проблема человека в эллинистической и средневековой философии
Философия | Философы | Сущностные характеристики человека | Идеал личности |
1.Эллинистическая 2. Христианская |
IV. Тематика сочинений (выберите одну тему):
1. Феномен веры.
2. «Чему не верится, то не волнует нас» (поэт Буало)
3. Смысл и значение доказательства бытия Бога в средневековой философии.
4. Будет ли Бог в будущем?
5. «Если Бога нет, то все дозволено».
V. Тесты
1. Особенностью средневекового мышления и философии выступал…
А) Теоцентризм;
Б) Антропоцентризм;
В) Космоцентризм;
Г) Гуманизм.
2. Основное средство религиозного постижения мира - …
А) Разум;
Б) Вера;
В) Опыт;
Г) Созерцание.
3. Совокупность учений Отцов Церкви, направленных на обоснование христианского учения, называется …
А) Схоластикой;
Б) Патристикой;
В) Апологетикой;
Г) Антропоцентризмом.
4. Главный труд А. Августина …
А) «О природе вещей»;
Б) «Исследования о человеческом разуме»;
В) «О бессмертии вещей»;
Г) «Исповедь».
5. Теолог-схоласт, чье учение официально объявлено «единственно истинной философией», - …
А) Ансельм Кентерберийский;
Б) У. Оккам;
В) Ф. Аквинский;
Г) Бонавентура.
6. Впишите ключевые слова:
«Религия – такое мироощущение и мировосприятие, в основе которого лежит ________».
7. Источником средневековой философии не является …
А) Философия Платона;
Б) Священное Писание;
В) Милетская школа;
Г) Неоплатонизм.
8. Найдите соответствие между:
Философско-религиозное течение Век
А) Неоплатонизм; 1) XIII в.;
Б) Августианство; 2) II в.;
В) Неотомизм; 3) V в.;
Г) Томизм. 4) XIX в.
9. Религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла, есть- …
А) Теизм;
Б) Креационизм;
В) Теодицея;
Г) Геоцентризм.
10. Термин «креационизм» с латинского языка переводится как …
А) Сотворение;
Б) Бог;
В) Отец;
Г) Провидение.
Дополнительная литература
1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М., 1993.
2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я Гуревич – М., 1972.
3. Ильин В. В. Философия Средневековья и эпохи Возрождения / В. В. Ильин. – СПб, 1992.
4. Клопстон Ф. Ч. История средневековой философии / Ф. Ч. Клопстон. – М., 1997.
5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 1992.
6. Майоров В. В. Средневековая философия / В. В. Майоров. – М., 1979.
7. Соколов В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979.
8. Философия Средневековья. Хрестоматия. Кн. I. – СПб, 1994.
9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991.
10. Честертон Г. К. Вечный человек / Г. К. Честертон. – М., 1991.
Тема № 6 Д. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ