I. Назовите общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада. Дайте их краткую характеристику.
II. В чем состоят особенности развития философии древнего мира Запада и Востока? Различия в проблематике.
III. Ознакомьтесь с учением о «Благородном муже» и принципах управления государством в трактате Конфуция «Лунь юй» и ответьте на вопросы:
· Какими качествами должен обладать «благородный муж»
(«цзюнь-цзы»)?
· Какую роль играет в конфуцианстве принцип уважения старших и почитания родителей?
· Что понимает Конфуций под человеколюбием?
· На чем основано справедливое управление государством?
· Что необходимо, по мысли Конфуция, чтобы в государстве царили спокойствие и порядок?
См.: Лунь юй. Гл.1, пп.2, 4, 6, 8, 10, 12-13, 16. Гл. 2. пп.1, Ъ-А, 10-20. Гл.З. пп. 7, 26. Гл. 4. пп. 1-5, 8-11, 14-15, 22-25. Гл. 6. пп. 16-19, 27-28. Гл. 7. пп. 1-3, 6-8; 23-29.Гл. 12. пп. 1-22. Гл. 13. пп. 3, 6, 23-
27. Гл. 14. пп. 23-28. Гл. 15 // Древнекитайская философия. Собр. текстов: В 2 т. Т. 1. М, 1972. С. 139-174.
Дополнительная литература
Китайская философия: Энцикл. словарь. М., 1994. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.
Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
IV. Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство»
· В чем усматривает Платон причины возникновения государства?
· Какие четыре формы правления исследует Платон, как они
связаны между собой?
· За что критикует Платон демократию?
· Какие четыре добродетели выделяет Платон в образе идеального города-государства?
· Как определяет Платон справедливость?
См.: Платон. Государство. // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.З. Ч. 1. М, 1971. С. 145-152, 217-232, 356-382.
Дополнительная литература
Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.
История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1. М., 1995.
V. ТЕСТЫ:
1 .Закончите определение: «Философская рефлексия - это...», выде
лив верные характеристики:
а) форма самосознания, направленная на анализ существующего
научного знания и контроль над его формированием в аспекте содержательных критериев истинности;
б) осознание и осмысление предельных оснований бытия и мыш
ления, человеческой культуры в целом;
в) анализ личностью собственных поступков, оценка их значения
и последствий;
г) универсальное осознание предметно-практического отношения
человека к миру, направленное на раскрытие природы человека,
его сущностных сил.
2. Укажите, что общего у философии и науки:
а) построение знания в теоретической форме;
б) осознание и осмысление предельных оснований бытия и
мышления;
в) логическая доказательность выводов;
г) постоянное приращение новых знаний;
д) является производительной силой общества;
е) получение нового объективного знания главная и непосредственная цель;
ж) ориентация на критерии разума;
з) рефлексия над универсалиями культуры, в целях создания
обобщенной модели человеческого мира;
и) критический анализ теоретического знания на основе тех методов и приемов, которые свойственны данной области научного исследования.
3. К основным функциям философии относятся (выделите правильные варианты ответа):
а) адаптационная;
б) социально-критическая;
в) воспитательная;
г) управленческая;
д) мировоззренческая;
е) селективная;
ж) методологическая;
з) идеологическая;
и) рекреационная.
4. Выделите характерные черты метафизического метода познания:
а) доминирование аналитической установки мышления;
б) ограничение познавательной деятельности сферой рассудка;
в) абсолютизация изменчивых, относительных сторон познаваемой действительности;
г) религиозный догматизм;
д) выделение исключительно устойчивых, неизменных характеристик познаваемого объекта.
5. Укажите область философского знания, направленную на постижение сущего как такового:
а) гносеология;
б) аксиология;
в) метафизика;
г) физика;
д) антропология.
6. Назовите философскую дисциплину, исследующую всеобщие
предпосылки познания и условия его достоверности:
а) онтология; г) логика;
б) гносеология; д) эвристика;
в) теология; е) герменевтика.
7. Определите период возникновения философии.
а) середина I в.; в) середина I тыс. до н. э.;
б) II - V в.; г) X - VIII вв. до н. э.
8. Укажите, в каких древних цивилизациях появились первые философские учения:
а) Древнем Египте; г) Древней Индии;
б) Древнем Китае; д) Древней Греции;
в) Финикии; е) Вавилонии.
9. Выделите особенности «мифогенной» концепции происхождения
философии:
а) генезис философии - результат развития протонаучного знания;
б) возникновение философии означает преобразование чувственно-конкретных образов мифа в понятийно-логическую форму;
в) возникновение философии означает появление опытно-экспериментальных знаний о естественных причинах и закономерностях природы.
10. Выделите социокультурные предпосылки генезиса философии:
а) наступление «железного века» и утверждение товарно-денежного обмена в экономике;
б) развитие экспериментального естествознания;
в) социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»;
г) жрецы становятся господствующим сословием;
д) возникновение государства и права;
е) появление и распространение христианства;
ж) выделение личностного начала в культуре;
з) развитие протонаучного эмпирического знания.
11. Объясните, почему возникновение права в древних государствах
порождает потребность в развитии философии:
а) древние правители нуждались в мудрых советниках;
б) возникает необходимость обоснования справедливости и целесообразности морально-правовых норм, их соответствия природе
человека;
в) угнетенные народные массы создавали идеологию, защищав
шую их интересы.
12. Назовите памятники письменности древнеиндийской культуры, в
которых появляются первые космологические идеи, положившие начало философской традиции:
а) Ригведа;
б) Рамаяна;
в) Яджурведа;
г) Законы Ману.
13. Выделите специфические особенности философии Древней Индии:
а) доминирование морально-политической проблематики;
б) тесная связь с религией;
в) традиционализм;
г) философия развивается самостоятельно как альтернатива рели
гиозному мировоззрению;
д) характерна ориентация на познание природного мира;
е) цель философского дискурса подчинена задачам религиозной
сотериологии;
ж) эзотеризм.
14. Выберите из списка понятия и категории древнеиндийской филосса подчинена задачам религиозной
сотериологии;
ж) эзотеризм.
14. Выберите из списка понятия и категории древнеиндийской философской традиции:
а) Атман; ж) эйдос;
б) атом; з) мокша;
в) дхарма; и) докса;
г) Дао; к) нирвана;
д) сансара; л) нус;
е) Брахман; м) карма.
15. В древнеиндийской философии освобождение от круговорота рождений и смертей называется:
а) сансара;
б) атараксия;
в) мокша;
г) дхьяна;
д) анима.
Литература
1. Алеексеев П., Панин А. Философия.- М., 1996.
2. История философии в кратком изложении.- М., 1991.
3. История китайской философии. / Под ред. М.П. Титаренко.- М., 1989.
4. Основы буддийского мировоззрения (Индия, Китай). Учеб. пособие. -М., 1994.
return false">ссылка скрыта5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей.- М., 1991.
6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философии: от истоков до наших дней. Т. 1–4. СПб, 1997.
7. Философия. / Под ред. В.Н. Лавриненко: Учебник.- М., 2009.
8. Чанышев А. Философия древнего мира.- М., 1993.
Тема № 5 Д. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ