ДВИЖЕНИЕ ДИГГЕРОВ
ПАМФЛЕТЫ И ВОЗЗВАНИЯ «ИСТИННЫХ УРАВНИТЕЛЕЙ»
А. Свет, сияющий в Бекингемшире, или Раскрытие великой главной причины всякого рабства во всем мире и особенно в Англии, изложенное в форме декларации многих благонамеренных людей страны,
ко всем бедным и угнетенным сельским жителям Англии и предназначенное также к сведению современной, предводительствуемой лордом Ферфаксом, армии 5 декабря 1648 г.
(В сокращении)
...Человек создан по образу и подобию божию и сотворен словом божиим. Слово стало плотью и вселилось в нас. И это слово было жизнью, а жизнь свет для человека... Я признаю этот свет за тот совершенный дух в
с.71человеке, который мы называем разумом и совестью. От него и проистекает то золотое правило, или закон, который мы называем справедливостью, и заключается он, по словам Иисуса, в следующем: как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними... Но человек, побуждаемый властолюбием, стал истребителем творений и захватчиком, не допускающим, чтобы и другой пользовался теми же привилегиями, как и он сам, и стал загораживать все от своего брата. Вследствие этого вся земля, деревья, звери, рыбы, птицы и т.д. оказались в немногих корыстолюбивых руках, а все остальные обездолены и стали их рабами. Так что, если они срубят дерево для топлива, они должны нести наказание, если они охотятся за дичью, их сажают в тюрьму, ибо эта дичь принадлежит джентльмену, как они утверждают. Нельзя ни держать скота, ни построить дома, вся земля загорожена...
И все это рабство одних и тирания других произошли вначале из-за убийства и жестокости друг против друга. Для того чтобы укрепиться в своих подлостях против повелений божьих и против свободы и прав своих братьев, они всегда имели во главе начальника, который стал их королем...
Богатые люди взывают о короле для того, чтобы бедняк не требовал своего права, данного ему богом.
Коновалы законоведы взывают о короле, так как, если не будет короля, высшая власть перейдет к представителям народа, избранным на законном основании...
Всякие твари, лорды, бароны и т.д. взывают о короле, так как, если его не будет, их тираническая палата лордов погибнет, и погибнут их гнилая слава, корпорации и все привилегии. Все их могущество происходит от короля, и если он будет низвергнут, будет низвергнута и их тирания.
Честный человек, который добивается свободы, восстает против какой бы то ни было корысти или особых привилегий... и для этой цели он желает общих прав и справедливости, которые, в частности, заключаются в следующем:
1. Каждый человек должен иметь справедливую долю в жизни, чтобы не быть принужденным просить или воровать из-за нужды и чтобы иметь возможность удобно жить.
2. Справедливый закон для каждого, чтобы следовать ему, и этот закон надлежит найти в писании.
3. Всех людей одинаково должно касаться правило, которое говорит: поступайте с другими так, как другой должен поступать с вами.
4. Управление должно состоять из судей, называемых старейшинами, людей богобоязненных и ненавидящих корыстолюбие; они должны избираться всем народом и должны решать все дела в каждом городе или деревне без каких бы то ни было дальнейших хлопот или издержек.
Кудрявцев А.Е. Великая английская революция XVII в. Л., 1925. С. 160-163 // Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв./ Под ред. В.Г.Сироткина. – М.:Высш.шк., 1990.С.70- 71.
С.72
Б. Новый закон справедливости, открывшийся для того, чтобы восстановить всю Вселенную от рабства и проклятия. Или проблеск нового неба и новой земли, где находится справедливость, призывающий к молчанию всех тех, кто говорит или проповедует понаслышке или по вымыслу