Понятие, сущность и структура денежного обращения в Российской Федерации

РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩНИЯ

 

 

Понятие, сущность и структура денежного обращения в Российской Федерации

 

Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. Денежные системы сформировались в XVI - XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического способа производства происходят существенные изменения в денежной системе.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар - всеобщий эквивалент, или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие типы денежных систем:

- система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размены на металл;

- система обращения кредитных и бумажных денег, при которой полноценные деньги вытеснены из обращения.

В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения, различаются биметаллизм и монометаллизм.

С 30-х гг. в мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных денег (Кредитные деньги (банкноты) – изготавливаются из бумаги, выпуск в обращение кредитных денег производят банки при выполнении кредитных операций, осуществляемых в увязке с реальными процессами производства и реализации продукции). Это, прежде всего, связано с действием общего экономического закона экономии общественного труда. Эволюция денежных систем приводит к созданию все более экономичных денежных систем, где издержки денежного оборота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и затраты общественного труда.

Для всех денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков, характерно:

- вытеснение золота, как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах (в основном в банках); золото при этом по-прежнему выполняет функцию сокровища;

- выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;

- развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного оборота (в среднем в мировой экономике соотношение между наличным и безналичным оборотами составляет 1:3);

- создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

В большинстве стран современного мира используются денежные системы, основанные на обороте кредитных денежных знаков. Эта разновидность свойственна странам с рыночной экономикой. Характерные черты такого типа денежной системы следующие:

1. Децентрализация денежного оборота между разными банками.

2. Разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные государственные банки, выпуск, безналичных денег - коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности.

3. Создание и развитие механизма государственного денежно - кредитного регулирования.

4. Централизованное управление денежной системой через аппарат Государственного центрального банка.

5. Прогнозное планирование денежного оборота.

6. Тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежных оборотов при приоритете безналичного оборота.

7. Наделение центрального банка страны относительной самостоятельностью по отношению к решениям правительства.

8. Обеспечение денежных знаков активами банковской системы (золото, драгоценные металлы, товарно-материальные ценности, ценные бумаги).

9. Выпуск денежных знаков в хозяйственный оборот в соответствии с государственными концепциями денежно-кредитной политики.

10. Система рыночного установления валютного курса на основе «корзинки» валют.

Чтобы охарактеризовать денежную систему России, функционирующую в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке России, который определяет ее правовые основы, необходимо рассмотреть каждый ее элемент.

Денежная система включает две подсистемы: подсистему наличных расчетов и подсистему безналичных расчетов.

 

 


Рис. 1.1. Элементы денежной системы

 

Как видно из рис. 1.1, первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации системы. Под принципами понимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему. Современная денежная система рыночного типа строится по следующим принципам:

- принцип централизованного управления денежной системой. Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

- принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться.

- принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть орга­низована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

- принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

- принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

- принцип неподчиненности Центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

return false">ссылка скрыта

- принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса, Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

- принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

- принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

- принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны - свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки.

- принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы и влияют на них.

Денежная единица– это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления. Официальной денежной единицей на территории Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц запрещено. Это закреплено законодательно статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86 «О Центральном банке Российской Федерации» [1, с.18].

Государственным законодательством (Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статья 30, Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» статья 11) устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других организаций и т.д. Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками обеспечения не должно допускаться [4, с.22].

Структура денежной массы в обороте рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы. Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежного агрегата М2, в состав которого включаются наличные деньги в обращении М0 (сумма наличных денег в обращении вне банков, т.е. за вычетом остатков в кассах банков, а также остатки средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами РФ). По итогам 2007 г. фактический темп прироста денежного агрегата М2 составил 25,1 %, что соответствует расчетным ориентирам на 2007 г.

Порядок прогнозного планирования денежного оборота включает систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

1. Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования. В соответствии со ст. 35 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

- процентные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование кредитных организаций;

- валютные интервенции;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения;

- эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Порядок установления валютного курса, или котировка валют - это отношение валюты данной страны, выраженной в валютах других стран. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзинке» валют, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзинку».

Управление динамикой курса рубля является одним из наиболее эффективных инструментов косвенного влияния на развитие экономики России. В условиях привязки к базовой валюте - доллару США это управление осуществляется по двум параметрам: инфляции и скорости роста (падения) рубля РФ к доллару США (курсовой динамики), выраженной в процентах годовых.

Инфляция является параметром трудноуправляемым со стороны правительства России и ЦБ РФ. Фактически правительство располагает ограниченным набором механизмов с узким диапазоном воздействия. Наиболее эффективным из них представляется управление тарифами естественных монополий, относящимся к «нижним» технологическим переделам.

Механизмов управления ценовой динамикой в «средних» и «высоких» технологических переделах ни у правительства, ни у ЦБ РФ нет. Таким образом, единственным эффективным способом управления реальным курсом рубля является управление курсовым ростом (падением) рубля РФ к доллару США, находящееся в компетенции Центрального банка.

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдение этого порядка возлагается на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание предприятий.

Таким образом, денежная система включает две подсистемы: подсистему наличных расчетов и подсистему безналичных расчетов.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2008 в обращении по эмиссионному балансу находилось денежных знаков Банка России образца 1997 года на сумму 4 124 236,30млн. рублей, в том числе банкнот - на сумму 4 103 787,20 млн. рублей, монеты - на сумму 20 449,10 млн. рублей (включая монету из драгоценных металлов). В общей сумме наличных денег банкноты составили 99,50%, монета - 0,50% (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении, по эмиссионному балансу на 1 января 2008 года

  Банкноты Монета Итого
Сумма (млн. руб.) 4 103 787,2 20 449,1 4 124 236,3
Количество экземпляров (млн.) 6 724,6 35 219,8 41 944,4
Удельный вес по сумме (%) 99,50 0,50 100,00
Удельный вес по купюрам (%) 16,03 83,97 100,00
Изменение с 1.01.2007 (млн. руб.) 1 053 976,3 3 949,2 1 057 925,5
Изменение с 1.01.2007 (%) 34,56 23,93 34,50

 

Рост денежных доходов населения и потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в 2007 году вызвал некоторые изменения в купюрном составе денежной массы, находящейся в обращении, в сторону сокращения доли банкнот 10-, 50-, 100- и 500-рублевого достоинства.

В 2007 году продолжалось насыщение наличного денежного оборота банкнотами достоинством 1000 рублей (см. рис. 1.2.). Удельный вес банкнот этого номинала на 1.01.2008 составил 60% в общем объеме банкнот, находящихся в обращении.

Рис. 1.2. Удельный вес отдельных купюр в общей сумме банкнот

 

Рис. 1.3. Удельный вес отдельных купюр в общей сумме банкнот

Рост объема денежной массы (сумма денег, обслуживающих экономические отношения и находящихся в собственности государства, предприятий и населения на определенную дату или за определенный период) является объективной величиной, обеспечивающей потребности экономики страны при росте внутреннего валового продукта и уровне доходов, даже если этот рост обозначен только в номинальном выражении. Она воздействует на развитие экономики в целом, на изменение цен, уровень безработицы, платежную систему. Наряду с постоянным увеличением объема денежной массы объем денежной наличности в обращении также растет (см. рис. 1.4.).

Рис. 1.4. Изменение количества наличных денег в обращении за 2007 год

 

На объем денежной массы и ее структуру влияют многие факторы.

Как известно, количество денег, необходимое для обеспечения потребностей экономики, находится в тесной зависимости от объема произведенных товаров и услуг, цен на них и скорости обращения денег.