Еврей и иудей

В современном русском языке используются два различных слова для определения двух, якобы различных и «самодостаточных» социальных характеристик личности: еврей и иудей. Первая характеристика - чисто этническая («национальная»), указывающая на принадлежность лица к еврейскому этносу; вторая - чисто религиозная характеристика, говорящая нам о том, что этот человек исповедует религию иудаизма.

В дореволюционной России все её граждане «делились», как правило, по конфессиональному признаку, поэтому любой этнический еврей считался иудеем уже «фактом своего рождения», если только он не принадлежал к какой-либо иной конфессии - православию, католичеству, исламу. Соответственно, слова «еврей», «иудей» были практически синонимами и имели одинаковый смысл и значение в русской речи, как и «равноправное» употребление в официальных документах. Этническое же происхождение верующего - православный, католик, иудей — не имело ровным счётом для русского человека никакого значения, поскольку для христианского сознания «во Христе нет ни эллина, ни иудея».

Показательно, что в языках многих (если не большинства) европейских и северо-американских христианских народов существует лишь одно слово для дефиниции еврея/иудея - Jew, Jude и т.д. Это указывает на то, что евреем в Европе/Америке считался каждый этнический еврей, если только он не заявлял о себе, как об атеисте, христианине, мусульманине, буддисте и т.д. С точки же зрения доминирующей в иудаизме и еврейском сообществе установки - любой человек, родившийся от еврейки, является иудеем/евреем, даже если он не принадлежит к какой-либо из иудейской конфессии - реформистской, консервативной, ортодоксальной, хасидской.

Официальная советская идеология «отделила» иудаизм от еврейской этнической «национальности» и представила его, иудаизм, - лишь религией, наравне с другими конфессиями — православием, католицизмом, исламом, буддизмом и т.д. Эта чисто идеологическая «операция» разделила единое еврейское религиозно-этническое «бытие и сознание» на две якобы отдельные и самостоятельные сущности: безрелигиозную этническую еврейскую культуру (язык, быт, менталитет, искусство, мораль, поведенческие установки и т.д.) и внеэтнический иудаизм-религию. То есть дело было представлено так, будто бы еврейская культура и быт, мироощущение и психология еврея, его отношения с не-евреями и т.д. - имеют собственное, автономное от иудаизма происхождение (генезис) и не сводимое к иудаизму этническое содержание. Иудаизм же представлялся лишь как религия («опиум для еврейского народа»), мало связанная с этническим, якобы внерелигиозным по своей природе еврейским менталитетом, с моралью еврея, его психологией, установками и т.д.

В действительности же иудаизм - это не «просто» и не только религия, а способ жизни и культурно-духовная основа этнического еврея. Сущность иудаизма, определяемая самими иудеями, заключается в том, что евреи - это Богом избранныйиз всего множества племен и народов один народ, с которым он, Бог, заключил Договор, дав ему свой Закон.

Но вот что чрезвычайно важно: избранность эта, в соответствии с религией иудаизма, передаётся по наследству, по материнской линии. Таким образом, еврейство-иудаизм с момента своего возникновения имело не только «духовную», но и биологическую природу, что принципиально отличает его от остальных монотеистических религий - христианства, ислама, буддизма (К этой стороне иудаизма мы вернёмся ниже).

В реальной жизни знание или незнание этническим евреем Моисеева Закона, как и переход его в другую религию, не отнимает у него «привилегии» считаться евреем. Например, значительное большинство советских евреев не были знакомы ни с иудаизмом, ни с его законами, а многие — и с еврейскими обычаями. И тем не менее, большинство (если не подавляющее) из них считало себя евреями, хотя многие евреи записывались в паспорте русскими или украинцам. Это делалось из чисто практических соображений: в послевоенное время еврею было значительно труднее поступить в вуз и продвигаться по карьерной лестнице, чем, скажем, русскому или украинцу. А в некоторые государственные организации и институты евреям (если только они не были детьми крупных партийных работников или академиков) вход практически был закрыт.

Существенно то, что, как минимум, в своём сознании евреи всегда «отделяли» и продолжают «отделяют» себя от остального нееврейского населения нашей планеты. Можно привести сотни высказываний известных своей «ассимилированностью» и атеизмом евреев, которые выделяли еврейский народ из числа остальных народов, наделяя его «особой судьбой», «избранностью», а некоторые — даже «особой природой».

При переходе еврея в христианство ожидается, что коренным образом меняется его мировоззрение, мораль, отношение его к не-евреям, к понятию греха, святости и т.д. Однако, всегда остаётся возможность «возврата» еврея в иудаизм, как это произошло в 15-16 веках, когда значительная часть вынужденно крестившихся испанских и португальских евреев («марраны») при первом же удобном случае вернулась в иудейскую веру. Если же еврей становился действительно убеждённым христианином, то он переставал быть евреем/иудеем, поскольку факт его рождения от матери-еврейки уже не имел для него сакрального значения.

Для верующего же иудея еврей перестаёт быть «настоящим» евреем, как только он переходит в другую веру, хотя в «биологическом» отношении - ЛЮБОЙ этнический еврей всегда остаётся для иудаизма «потенциальным» евреем, поскольку рождён этнической еврейкой.

Разумеется, для воинствующего язычника, каким был, скажем, Адольф Гитлер, такая «мелочь», как «крещён, не крещён» — не имеет никакого значения. Для него - любой человек, в жилах которого течёт еврейская кровь - «дьявольское племя». Что же касается христиан, то они «по определению» не могут иметь «анти-этническую» установку, то есть, они не могут быть антисемитами. Но они должны быть анти-иудаистами, то есть противниками, оппонентами ложной с их точки зрения иудейской веры, независимо от того, кто её носитель - «этнический» еврей, или принявший иудаизм этнический русский.