Методы исследования

Методика анализа свойств и показателей ассортимента

Анализ проводится по следующим критериям:

- Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

- Широта ассортимента. Для определения коэффициента широты ассортимента необходимо определить фактический показатель широты ассортимента, базовый показатель широты ассортимента.

(1)

Кш - коэффициент широты, %;

Шф - широта действительная;

Шб - широта базовая.

- Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и может быть действительной Пф (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы) и базовой Пб (регламентируемое или планируемое количество товаров.).

Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товара.

Коэффициент полноты (КП) - отношение действительного показателя полноты к базовому и выражается он в формуле 2:

Кп = Пф/Пб * 100%. (2)

КП - коэффициент полноты, %;

ПБ - полнота базовая;

Пф - полнота действительная

- Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп. Рассчитывается коэффициент устойчивости по формуле 3:

Ку=Уф/ Пб* 100% (3)

Где: Уд - количество товаров однородной группы товаров, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании);

ПБ - полнота базовая;

Ку - коэффицент устойчивости, %

 

Методика АВС и XYZ-анализ ассортимента

ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия.

Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:

- А — наиболее ценные, 20 % — ассортимента; 80 % — продаж

- В — промежуточные, 30 % — ассортимента; 15 % — продаж

- С — наименее ценные, 50 % — ассортимента; 5 % — продаж

Порядок проведения АВС анализа, в виде схемы – рисунок 6.

 

 

Определить цель анализа
Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС
Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления
Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку  
Составление рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра.
Рассчитывается доля параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом. Доля с накопительным итогом высчитывается путём прибавления параметра к сумме предыдущих параметров.
Выделение группы А, В и С: присваиваем значения групп выбранным объектам

 

 


Рисунок 6. Схема проведения АВС анализа.

Вероятности возникновения спроса на материальные ресурсы А, В и С подчинены различным законам. Установлено, что в большинстве промышленных и торговых фирм примерно 75 % стоимости объёма продаж составляют всего около 10 % наименований номенклатуры (группа А), 20 % стоимости — 25 % наименований (группа В), 5 % стоимости — 65 % наименований (группа С).

Метод АВС широко используется при планировании и формировании ассортимента на различных уровнях гибких логистических систем, в производственных системах, системах снабжения и сбыта.

Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле— ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной — здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

XYZ-анализ включает в себя следующие этапы – рисунок 7.

Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов
Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации
Распределение по категориям X, Y, Z
Графическое представление результатов анализа.

 

 


Рисунок 7. Схема проведения XYZ анализа.

 

Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.

Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 10 до 25 %.

Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 25 %.

В группу Х включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y— средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.

Коэффициент вариации спроса— это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.

Рассчитывается по формуле:

(4)

 

где: V - коэффициент вариации;

s - среднеквадратичное отклонение;

`x - Среднеарифметическое;

Xi - i-тое значение статистического ряда;

n- количество значений в статическом ряде.

Если объединить результаты этих 2х методик, можно получить выводы о том, какие товары (или клиенты) являются не только самыми доходными, но и насколько часто они пользуются спросом (клиенты – совершают покупки).

В общем, использование ABC-XYZ-анализа позволяет:

- Эффективно управлять товарными ресурсами (базой клиентов).

- Корректировать ассортиментную политику, повышая долю наиболее доходных и (или) востребованных товаров (тоже с клиентами).

- Эффективно планировать и грамотно распределять трудовые ресурсы.

Объединение результатов ABC и XYZ-анализа удобно реализовывать в наглядной форме матрицы, состоящей из 9ти категорий – таблица 6.

 

 

Таблица 6. Матрица ABC и XYZ-анализа

AX AY AZ
Высокий уровень дохода, стабильное потребление Высокий уровень участия в доходах сочетается с нестабильностью потребления и сложностью его прогноза Высокий уровень участия в доходах, покупки совершаются случайно. Нет возможности прогнозирования.
BX BY BZ
Уровень дохода – средний. Потребление – стабильное Уровень дохода – средний. Потребление - нестабильное Уровень дохода – средний. Потребление - случайное
CX CY CZ
Уровень дохода – низкий. Потребление – стабильное Уровень дохода – низкий. Потребление - нестабильное Уровень дохода – низкий. Потребление - случайное

В результате по каждой категории можно сделать выводы о ее ценности для компании и потребителя, определить уровень необходимых запасов, выявить группы, продажи которых целесообразнее производить по предзаказам покупателей, постепенно вывести из оборота группы с низким спросом и случайным потреблением.

Товары групп AX и BX требуют постоянного их наличия, при этом не требуется излишний страховой запас – потребление данных групп хорошо прогнозируется.

Группы AY и BY с высоким и средним уровнем товарооборота, наоборот, требуют увеличения страхового запаса, т.к. имеют недостаточную стабильность потребления.

AZ и BZ: обеспечение наличия данных групп за счет увеличения страхового запаса приведет к значительному повышению запаса складского, что влечет за собой дополнительные издержки, связанные с хранением. Решений данной проблемы может быть несколько: необходимо работать с поставщиками, которые могут в короткие сроки обеспечить товаром данной категории фирму, обеспечить более частые поставки, осуществлять постоянный контроль. Еще один из вариантов – поставлять данные продукты под заказ.

CX: для данных товаров нужно определить необходимую периодичность поставок, для того, чтобы не держать их на складе.

Товары категорий CY и CZ необходимо выводить из оборота, но при этом провести дополнительный анализ и разобраться, на каком этапе жизненного цикла находится тот или иной продукт, какой является сопутствующим для продуктов других категорий, какой перспективным.

В итоге стоит отметить общепризнанный факт, что данный анализ является понятным инструментом, дающим наглядные результаты, помогающие принимать правильные управленческие решения[6].

Методика ассортиментной идентификации

Ассортиментная идентификация представляет прежде всего анализ маркировки. Упаковка кофе, согласно ГОСТ Р 51074-2003

«Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», должна содержать следующие данные:

- наименование продукта (наименование кофе может быть дополнено местом происхождения);

- наименование аромата, если при изготовлении кофе, кофейных продуктов применяются ароматизаторы;

- наименование и местонахождение изготовителя [юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)] и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);

- масса нетто;

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- состав продукта;

- пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;

- способ приготовления или рекомендации по использованию (при необходимости), инструкция по хранению и употреблению;

- сорт (при наличии);

- противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний для биологически активных добавок к пище, пищевых добавок и ингредиентов продуктов нетрадиционного состава, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;

- дата изготовления и дата упаковывания, месяц и год;

- срок годности или срок хранения;

- условия хранения;

- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;

- информация о вакуумной упаковке (при наличии);

- информация о подтверждении соответствия.

При ассортиментной идентификации подтверждают природу продукта, устанавливают принадлежность кофе к определенному ботаническому виду, торговому наименованию (сорту), определяют основные классификационные признаки[1].

 

Методика органолептической оценки кофе натурального жареного в зернах.

Органолептические показатели натурального жаре­ного кофе - это внешний вид, вкус и аромат.

Внешний вид кофе определяют визуально при ярком дневном свете или люминесцентном освещении в части объединенной пробы продукта, помещенной на лист белой бумаги ровным слоем. При определении внешнего вида обращают внимание на равномерность, цвет и состояние поверхности кофе в зернах.

При характеристике внешнего вида кофе натурального жареного в зернах обращают внимание на однородность и рав­номерность обжаривания зерен. Вкус кофе оценивают только в экстракте после завари­вания.

Аромат кофе определяют в сухом продукте и в экстрак­те. Для определения вкуса кофе экстракт пьют небольшими глотками и фиксируют первые вкусовые ощущения. Для определения массовой доли зерен темно- и светло-коричневого цвета и ломаных зерен берут две навески кофе, каждая массой 100 г. Навеску помещают ровным слоем на лист белой бумаги и при ярком дневном свете или люминесцентном освещении проводят механическую разработку, отбирая зерна, резко отличающиеся от общей массы. Отобранные зерна взвешивают

Оценка вкусо-ароматических качеств кофе описано в таблице 7.

Таблица 7. Вкусо-ароматические качества кофе

Вкусо- ароматический термин Выражаемые термином вкусо-ароматические качества кофе
Безжизненный Кофе, лишенный вкуса и аромата
Винный Вкусо-ароматическое ощущение, напоминающее вкус и аромат хо­рошего красного вина. Присущи сильно ферментированным зернам
Водянистый Напиток, заваренный или из не­достаточного количества молото­го кофе, или с использованием недостаточно горячей воды
Выветрившийся Кофе со слабым вкусом, арома­том и послевкусием
Горький Вкусовое ощущение, напоми­нающее то, которое возникает во рту после приема хинина. Часто является следствием слишком сильного обжаривания зерен кофе
Грязный Неприятный вкус и аромат низко­сортного кофе
Дикий Вкусовое ощущение, вызываемое зернами, собранными с дикорас­тущих деревьев
Жесткий Вкусовое ощущение, напоми­нающее жжение
Загрязненный Вкусовое ощущение прогоркло­сти
Закоптелый Вкусовое ощущение, вызываемое пережариванием кофейных зерен
Заплесневелый, затхлый Вкусовое ощущение, присущее старым зернам, которые долго или неправильно хранились
Землистый Вкусовое ощущение, напоми­нающее вкус земли. Во многом напоминает загрязненный вкус
Испорченный Вкусо-ароматические ощущения, окрашенные присутствием остат­ков химических веществ (пестици­дов и т. д.)
Карамельный Вкусовое ощущение, сильно на­поминающее вкус жженого сахара
Кислый Острое вкусовое ощущение, вы­зываемое избыточной кислотой. Присуще недозрелым зернам ко­фе
Медицинский (йодистый) Редкое ароматическое ощущение, напоминающее запах больницы (йода). Присуще одному из сортов бразильского кофе
Мягкий Вкусовое ощущение, лишенное какой-либо остроты
Продолжение таблицы 7.  
Нейтральный Вкусовое ощущение, в котором отсутствует какой-либо ярко вы­раженный вкусовой оттенок
Ореховый Вкусовое ощущение, напоми­нающее жареные орехи
Пикантный Вкусовое ощущение, напоми­нающее вкус пряностей
Приятный Кофе с полным и нежным вкусом, в котором отсутствует терпкость
Резинистый   Аромат, прП Присущий иногда кофе сорта робуста. Напоминает запах паленой резины
Скипидаровский Вкусо-ароматическое ощущение, напоминающее скипидар
Сладкий Вкусовое ощущение. Полностью лишенное терпкости
Терпкий Жесткое и едкое вкусовое ощу­щение
Тонкий Кофе, обладающий незначитель­ной кислотностью
Травянистый Вкусовое ощущение, напоми­нающее аромат и вкус зеленой травы
Фруктовый Вкусовое ощущение, напоми­нающее вкус и аромат цитрусо­вых и ягод
Угольный Вкусовое ощущение, напоминаю­щее вкус древесного угля
Утонченный Приятное и нежное вкусовое ощущение
Шоколадный Вкусовое ощущение, напоми­нающее вкус горького шоколада и ванили

 

По органолептическим показателям натуральный жареный кофе должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 8.

Таблица 8. Органолептические показатели натурального жареного кофе

Наименование показателя Характеристика натурального жареного кофе сорта  
Премиум Высшего Первого Второго
Внешний вид кофе, натурального жареного в зернах Равномерно обжаренные зерна, в основном со светлой бороздой посередине   Преимущественно равномерно обжаренные зерна допускается наличие отличающихся по цвету зерен Недостаточно равномерно обжаренные зерна ________
  Продолжение таблицы 8.
  С включением оболочки кофейных зерен:
- Светлообжаренные – светло-коричневого цвета, с сухой поверхностью; - Среднеобжаренные – от коричневого до темно-коричневого цвета, с матовой или блестящей поверхностью; - Темнообжаренные – темно-коричневого или переходящего в черно-коричневые цвета, с маслянистой поверхностью или со следами маслянистости; - Высшей степени обжаривания – черного цвета, на грани обугливания, с блестящей маслянистой поверхностью. Допускается наличие ломаных зерен и обломков зерна %, не более:
1,5 5,0 8,0  
Аромат и вкус Аромат ярко выраженный Вкус приятный, насыщенный. Аромат выраженный. Вкус приятный. Аромат от слабовыраженного до выраженного. Вкус слегка жестковатый. Аромат слабовыраженный. Вкус от горьковатого до горьковато-вяжущего. Достаточно жесткий.  
С различными оттенками (кисловатый, горьковатый, от горького до горько-вяжущего).
               

Для определения органолептических показателей качества кофе в зернах его предварительно размалывают до крупности помола соответствующей молотому кофе.

Порядок проведения органолептической оценки:

1. Формирование цели работы;

2. Изучение методов и процедур исследования;

3. Отбор проб;

4. Оценка образца по выбранным показателям;

5. Обработка экспериментальных данных;

6. Выводы[1].

 

Методика анализа поведение покупателей - предпочтение покупателей (анкетирование)

Маркетинговое исследование является составной частью общей информационной системы. Сведения, факты, данные, собираемые для маркетинговых целей, образуют самостоятельный сектор единого информационного поля.

Можно выделить лишь основные направления исследований. Поэтому перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи:

• сбор, обработка, сводка и хранение информации;

• оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет емкости рынка, характеристика и прогнозирование спроса, анализ его эластичности;

• оценка собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности;

• оценка возможностей и поведения конкурента;

• анализ раздела рынка сбыта, оценка его доли, занимаемой фирмой, территориальный анализ рынка сбыта;

• информационно-аналитическое обоснование сегментации рынка (группировка и структуризация потребителей);

• информационно-аналитическое обеспечение разработки товара и регулирование его жизненного цикла;

• информационно-аналитическое обеспечение ценообразования и регулирования цен;

• учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом и по этапам жизненного цикла товара.

Самостоятельной и очень распространенной формой опроса является анкетирование, т.е. заполнение заранее подготовленных бланков с перечнем вопросов.

Анкета - таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент. Анкетирование - опрос с помощью анкеты.

 

Составление анкеты - сложный исследовательский процесс, включающий постановку целей, выдвижение гипотез, формулирование вопросов, разработку выборки, определение способа анкетирования и т.д. Анкетный опрос может быть осуществлен в устной форме, т.е. регистратор сам заполняет бланк со слов респондента (экспедиционный способ). Другая форма - письменная (метод саморегистрации), когда респондент заполняет собственноручно анкету, которая рассылается по почте (корреспондентский способ). Недостатком этого (более дешевого) метода является определенный процент неправильно заполненных анкет. Кроме того, часть анкет вообще не возвращается. Иногда даже проводятся контрольные выборочные обходы опрашиваемых. Метод анкетирования применяется также при организации панелей, работе с торговыми корреспондентами.

Формулировка вопросов - сложная и трудоемкая работа, требующая высокой квалификации, знания экономики, статистики и социометрии, определенных литературных способностей. Несмотря на то что существуют единые принципы анкетирования, невозможно механически копировать имеющиеся образцы.

Особое внимание следует обращать на оформление анкеты, которое иногда оказывается неудачным, неудобным: смысловые блоки не отделены друг от друга, выбран плохо читаемый шрифт, не предусмотрено место для кодов и т.п.

Если вовремя не обратить внимание на эти факторы, работа интервьюера, а затем кодировщика, оператора будет затруднена и может даже привести к ошибкам[19].

 

 

На рисунке 8 изображена схема проведения анкетирования на предприятии.

Разработка формы и содержание анкеты (вопросника)
Выбор способа распространения анкеты и получения ответов

 

 


 

Постановка цели анкетирования, выделение объекта
Распространение, заполнение анкет
Контроль за заполнением анкет
Обработка полученных ответов, их анализ
Получение выводов

 


Рисунок 8. Схема проведения анкетирования

 

 

На рисунке 9 представлен макет анкеты.

Анкета Уважаемые господа! Прошу Вас ответить на следующие вопросы: 1. Как часто Вы покупаете кофе натуральный жареный, в зернах?_____ 2. Какой объем упаковки кофе натурального жареного, в зернах, Вы предпочитаете? (подчеркните, выбранный ответ) ü Менее 100г; ü 100г – 200г; ü 200г – 250г; ü Более 250г. 3. Где Вы покупаете кофе натуральный жареный, в зернах? (подчеркните, выбранный ответ) ü В продуктовом магазине; ü На рынке; ü В специализированных отделах. 4. Какой вид кофе натурального жареного, в зернах, Вы предпочитаете?_________________________________________ 5. Какую марку кофе натурального жареного, в зернах, Вы предпочитаете?_________________________________________ 6. Пол: М Ж 7. Ваш возраст: (подчеркните, выбранный ответ) ü До 20 лет; ü 20-30 лет; ü 30-40 лет; ü 40-50 лет; ü Более 50 лет. 8. Укажите ваш род занятий: (по желанию) ü Учащийся; ü Работающий; ü Пенсионер. 9. По желанию, укажите свою специальность ___________________   Спасибо за Ваше содействие

 


Рисунок 9. Макет анкеты.