II. Управление в древних цивилизациях
__________________
полевыми работами», «Поучения царя» и другие распорядительные документы. Ко вторым - различного рода вознаграждения материального порядка. Х.Г. Крил относит их к финансам. Однако необходимо отметить, что товарно-денежные отношения того периода находились еще в далеко не зрелом состоянии, но поскольку имел место обмен продуктами труда, имеющими меновую стоимость, их можно условно отнести к финансовым отношениям. Речь идет о том, что правители Чжоу получали даньс удельных князей (редкие драгоценные изделия, раковины каури, шелковые ткани, кусочки металла). Поощряя подданных, чжоус- кие ваны использовали также различные материальные ценности (инструментарий экономических методов управления): жертвенные сосуды и ароматное вино, колесницы, сбрую и попоны для лошадей, самих лошадей, быков, земельные наделы, раковины каури и многое другое15. К третьим (воспитательным) методам управления следует отнести целый комплекс инструментов воздействия, основными из которых являются морально-этические нормы: справедливость, доброжелательность, честность, трудолюбие, дисциплинированность. Все они были ориентированына определенные социальные слои населения. Вот как об этом говорится в «Книге Перемен»: «...среди управляемых людей могут встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твердостью характера, так и податливостью его, и эти два качества у них уравновешены; во-вторых, люди, у которых твердость и непреклонность характера преобладают; и в-третьих, люди, которых по преимуществу характеризует их мягкость и обходительность. Управлять людьми первого типа сравнительно просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика. При управлении людьми второго и третьего типа необходимо... принять во внимание, в чем проявляется их сила или слабость». Чтобы подчинить своей воле владетельных князей, при вители Чжоу использовали и такие средства, как совместное жертвоприношение, торжественные приемы и проводы, охоту, соревнование в искусстве владения оружием, а также создание морально-психологической обстановки (морально-этическим климат) при проведении всякого рода деловых встреч (деловою общения). Это изысканность убранства, яркость и роскошь одея ний, торжественность и чуткость в обхождении, восхваление подчиненных, театрализованность (музыкальное сопровождение, выступление актеров, дрессировщиков и т. п.), иначе, создание ситуаций доведения, расположения и глубокого уважения.
Глава5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае
__________________
Конечно, выделить в «чистом» виде ту или иную группу ме- I (>дов невозможно. Как правило, они находятся во взаимодействии. Нов любой группировке эти методы срабатывали безотказно.
Завершая анализ организации управления государством 1 (ападное Чжоу, можно считать, что именно в этот период сформировались взгляды на управление, исходные начала и собственно контур монархического управления государством.
Эта эпоха нашла свое отражение в ряде литературных памятников, в том числе в «Книге Перемен» (И-Цзин), «Книге документов» (Шу цзин) и др. В частности, в «Книге песен» (Ши цзин), в торжественных одах: «Ода Вэнь-вану» (основоположник чжоуского царства), «Ода о царях Вэнь-ване и У-ване и о покорении царства Инь-Шан», «Ода о переселении племени Чжоу», «Ода У-вану», «Ода царю просвещенному (Вэнь-вану) и царю воинственному (У-вану)», в которых раскрываются управленческая мысль тех времен и особенности становления управления государством.
Прослеживая логику идей формирования государственного ■ гроительства и управления государством династии Чжоу в вышеназванных произведениях, необходимо отметить следующее. Один п.1 предков дома Чжоу Дань-фу, будучи предводителем рода, собрал своих людей, привел их и расселил на территории Чжоу.
Жителей князь расселил изволеиьем своим: