Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае

__________________

Строго организованной судебной системы в чжоуском госу- ИИрстве не было, хотя имело место выполнение функций судопро- п.июдства. Собственно судьями выступали император, высшие ea­rn шпики, владетельные князья. Готовил все судебные дела, как правило, чиновник - Ведающий преступлениями. Но следует от­ветить то обстоятельство, что законодательства в виде сводов нормативных актов или кодексов при первых правителях Чжоу не существовало, хотя при них собирались и накапливались за- | оны прошлого и принимаемые правителями судебные реше­ния. «В древности законы [династии] Чжоу состояли из трех сво- нт, при помощи которых наказывались удельные владения и дер­жалась в повиновении вся территория страны. При наказании жшосозданных уделов использовался свод легких [наказаний], при наказании мирно живущих уделов использовался свод сред­них [наказаний], при наказании взбунтовавшихся уделов исполь- ювался свод тяжелых [наказаний]»13. Из системы наказаний за преступления не делали секрета: правители и чиновники постоян­но стремились довести эти сведения до простых людей. Среди са­мых тяжких преступлений, как пишет Х.Г. Крил, считалось неис­полнение долга перед семьей, неподчинение приказу, употребле­ние крепких спиртных напитков (исключая ритуальное)14.

Чжоуская система управления государством потому и | I ала называться системой, что она не только была структури­рована, но и функционировала как единое целое на основе рели- I иозных культов, связанное взаимодействием ванов, владетель­ных князей, чиновничества, военных формирований и их ко­мандующих. Эти отношения проявились в тесных связях правителей с аристократией, чиновниками, войсками и простым народом. Со- |данные чжоускими ванами коммуникации (дороги, охранные от- I >иды, средства связи, постоянные разъезды правителей по стране, in гречи с местными князьями, их частые визиты ко двору и пр.) во многом способствовали эффективному функционированию сис- |емы управления. Разумеется, что при этом немаловажное значе­ние имели методы управления, которыми умело пользовались чжоуские правители. Говоря современным языком науки управ­ления, это административные, экономические и социально-пси- м (логические (воспитательные) методы управления. К первым > подует отнести распорядительную деятельность правителей (указы, приказы, инструкции, судебные решения и т. д.).

В гим­нах дома Чжоу имеются «Повеление царя советникам, ведающим