Принцип действия АКУ

В транспортном положении выводные рычаги удерживаются замками. Замки всех трех узлов подвески и механизм отрывного разъема кинематически связаны с помощью тяг. Открытием замков управляет пневматический привод, выполненный в виде цилиндра.

Ракета подвешивается на АКУ движением вперед. Перед подвеской ракеты выводные рычаги должны быть зафиксированы на своих замках, отрывной разъем должен быть поднят в верхнее положение. Чтобы завести ракету на каретку заднего выводного рычага необходимо в специальные пазы на корпусе АКУ вставить клинья. Клинья прижимают вниз наконечники каретки, которые разворачивают стопоры и делают возможным ввод заднего узла подвески ракеты в направляющие каретки. После подвески ракеты клинья извлекаются и стопоры фиксируют ракету от продольного перемещения.

При поступлении команды на отделение сжатый воздух поступает в полость цилиндра привода и он перемещается поступательно, обеспечивая отпирание всех трех замков и расстыковку электрического разъема. При дальнейшем перемещении поршня выводящие рычаги совершают вращательное движение. При дальнейшем движении поршня привода ракета удерживается за средний и задний узлы подвески каретками выводных рычагов. В процессе движения каретка переднего выводного рычага разворачивается под действием тяги, а каретка заднего выводного рычага – под действием заднего узла подвески ракеты. Каретка переднего рычага скользит по среднему узлу подвески ракеты и при повороте рычага на 15 градусов на контакты запуска двигателя подается напряжение, а при повороте на 20 - 25 градусов они замыкаются с контактами ракеты. Ракета получает сигнал на запуск двигателя, но двигатель ракеты начинает работать уже после потери контакта с АКУ, на безопасном расстоянии от самолета. В крайнем нижнем положении каретка заднего выводного рычага под действием заднего узла ракеты разворачивается, при этом секторный выступ рычага поднимается вверх, освобождая крюки каретки. Под действием тяжести ракеты крюки разворачиваются и задний узел подвески ракеты освобождается. Ракета отделяется.

После отделения ракеты в блоке цепей ППД передней каретки размыкаются контакты микровыключателя наличия груза. Размыкается цепь электропневмоклапана и поршень пневмопривода начинает движение в обратную сторону. Выводные рычаги приходят в исходное положение и взаимодействуют с несущими крюками. Несущие крюки разворачиваются до тех пор, пока не зафиксируются стопорными устройствами. Таким образом, после отделения ракеты отрывной разъем поднят вверх, замок переднего узла крепления в крайнем переднем положении, а выводные рычаги зафиксированы на своих замках. Контакты наличия ракеты разомкнуты, на скользящих контактах в блоке ППД нет напряжения.

3.3 Авиационное катапультное устройство АКУ-170Е

 

АКУ-170Е (рисунок 3.6) предназначено для размещения, надежного закрепления, транспортировки и пуска катапультированием ракет типа Р-77. Оно обеспечивает также принудительный сброс ракеты в аварийной ситуации.

 

 

 
 

Функциональными подсистемами АКУ являются: корпус, выполненный в виде силовой балки с узлами крепления к конструкции самолета, передним и задним обтекателями, механизм катапультирования, механизм стопорения переднего и заднего толкателя, механизм стыковки (уборки) разъема, блок Н019-90 и элементы СУО. АКУ поршневого типа с пирогидравлическим приводом.

Механизм стыковки разъема (Рисунок 3.7) предназначен для ручной стыковки отрывного разъема АКУ с электроразъемом ракеты при подвеске ракеты и возврата его в исходное положение после катапультирования. Возврат обеспечивается рычагом, соединенным тягой с передним толкателем.

Блок Н019-90 обеспечивает трансляцию сигналов по цепи радиокоррекции на РГС ракеты. Блок расположен под передним обтекателем и закрыт специальным стеклом.

Механизм катапультирования служит для размещения и надежного закрепления ракеты на АКУ, перевода ее в стартовое положение и отделение в конце хода катапультирования с сообщением дополнительной скорости.

В состав МК входят передний и задний толкатели, пиротолкатель и механизм синхронизации.

 
 

Передний и задний толкатели (рисунок 3.8) предназначены для удержания ракеты в транспортном положении и преобразования горизонтального движения пиротолкателя в вертикальное движение плунжеров вместе с подвешенной на них ракетой. По конструкции задний толкатель отличается только тем, что на его основании имеется упор, удерживающий чеку запуска двигателя ракеты.

Плунжер вместе с основанием может перемещаться относительно корпуса. На основании шарнирно закреплены несущие крюки, которые фиксируют узел крепления ракеты. До подвески ракеты крюки под действием пружин находятся в раскрытом положении. При подвеске ракеты крюки отжимаются и затем запираются стопорным рычагом. Стопорный рычаг закреплен на оси и поджимается пружиной. В конце хода катапультирования штифт отжимает стопорный рычаг вверх, и несущие крюки открываются.

Пиротолкатель (Рисунок 3.9) является силовым приводом АКУ и предназначен для передачи усилия горячих газов высокого давления на плунжеры переднего и заднего толкателей. Пиротолкатель состоит из цилиндра, штока и держателя. Снаряжается пиропатроном ЭПК-28Т.

В цилиндре имеется дюза для стравливания избыточного давления пороховых газов. В корпусе АКУ пиротолкатель удерживается затвором. Затвор установлен на оси, и после установки пиропатрона в шток фиксирует пиротолкатель. Это соединение запирается рычагом. Такое крепление пиротолкателя обеспечивает быстрое и удобное снятие его для чистки и снаряжения, а также быструю установку до подвески ракеты.

Внутри поршня имеется гидрокомпенсатор, который обеспечивает снижение удара при катапультировании. Компенсатор состоит из полости, соединенной дроссельным отверстием с полостью корпуса и внутреннего поршня с пружиной. Корпус толкателя в корпусе АКУ крепится двумя болтами через отверстия.

Механизм синхронизации (Рисунок 3.10) предназначен для обеспечения жесткой кинематической связи между плунжерами переднего и заднего толкателей. В состав механизма синхронизации входят поворотное коромысло и две тяги. На одной тяге размещается пружина, которая обеспечивает возврат механизма в исходное положение после катапультирования ракеты.

Механизмы стопорения запирают крюки, удерживающие в исходном положении плунжеры толкателей вместе с подвешенной на них ракетой до момента катапультирования. В ушках стопоров заделаны пружины, которые соединены с крюками толкателей. Для механической блокировки механизмов при случайном срабатывании привода, а также для контроля закрытого положения используется чека.