А22. Упражнения

А 22. ВВОДНЫЕ СЛОВА

ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР ПРАВИЛО ИСКЛЮЧЕНИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ
  1. УВЕРЕННОСТЬ     2. НЕУВЕРЕННОСТЬ     3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ     4. ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ   5. ПОРЯДОК ИЗЛОЖЕНИЯ МЫСЛИ   6. СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛИ   Конечно, бесспорно, разумеется…   Кажется, может быть, вероятно…   К счастью, к огорчению, к удивлению     По сообщению, по слухам, говорят....   Во-первых, наконец, следовательно…     Так сказать, иными словами…     Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми ВСЕГДА.   Распространенные вставные конструкции выделяются скобками или тире. Например: Однажды (а надо вам сказать, что было это в пятницу)   Сравните: Ветер, однако, утих (вводное). Ветер утих, однако гроза продолжалась (союз). Лес, казалось, дремал (вводное). Мне это только казалось (сказуемое).     Не являются вводными словами (смотрите список внизу таблицы)!  

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ:

Авось, большей частью,буквально, будто, вдруг, вдобавок, в довершение всего, ведь, в конечном счете (итоге), вообще (но: в общем – вводное), вот, вряд ли, все-таки, все равно, в сущности, в частности, даже, едва ли, именно, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем (но: между прочим – вводное), небось, однажды, определенно, особенно, поистине, по предложению, по решению, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы…

А22. Упражнения

 

Роман Лермонтова (1) несомненно(2) проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать в том порядке, в каком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные(3) на мой взгляд(4) повести и несколько рассказов, но не роман.

Процесс формирования древнерусского литературного языка (1) по мнению академика В.В.Виноградова (2)определялся взаимодействием и объединением нескольких составляющих: во-первых (3) старославянского языка и деловой речи, а во-вторых (4) языка фольклора и диалектов.

В жаркий июльский полдень (1) словно (2) все замерло в городе. Даже деревья (3) казалось (4) стояли понурые и неподвижные, точно изнемогающие от нестерпимого жара.

Космическая эра началась (1) может быть (2) тогда, когда скромный учитель математики из Калуги первым доказал, что человек может полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу ее полета (3) именно (4)К.Э.Циолковский.

Писатель должен пристально изучать каждого человека, но любить (1) разумеется (2)не каждого. Ведь (3) разумеется (4) что сколько писателей, столько и способов работать.

Нет (1) наверно (2) ни одного собирателя книг, который не знал бы имени Шибанова. Свыше полувека он занимался наукой, которая (3) кажется (4) непосвященным чрезвычайно скучной и ограниченной, - библиография.

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин - типичный молодой дворянин начала XIX века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

Это высказывание (1) вероятно (2) можно отнести ко всей лирике поэта. С самолета хорошо было (3) видно (4) все озеро, окруженное лесом.

В картинах Поленова нет (1) как говорится (2) сухого академизма: они ласкают глаз зрителя прелестью, живым расположением сцены, интересными подробностями. Эти картины красивы и интересны (3) даже (4) для тех, кто не захочет найти в них внутреннего содержания.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, свое богатство употребившего на пользу общества. Увлеченный живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

Осторожных зверей в лесу заставляет встревожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев. Пение курсантов (3) казалось (4) удалым под звонкую дробь барабанов.

Поздней осенью или зимой на улицах городов (1) иногда (2) появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (3) видимо (4) за этот крик и получили птицы свое имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» означал «резко свистеть, кричать».

Утро настало, но дождь (1)к сожалению (2) не прекратился. Самое трудное – увидеть то, что у тебя перед глазами, хотя это (3) видно (4) всем.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начинают вести себя как на войне.

Черновики Пушкина (1) конечно (2) отражают не только техническую работу над стилем, но и психологическое состояние поэта в момент творчества. Каждый поворот, каждый изгиб творческой мысли (3) по мнению специалистов (4) запечатлевается в рукописи.

В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во – первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал искусные изделия новгородских ремесленников.

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или (1) лучше сказать (2) ввел в русский язык, глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

Если вы изучили звуковой состав чужого языка его грамматику, но у вас бедный словарный запас, вы (1) вероятно (2) никогда не сможете понимать этот язык и говорить на нём. Но (3) конечно (4) одни слова без знания звукового состава и грамматического строя также не обеспечивают владения языком.

Даниил Чёрный (1), по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако(4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

Красота природы (1) конечно (2) воздействует на человека, воспитывает его, делает добрее. При виде величавых гор, глубокой небесной синевы, морского простора, тихой берёзовой рощи в душе человека(3) как будто (4) тает всё мелкое, суетное.

Благодарность не есть(1) право (2) того, кого благодарят, а есть (3) безусловно (4) долг того, кто благодарит. Требовать благодарности – глупость, не быть благодарным - подлость.

Если мы осознаём, что красивее нашей планеты нет(1) пожалуй (2) ничего в мироздании, то этим мы обязаны (3) несомненно (4) художникам и поэтам, которые помогают нам понять красоту природы, воспитывают в нас любовь к ней.

Именно простой, близкий к природе народ (1) как правило(2) умеет говорить звучно и образно. Это (3) видно (4) по народным песням, сказкам, пословицам, поговоркам, частушкам.

Мучительная искренность Л.Толстого и недовольство собой (1) без сомнения (2) –часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4), то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, то таков (1) наверное (2) и ум этого человека, ибо мыслит он (3) как известно (4) только при посредстве языка.

Стихи пишут затем, чтобы сказать (1) конечно (2)больше, чем можно выразить в прозе. Ту же мысль (3) как известно (4) выразил и Л.Толстой: «В стихах моя мысль потребовала бы большей законченности».

Истинная мудрость человека состоит в трёх вещах: во-первых (1) делать самому то, что он советует делать другим, а во-вторых (2) никогда не поступать против справедливости и (3) конечно (4) терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

О многих цветах (1) как известно (2) созданы легенды, многие знаменитые и прославленные, и среди них – ландыш. Скандинавы (3) например (4) именно ландыш считали цветком богини восходящего солнца.

Названные предложения (1) как известно (2) часто встречаются в художественных текстах. Например (3) с помощью назывных предложений даётся описание обстановки. Однако (4) следует отличать назывные предложения от обращений – олицетворений.

Некоторых современников возмущает в творчестве Пушкина употребление простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие» . Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».