Использование современных технологий в пропаганде здорового образа жизни среди молодёжи
(из опыта работы учреждений молодежной политики Тюменской области)
В ряду проблем, стоящих перед органами государственной власти Тюменской области, приоритетное место занимает проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Данный вопрос является острым для всех возрастных групп, не является исключением и категория детей.
По данным официального портала органов государственной власти Тюменской области, численность детского населения составляет 267918 человек, из них численность детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Тюменской области – 135394 человека, составляет 50 %.
Среди участников образовательного процесса, по данным профилактических осмотров в 2011-2012 учебном году, 1 и 2 группу здоровья имеют 85 %; 3 группа – 13,3 %; 4 – 0, 9 %; и 5 группа – 0,7 %. Показатель индекса здоровья детей (1+2 группа здоровья) с годами имеет устойчивую тенденцию к улучшению, и составил 85 % (2007 год – 78 %, 2009 год – 81 %, 2010 год – 84 %).
В структуре болезненности школьников 50 % занимают так называемые «школьные болезни», из них ведущее место занимают нарушения осанки – 21,4 %, болезни глаза 14,7 % [2].
Несмотря на положительную динамику, которая стала результатом комплексного взаимодействия органов здравоохранения, образовательных организаций, учреждений спорта и молодежной политики, говорить о том, что проблема сохранения здоровья решена, еще очень рано. Напротив, необходима консолидация сил заинтересованных ведомств, поиск оптимальных форм и методов работы по укреплению здоровья и создания ориентации на здоровый образ жизни среди населения.
Нельзя не отметить и несовершенство существующей системы образования. В частности, крайне нелогичным кажется тот факт, что итоговая государственная аттестация по дисциплине «Физическая культура» в средней общеобразовательной школе включает только теоретическую часть.
Поиск и внедрение новых методик работы по созданию установок на здоровый образ жизни необходимо вести с учетом особенностей современного социума. Одной из таких методик является проект, разработанный и успешно реализованный на территории Тюменской области в 2012 году кандидатом социологических наук, заместителем директора областного центра дополнительного образования детей и молодежи, руководителем молодежного социально-педагогического объединения «Пилот» Натальей Леонидовной Баталовой [1].
Интернет-квест «Активные выходные» является уникальной авторской разработкой, позволяет решать целый ряд педагогических задач, одной из которых является пропаганда здорового образа жизни. Для реализации данного проекта основным ресурсом является интернет-портал с возможностью ведения блога. Еженедельно на портале, через который реализуется квест, публикуются пакеты заданий для участников проекта. Они могут носить творческий, спортивный, социально-ориентированный характер. Каждый сезон проекта имеет свою характерную особенность (спецификацию). Так, зимний сезон ориентирован на формы активности участников на свежем воздухе, весенний сезон имеет уклон на творчество, летний – на возможности каникулярного отдыха, осенний – на образовательные технологии. Участники проекта на электронный адрес капитана команды получают пакет заданий, которые необходимо выполнить за выходные дни. На выполнение пакета заданий у команды есть 2-3 дня (суббота, воскресенье, понедельник). В установленное время понедельника команда выкладывает отчет в блоге квеста (либо в персональном блоге команды). Выполненные задания оцениваются с помощью специально разработанных критериев (об этом команды оповещаются заблаговременно). Форма отчетности также обговаривается организаторами заранее (это может быть эссе, видеоролик, аудиофайл, сценарий, коллаж, инфографика и т.д.). Каждой команде по результатам экспертной оценки блогов присваивается определенное количество баллов. После экспертной оценки на портале публикуется рейтинг команд.
По итогам реализации проекта «Активные выходные» можно выделить ряд особенностей:
1. использование Интернет-технологий позволяет обеспечить участие в данном проекте неограниченного количества команд без материальных затрат с их стороны;
2. открывает широкий доступ неограниченного количества пользователей Интернета к этапам реализации проекта;
3. рейтинговая система баллов и соревновательный момент повышают мотивационный уровень участников проекта;
4. содействует формированию навыков здорового образа жизни в молодежной среде;
5. проект был реализован за счет средств, полученных в виде грантовой поддержки молодежных инициатив.
Доступность проекта предоставляет возможность использовать данную технологию на различных уровнях с привлечение различных социальных групп населения.
Приведенный опыт работы является одним из примеров использования современных технологий для организации работы по воспитанию установки на здоровый образ жизни в молодежной среде. Грамотный подход к реализации возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет, позволяет создавать новые методики работы, которые будут востребованы молодежью.
Литература:
1. Баталова Н. Л. Интернет-квест «Активные выходные» // Портал http://nspt.ru - Новые социальные и педагогические технологии. Режим доступа: http://nspt.ru/technologies/1085 (дата обращения 28.09.20013 г.)
2. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области // Портал http://www.admtyumen.ru. Режим доступа – http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/society/health/motherhood/more.htm?id=10972090@cmsArticle. (дата обращения: 25.09.2013 г.)
3. Молодежный информационный портал Тюмени и Тюменской области // Портал http://moi-portal.ru/. (дата обращения – 27.09.2013 г.)
А. А. Беляева
Уральский федеральный университет,
Институт физической культуры, спорта и молодежной политики
студентка 4 курса, бакалавриат
В. Л. Назаров,
д-р. пед. наук, проф.
г. Екатеринбург
Продвижение спортивно-оздоровительного сектора в детской среде на примере спортивного клуба аэробики «Мастер» г. Озерск
Что можно сказать про спорт? Спорт – это свобода и самовыражение, самореализация и ощущение своего тела, быстрота реакции и выносливость, целеустремленность и умение дружить. Каждый может дать свое определение, но вот что можно сказать точно, спорт здоровью не повредит, особенно детскому организму. Почему хочется сказать именно о детской среде спортивно-оздоровительного сектора потому, что именно на данном отрезке жизни происходит основное физическое развитие ребенка, закладывающее основу здорового будущего и гармоничного развития личности. По данным статистики 65 % детей, подростков Свердловской области не занимаются спортом. Школьники имеют сегодня большие проблемы со здоровьем. Наблюдается нарушение осанки, костно-мышечной системы, проблемы с дыханием. Конечно, для того, чтобы наше молодое поколение было сильнее, крепче, а главное, чтобы у них была мотивация к спорту, необходимо прилагать усилия. Так как именно «немотивированность» одна из главных проблем, которая сейчас существует.
return false">ссылка скрытаАэробика – один из самых молодых видов спорта, активно набирающий популярность во всем мире. По скромным подсчетам, сегодня в России спортивной и фитнес аэробикой занимаются тысячи людей в возрасте от 4 до 35 лет. Это сложный и эмоциональный вид спорта, который способен притянуть взгляд не только музыкой и костюмами, но и высокоинтенсивными и сложно координированными элементами. Вы не сможете не обратить внимания на искусство движений, в которых проявляется не только сила и выносливость, но и артистичность исполнения. Несмотря на свою молодость, данный вид спорта показывает высокий темп роста мастерства спортсменов, начиная от городских и заканчивая мировыми соревнованиями. В 2009 году в Чемпионате и Первенстве России приняли участие 933 спортсмена из 40 регионов, а в Кубке России – 847 спортсменов из 34 регионов. Эти цифры с каждым годом растут.
Спортивный клуб аэробики «Мастер» ведет свою работу в городе Озерске Челябинской области с 1993 года, воспитывая и тренируя детей в возрасте от 4 до 17 лет. В подготовке чемпионов одной из главных задач, которую выделяют тренеры, является четко понятная система мотивации воспитанников клуба, особенно на начальной стадии спортивного процесса. По многочисленным свидетельствам, именно на этой стадии наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок. Учитывая этап адаптации к физическим нагрузкам и отношения, которые складываются в коллективе, основной задачей выступает именно мотивация, а ни в коем случае не принуждение к занятиям спортом, а также организация увлекательного тренировочного процесса, главное, желаемого для ребенка.
Семья – вот главное слово в спортивном процессе клуба «Мастер». Ребенок должен понимать и осознавать, при поддержке тренеров и семьи, которые являются верными помощниками и соучастниками в этой работе, что физическое развитие – неотъемлемый помощник в развитии личности. Большая ответственность предъявляется к тренеру, именно как к личности. Ребенок, общаясь с тренером, видя его пример, стремится достичь таких же высот. Тренеры спортивного клуба «Мастер», а так же – наглядный пример старших команд и их заслуги, сформировали устойчивый авторитет у юных воспитанников клуба.
В большинстве случаев родители решают, в какую секцию отдать своего ребенка, то есть, дети, приходя в клуб, только частично осознают, чем они будут заниматься и что в итоге полезного им это даст. Наглядный соревновательный процесс как раз и является главным рычагом мотивации в спортивном клубе аэробики «Мастер». Юных новоиспеченных спортсменов вывозят на областные, региональные соревнования с целью показать ту невероятную обстановку, которая притягивает и увлекает. Красочные костюмы, заводная музыка, соединение спорта и искусства, командный дух - вот что увлекает не только юных зрителей-спортсменов, но и их родителей. По статистике, посещаемость после данных мероприятий приобретает стабильность роста. Дети знают, на что идут и для чего. Ведь тренировка ради тренировки — это не очень увлекательно.
На базе спортивного клуба аэробики «Мастер» организовано проведение занятий физической культурой для школьников города Озерска. Разнообразие спортивных тренировок, учет индивидуальных особенностей детей, проведение лекций, а также отличные условия спортивного помещения, оборудования, повышают посещаемость уроков физической культуры и интерес детей к спорту. Многие дети именно после уроков физической культуры в СКА «Мастер» решили заниматься в клубе во внеучебное время.
Предоставление фитнес услуг в образовательной среде, на мой взгляд, является интересным и востребованным. Детский спорт активно помогает справляться с эмоциональными проблемами, он дает именно ту нужную разрядку, которая так необходима ребенку после долгого сидения за партой.
Сегодняшние и будущие победы детей — это огромный вклад в дальнейшее развитие и популяризацию аэробики в России.
Литература:
1. Ежегодный доклад министерства образования свердловской области «О состоянии системы образования Свердловской области в 2012 году» – http://www.minobraz.ru/dokumenty/oblastnye_dokumenty/
2. Федерация фитнес-аэробики России – http://www.fitness-aerobics.ru/
А. Н. Бердникова,
А. В. Шишкина
Уральский федеральный университет
г. Екатеринбург