Существует ли женщина

Дарио салас соммер

 

 

Дарио Салас Соммэр

Существует ли женщина?

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

У женщины нет равенства с мужчиной, традиционно положение женщины было и остается подчинённым, пассивным и ограниченным. Признавая всю серьёзность этой проблемы, 18 декабря 1979 года ООН приняла Конвенцию «Об уничтожении всех форм дискриминации женщин». Во вступлении говорится следующее: «Данная Конвенция, состоящая из 30 статей, провозглашает обязательные для выполнения юридические принципы для повсеместного признания равных прав женщины. Принятие данной Конвенции является результатом многочисленных совещаний, которые проводились в течение 5 лет рабочими группами в рамках комиссии по юридическим и социальным правам женщины при Генеральной Ассамблее ООН».

Эта Конвенция была принята вследствие серьёзной дискриминации, которой подвергались женщины только из-за половой принадлежности, и содержала требования равенства в любой сфере: в политике, экономике, обществе и культуре, независимо от того, замужем женщина или нет. Конвенция провозглашала обязательным издание национальных законов, запрещающих дискриминацию женщин, рекомендовала введение специальных временных мер для ускорения процесса установления равенства между мужчиной и женщиной «де-факто», а также мер по изменению самого социально-культурного устройства общества, которое поддерживает дискриминацию.

Далее говорится следующее: «Упрочение международного мира и безопасности; снятие международной напряженности и взаимовыгодное сотрудничество государств, независимость их экономических и социальных систем; полное и окончательное разоружение, особенно ядерное, под строгим и эффективным международным контролем; утверждение принципов справедливости, равенства и взаимовыгодного сотрудничества в отношениях между странами, признание прав стран-колоний и стран, находящихся под иностранным господством, уважение суверенитета и территориальной целостности стран — всё это будет способствовать прогрессу и развитию общества и, следовательно, достижению равенства между мужчиной и женщиной». «Для достижения полного равенства между мужчиной и женщиной необходимо изменить принятые в обществе и семье их роли».

Данная Конвенция ООН свидетельствует о единогласном признании наличия «женской проблемы ». Но одно признание проблемы недостаточно для выяснения её сути, некоторые аспекты имеют более глубокие причины для своего возникновения, чем кажется на первый взгляд. Например, дискриминация как наиболее очевидное следствие ограничения прав женщин может быть объяснена социальными факторами.

В другой публикации ООН есть ссылка на статью из ежеквартального журнала «IMPACT», где женщина-социолог призывает положить конец «сексизму», то есть фальшивой и нездоровой концепции мужского превосходства. Она пишет: «То, что я как женщина забеременела и родила двоих детей, не свидетельствует о том, что моя функция — только воспитывать их, а то, что мой муж с точки зрения биологии лишь принимает своих детей, не умаляет его социальной функции отцовства. Биология врождённа, а социальным функциям можно научиться».

Предполагается, что страны, которые подписали эту Конвенцию, честно прилагают все усилия с целью поддержать женщину в достижении равенства с мужчиной. Но думаю, что женщина не займёт своего законного места, пока не осознает глубинные мотивы собственного поведения, поскольку подсознательно она решительно выступает против равенства. Сами женщины делают равенство невозможным. И только осознав эти скрытые мотивы, они смогут преодолеть препятствия к его достижению.

Сразу хотелось бы в нескольких словах обозначить одну из основных идей данной книги: «Настоящая причина неравенства женщин состоит в том, что у женщины нет своей чёткой определённости, поэтому ей остается «жить взаймы» и копировать поведение мужчин. Они имитируют мужскую роль и не знают, что значит быть настоящей женщиной, не понимают, что их качества иные, чем у мужчин, а отличия между полами не только физические, но ментальные и психологические».

Такое непонимание негативно сказывается на жизни женщины и всего человечества, что и будет показано в данной работе. Цель книги — дать женщине определённость, чтобы она поняла, что на самом деле значит быть женщиной, и могла реализоваться в жизни, выражая саму себя, а не имитируя мужчин.

Только через возврат к собственной внутренней природе она может достичь счастья и получить реальную возможность разумно построить лучший мир. Я надеюсь доказать это логически и предлагаю поменять причинно-следственную связь в пунктах Конвенции ООН. Там говорится: «Укрепление мира, международной безопасности, разоружение и взаимовыгодное сотрудничество стран будет способствовать равенству мужчины и женщины». Я же хочу показать, что должно быть наоборот — только после установления равенства между мужчиной и женщиной может быть достигнут мир во всем мире.

Распространенная ошибка пытаться изменить внешние условия жизни в надежде решить проблемы, имеющие внутренние причины. Я более чем убеждён, что только в результате изменения внутреннего мира человека можно будет положительно влиять на социальную эволюцию человечества.

Невозможно юридически установить равенство между полами посредством протекционистских мер, поскольку защищать означает признавать более низкое положение подзащитного. Ошибочно ограничивать проблему женского неравенства только дискриминацией со стороны мужчин или отсутствием необходимых законов, поскольку все это только внешняя сторона вопроса. Важно признать, что женщины имитируют мужскую роль, а тот, кто подражает, автоматически ставит себя в подчинённое положение и зависимость от объекта подражания. Женщинам нужно осознать, что равенство не может быть достигнуто законодательно, поскольку требует от женщины работы, усилий и индивидуальной ответственности.

 

КОММЕНТАРИИ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Эта книга не содержит готовых формул и рецептов для того, как стать более женственной, но обращена к способности женщины размышлять, понимать и формировать своё мнение. Нельзя изменить свою природу, следуя советам, как поступать и чего избегать. Настоящие изменения возможны лишь с помощью правильного использования свойства человеческого разума — глубокого понимания.

Люди не понимают, что значит Понимать , и связывают познание только с интеллектом. Как следствие этого предубеждёния зачастую они думают, что понимают что-то очень глубоко, а на самом деле видят ситуацию поверхностно. Многие вместо истинного размышления предпочитают идти легким путём банальности и посредственности, а значит, при решении проблем пользоваться общепринятыми формулами и схемами вместо того, чтобы думать и делать собственный выбор.

Потребительство уже вошло и в сферу человеческого разума, и люди наивно верят, что готовые решения могут заменить зрелость сознания. Никакая манипуляция человеческим поведением не приведёт к развитию. Если нормы поведения были восприняты по рекомендациям извне, без внутренней оценки и участия высшего «Я» — это не достижение, а подмена, которая не даёт человеку ничего нового для развития, просто замещает одно поведение другим.

Мы должны понять, что лишь при постепенном включении Высшего «Я» в процессы целенаправленного самонаблюдения можно получить результаты, эффективные для развития человека, избежать стереотипных схем и задействовать собственные суждения. Следование стереотипам немногим отличается от приемов дрессировки животных. Собаку можно натренировать кусаться, но трудно научить отличать преступника от честного человека.

Пристрастие к готовым рецептам говорит о глубоком нежелании людей брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Они предпочитают следовать указаниям извне, что не требует глубокого размышления. Ещё не открыта огромная сила истинного понимания. Но эта сила очень важна. Она может вызвать значительные изменения в человеке. Тот, кто в результате глубокого размышления способен постичь высшую истину и проникнуть в её смысл, увеличивает зрелость своего Высшего «Я», которое является единственным источником свободы и самоопределения.

Попытка навязать женщине какую-то модель женственности была бы проявлением неуважения. Надеемся, что женщина в результате самопознания поймет необходимость развития и будет идти этим путём по-своему, хотя и в соответствии с определёнными рекомендациями.

Крайне важно, чтобы женщина анализировала и понимала своё истинное положение, а не поддавалась на основе эмоций любому феминистическому движению. Именно поэтому в данной книге о женщине вы найдёте описания и технический подход, который, может быть, вас шокирует. Книга далека от романтики, в ней не навязывается какое-то мнение, не возвышается или принижается женский пол; моя цель — продемонстрировать глубинную мотивацию поведения женщин, даже если для этого придется разоблачить какие-то неприглядные стороны, иначе у женщин не будет возможности развиваться. Таким образом, книга направлена не на критику, а на исцеление.

Понимание женственности искажено, и исправление будет болезненным. Излечиться смогут лишь те, кто захочет и кто будет внимательно читать книгу, узнавая себя в некоторых описаниях. Нельзя достичь истинной женственности без развития своего Высшего «Я», а этот процесс естественно связан с болью, неизбежно сопровождающей каждый шаг на пути изменения и роста.

Возможно, самое тяжёлое испытание для человеческих существ — это узнать и принять свои недостатки. Обычно в этом видят нечто унизительное, оскорбительное и редко рассматривают как необходимую ступень для развития.

Люди очень чувствительны к критике и воспринимают её как нападки. Вместо того чтобы спокойно подумать о том, что им говорят, люди реагируют эмоционально и агрессивно. Всё равно что сердиться на зеркало, если не нравится своё отражение. А ведь здоровое отношение к критике поможет изменить себя, для чего нужно научиться не отрицать правду.

Нормально иметь недостатки. Они есть у всех. Увидеть и принять их, взять на себя ответственность за них — вот первое условие для личного развития. Без этого честного и мужественного поступка можно только слепо цепляться за идеализированные схемы, отрицая любые изменения.

Было бы слишком просто назвать автора шовинистом по отношению к женщинам и не увидеть очевидного. С незапамятных времен люди, не приводя никаких контраргументов, бессознательно принижают и дискредитируют того, чьи идеи представляют угрозу их самолюбию. Из-за этого механизма человек наносит себе непоправимый ущерб, в то время как знание о своих недостатках жизненно необходимо для его прогресса, благополучия и развития. Нет никакого смысла терять время и энергию на поиски приятных иллюзий, особенно если это становится привычкой, тогда сознание человека искажается.

Признание того, что на пути самореализации женщины есть препятствия, не должно никого оскорблять, наоборот, это открывает возможности для её полного развития. Настаиваю, что осознание скрытой мотивации женского поведения — необходимое условие для процесса изменений.

Многие женщины спрашивали меня, почему я не написал книгу «Существует ли Мужчина?». Ответ очевиден: в вопросе развития женщины мужчина совершенно ни при чём, она может развиваться, не спрашивая разрешения у противоположного пола. Такой вопрос не конструктивен, женщин в этом случае интересует не своё развитие, а желание защититься от мужчины. К тому же не имеет смысла спрашивать: «Почему о том, что такое женщина, пишет мужчина, что он может знать о женщине?».

Абстрактный разум не имеет пола. Ничто не мешает одному человеку охарактеризовать другого, если это делается объективно и непредвзято. Любой может стать объектом критики. Но когда аргументы конструктивны и обоснованны, отвергать их, заниматься рационализацией — значит упускать прекрасную возможность для своего развития.

ВВЕДЕНИЕ

В начале книги я бы хотел привести результаты опроса, который проводился под моим руководством в Чили. В опросе приняли участие 130 женщин самого разного социального происхождения и достатка. Если кто-то из вас полагает, что количество участников опроса недостаточно, я готов поспорить, что подобный опрос в любой стране мира дал бы одинаковые результаты. Люди очень похожи между собой, что касается бессознательных мотивов поведения.

В анкете были следующие вопросы:

Чего максимально может достичь женщина в жизни?

Как Вы думаете, в чём основные отличия между мужчиной и женщиной?

Когда, по Вашему мнению, женщина ближе всего к счастью: в 25 или в 60 лет?

Как Вы думаете, что чувствует женщина, когда приближается к старости?

С чем у Вас ассоциируется слово «женственность»?

Какие фантазии и эмоции возникают у Вас при мысли о своей матке?

Есть ли у матки иное назначение, кроме вынашивания человеческого эмбриона? Объясните.

Хотели ли Вы быть мужчиной или удовлетворены своей женской ролью?

Каковы для Вас черты идеального мужчины?

Что является главным препятствием для женщины при достижении счастья и гармонии в отношениях с партнёром?

Дайте определение женственной женщины.

Есть ли какая-то женщина в истории или в современном мире, которой Вы восхищаетесь или которая является для Вас примером?

Есть ли женщина, которую Вы считаете позором для женского рода? Почему?

Какова, на Ваш взгляд, наихудшая черта, которая может быть у женщины?

Какова, по Вашему мнению, роль женщины в современном мире?

Каков самый большой недостаток у мужчин?

Как женщина хочет, чтобы с ней обращался мужчина?

Зачем женщине иметь детей?

У кого больше возможностей быть счастливым в жизни — у мужчины или у женщины?

Основной целью опроса было установить, есть ли у женщин чёткая идея о том, что значит женственность и в чём её отличие от мужественности, а также выяснить, понимают ли женщины, каковы основные характеристики их пола. Кроме того, я хотел понять, какова их шкала ценностей и цели в жизни.

И хотя это не было для меня сюрпризом, я выяснил, что различия, указанные женщинами, чаще всего касались только биологических характеристик: физической силы, частей тела, манеры поведения, и совершенно не затрагивались такие вещи как душа и внутренний мир. Получается, что обыкновенная женщина ничего не знает о своей женской сущности и полагает, что её основная функция — быть матерью. Таким образом, роль женщины ограничена материнством, что делает её крайне зависимой от мужчины. Именно чрезмерная психологическая зависимость женщины от мужчины становится очевидна при рассмотрении проблемы женского пола в целом.

Складывается впечатление, что у женщины нет не только знания о своей сущности, но и личных целей, которые не зависели бы от деятельности или самого существования мужчины.

Главная цель большинства женщин — «поймать мужчину», и этому придаётся слишком большое значение. Когда женщина не может «поймать мужчину», она чувствует, что её жизнь — сплошная неудача. В доказательство предлагаю обратить внимание на смысл, который вкладывают в слова «старая дева» и «холостяк». Под «старой девой» подразумевается неудачница, которая не смогла стать настоящей женщиной. На неё навешивают ярлык сексуально несостоятельной. В то время как «холостяк» благодушно считается хитрым человеком, который «не заглотил наживку». Никто даже не предполагает, что женщина может иметь независимое от мужчины существование. Мужчины сами выбирают свой путь в жизни, который, с одной стороны, не зависит от женщины, а с другой — не исключает её. А женщины, по общепринятому мнению, должны следовать за мужчиной, подражая его поведению. Так начинается соревнование женщин с мужчинами, и они бессознательно пытаются превзойти мужчин хоть в чём-то. Но подобные попытки бесплодны, поскольку невозможно превзойти человека, которому подражаешь. Получается, что оба пола следуют одной модели — мужской. Женщины вращаются вокруг мужчин, и не обращаются к своему «Я». Для мужчины женщина не становится центром существования, он стремится к достижению своих собственных целей. Психическим центром женщины является именно мужчина, а не её собственное существование.

Каковы причины такой сильной зависимости?

Почему у женщин нет осознания своей сущности и судьбы, отдельной от мужчины?

Прежде чем ответить на эти вопросы, мы должны провести следующий анализ: сравнить особенности половых органов обоих полов и определить, каким образом сексуальность влияет на мужчин и женщин. Во-первых, с самого раннего детства у мальчиков есть подтверждение их пола: пенис видим и осязаем. Девочки же кажутся кастрированными. У них нет пениса, их пол невидим, так как матка и влагалище представляют собой полость. По сравнению с пенисом половые органы девочки выглядят как их отсутствие. Этот контраст приводит к мысли о кастрации и зависти к пенису. Нет сомнений, что этот феномен во многом обусловливает поведение женщины.

Согласно Карен Хорни, зависть к пенису начинается с желания писать как мужчина. Известно, что мальчики нарциссично преувеличивают этот процесс. Когда они пускают далеко вперед струю мочи, у них возникают сильные уретральные эротические ощущения и фантазии о всемогуществе. У девочек, которые не могут так делать, возникает чувство, что они находятся в менее выгодном положении в смысле способности испытывать эротические ощущения, как будто им отказано в праве на удовольствие. Карен Хорни приводит случай, когда у её пациентки желание писать как мужчина было главной причиной её болезни, в какой-то момент она совершенно спонтанно заявила: «Если бы я могла попросить чего-нибудь у судьбы, то я хотела бы хоть раз пописать как мужчина». И добавила: «Потому что тогда я бы узнала, как я на самом деле устроена».

Отсутствие пениса заставляет девочку обвинять мать в том, что именно она «сделала её незавершенной, ненормальной». Вот почему девочка эмоционально отстраняется от своей матери и обращает весь интерес на отца, фантазируя, что как-нибудь сможет получить пенис или родить от него ребёнка. При этом девочка ощущает враждебность и соперничество по отношению к матери.

Таким образом:

У мужчины есть видимый и осязаемый пенис, поэтому он уверен в своей мужественности. Он может демонстрировать свой половой орган и хвастаться им, как символом мужественности.

У женщин пениса нет. Когда они сравнивают себя с мужчинами, то чувствуют себя кастрированными, поэтому у них развивается зависть к пенису. Женщины не могут продемонстрировать свою сексуальность, а могут только загадочно намекать на неё.

Итак, у мужчин есть преимущество осязать и видеть свои половые органы, поэтому их половая роль чётко определена с самого детства. Сексуальность женщины не видна, и ей, по крайней мере в детстве, кажется, что она—кастрированный мужчина. В противоположность мужчине женщина не может так просто обнаружить свои половые органы, матка остается скрытой и оценивается негативно, словно она пустое место, в то время как пенис — явное доказательство мужественности. За редким исключением, мужчины всегда чувствуют себя мужественными, в то время как женщины не уверены в своих женских качествах, поскольку доказательства их наличия не очевидны.

Известно, что огромное количество женщин не удовлетворены своей женской ролью и хотели бы быть мужчинами. И их можно понять, если принять во внимание все вышесказанное.

Вспомним, что в бессознательном не существует понятия времени, и прошлое воспринимается как настоящее, Тогда мы поймем, что в глубине души женщины и во взрослом состоянии ощущают себя кастрированными мужчинами. У них есть глубокая зависть к пенису, соперничество и враждебность к матери, Эдипов комплекс по отношению к отцу. Так как чувства и большая часть процесса мышления контролируется бессознательным, женщины считают себя существом неопределённым, более низким по отношению к мужчинам, кем-то вроде мужчины без пениса, кастрированным мужчиной.

Таким образом, все женщины рождаются и живут с ощущением, что их наказали, они почитают мужчину, чувствуют себя ниже его, зависимы от него, а это вызывает сильную бесконечную тревогу. В глубине сознания женщина ассоциирует пенис с силой, а матку — со слабостью и кастрацией.

Эта тревога возникает вследствие низкой самооценки и заставляет женщину доказывать свою женственность единственно возможным способом — через материнство.

Конечно, мне неприятно развенчивать миф о материнстве, который традиционно украшен аурой божественного наказа и самоотречения ради создания новой жизни. То неописуемое счастье, которое якобы испытывают будущие и молодые мамы, не более чем удовольствие от «временного» самоопределения. В слове «временное» и скрыта драма, поскольку после рождения ребёнка, когда пропадает чувство новизны, исчезает и доказательство их женственности. Интересно, что в психоанализе беременность ассоциируется с получением пениса (ребёнок замещает его).

Почему ребёнок для женщины значит больше, чем для мужчины? Быть беременной означает иметь пенис, и в это время женщина чувствует себя завершенной и независимой от мужчины. Прерогатива иметь пенис принадлежит только мужчине, ему не надо доказывать, что он не кастрирован. А при беременности женщина делает то, на что мужчина неспособен, поэтому у неё исчезает чувство кастрации, она ощущает серьёзность и важность своего положения, сравнимого с ценностью пениса. К несчастью, эта иллюзия длится недолго, только пока ребёнок является частью женщины. После родов ребёнок начинает отдельное существование, и на этом заканчивается чувство завершенности, которое было при объединении матери и ребёнка в одном теле. «Магия» материнства исчезает очень быстро, на смену приходит обязанновство завершенности, которое было при объединении матери и ребёнка в одном теле. «Магия» материнства исчезает очень быстро, на смену приходит обязанность заботиться о ребёнке. То, что может быть вначале занимательной игрой, вскоре становится обязанностью, а женщина ощущает себя такой же пустой, как и раньше. Чтобы опять почувствовать себя завершенной, она вынуждена повторять опыт материнства.

Из-за того, что половая роль женщины ограничена материнством, все их существование вращается вокруг мужчины. Она находится в ожидании и поисках подходящего мужчины, который бы её оплодотворил. Мужчины занимаются собой, а женщины — мужчинами, так как им недостает собственных ценностей. Что происходит с теми, кто не идёт по пути материнства? Им остается подражать мужской роли и соревноваться с мужчинами.

Оба случая — материнство или подражание мужской роли — мы рассматриваем как бессознательную попытку женщины «получить пенис», для того чтобы преодолеть тревогу, которую она испытывает из-за собственной неопределённости и чувства неполноценности по отношению к мужчинам.

Пенис и физически, и с точки зрения его значения — проекция, внешнее проявление и символ мужских качеств. Так эксгибиционизм может служить способом демонстрации мужественности. Вот почему мужчины склонны развивать внешние ценности: мускулы, силу, быстроту, добывать научные или финансовые «трофеи».

Мужчина представляет собой излучающую силу, которая направлена на внешний мир. Отсюда особый тип мужского поведения, который можно характеризовать как излучающий, свободный и динамичный. Когда женщины развивают свои внешние качества, они копируют мужчин, маскируя и компенсируя этим свою неполноценность, желая привлечь мужчину, а не наполнить себя. Все их поступки вращаются вокруг бессознательного импульса «поймать мужчину» и исполнить материнскую роль.