Фиксация и изъятие следов транспортных средств.

Основным средством фиксации следов является описание в протоколе следствен­ного действия, где отражаются следующие данные:

1. Расположение следов колес на месте происшествия и их вид;

2. длина следов и их конфигурация;

3. изменение направления следов;

4. ширина отображения беговой дорожки протектора ;

5. максимальная глубина объемных следов;

6. строение рисунка протектора;

7. отпечатки особенностей поверхностей шины, их форма, размеры, расположение;

8. длина оборота колеса (при возможности такого измерения);

9. колея передних и задних колес;

10.база транспортного средства (при возможности такого измерения); 11. признаки направления движения транспортного средства; 12.способ фиксации и изъятия следов.

При обнаружении на месте происшествия осколков внешних осветительных прибо­ров в протоколе необходимо зафиксировать следующее:

1. место расположения осколков;

2. расположение места наибольшей концентрации осколков и площадь рассеи­вания частиц стекла;

3. направление рассеивания осколков;

4. цвет и материал частиц, наличие на осколках маркированных обозначений, частиц ЛКП и других наслоений;

5. число и размер осколков при небольшом их количестве.

При обнаружении следов выступающих частей в протоколе фиксируется:

1. вид следов и характер их образования;

2. расположение места с наибольшей концентрацией осколков и площадь рассеивания частиц стекла;

3. направление рассеивания осколков;

4. цвет и материал частиц, наличие на осколках маркировочных обозначений, частиц ЛКП и других наслоений;

5. число и размер осколков при небольшом их количестве;

При обнаружении следов выступающих частей в протоколе фиксируются:

1. вид следов и характер их образования (динамические, статические; объемные, поверхностные, наслоения, отслоения);

2. место расположения следов на объект;

3. форма, размеры следов;

4. точное расположение следов и их отдельных элементов по отношению к уровню проезжей части;

5. наличие в следах ЛКП, древесины, почвы и других микрочастиц;

6. следообразующего объекта;

7. способ фиксации и изъятия Ледов

При обнаружении частиц ЛКП:

1. место их расположения;

2. вид (многослойные фрагменты, частицы наслоения, поверхностные следы скольжения);

3. цвет (по возможности указываются цветогрунтовки, шпаклевки, краски);

4. способ изъятия.

При обнаружении следов ГСМ:

1. расположение пятен ГСМ их вид;

2. форма и размер пятен ГСМ;

3. цвет люминесценции в УФ - лучах (при наличии такой возможности);

4. характерный запах;

5. расположение пятен ГСМ относительно колес стоящего транспортного средства;

6. способ изъятия.

Фотографирование места происшествия, на котором имеются следы транспорт­ных средств.

Фотографирование производится в соответствии с общими криминалистическими рекомендациями, однако следует иметь в виду некоторые особенности:

1. Необходимо стремится к тому, чтобы фотоснимки, фиксирующие общий вид места происшествия, его детали не только служили иллюстрациями к записям в протоколе, но в случае необходимости могли быть пригодными для проверки тех или иных обстоятельств (положение, взаиморасположение транспортных средств, предметов обстановки, различных деталей).

2. Фотосъемка деталей должна производится с учетом того, что фотоснимки могут служить объектами экспертного исследования.

3. Исходя из того, что фиксирование следов транспортных средств связано с боль­шой территорией, при фотосъемке целесообразно применять указатели, номера, фишки, обводку отдельных участков мелом и т.п.

4. Следы шин фотографируются с масштабной линейкой способом линейной панорамы.

5. Признаки, указывающие на направление движения транспортного средства, фотографируются с масштабом и со стрелкой, направленной в сторону движения.

6. Труп фотографируют в том положении, в котором он обнаружен на месте происшествия. Повреждения и следы на трупе фотографируют масштабной съемкой. Фотосъемку повреждений на трупе целесообразно проводить в морге.

При фиксации обстановки дорожно-транспортного происшествия важное значение имеют измерения. С их помощью фиксируются точные данные об обстановке, взаим­ном расположении материальных объектов, что позволяет объективно оценить обста­новку и разобраться в обстоятельствах дела.

Измерения необходимо проводить под прямым углом к продольной и поперечной плоскостям осям проезжей части. Выполнять измерения целесообразно, отталкиваясь от одной базовой линии (например, от правого края дороги).

Следует подчеркнуть, что допущенные неточности могут повлечь за собой ошиб­ки в определении модели транспортного средства, повлиять на результаты автотехнической экспертизы, усложнить ход расследования.

Уголовно-процессуальным кодексом Украины (ст. 191 УПК) предусмотрено со­ставление схемы, являющейся приложением к протоколу осмотра места происшествия.

Удобнее всего схему составлять на бланке, изготовленном из миллиметровой бу­маги.

На схеме подлежат графической фиксации:

1. участок дороги, на котором произошло ДТП;

2. ориентиры, к которым на схеме осуществлена «привязка» объектов и следов; относительно элементов дороги и ориентиров;

3. транспортные средства, участвовавшие в ДТП координаты их расположения относительно элементов дороги ориентиров;

4. труп, его «привязка», расположение;

5. следы колес, их расположение относительно элементов дороги, размерные характеристики;

6. другие относящиеся к происшествию следы и предметы (обломки кузова, частицы ЛЮТ, пятна крови и т.п.);

7. характеристика дороги, дорожные знаки и т.п.

Кроме общей схемы составляется схема рисунка протектора с не обходимыми размерными характеристиками.

Схема также составляется при обнаружении следов выступающих частей транс­портного средства.

Все составленные схемы должны быть подписаны следователем, понятыми, спе­циалистами, другими лицами, участвовавшими в осмотре.

 

ИЗЪЯТИЕ СЛЕДОВ

В учебных целях с учетом рассматриваемого вопроса следы транспортных средств целесообразно разбить на две группы:

1. следы колес и выступающих частей;

2. отделившиеся от транспортного средства части и иные объекты.

Изъятие следов второй группы не представляет особой сложности. Для этого не­обходимо лишь упаковать объекты с соблюдением мер предосторожности.

Изъятие же следов первой группы имеет некоторую специфику.

Так, при обнаружении объемных следов шин изготовляются гипсовые слепки, причем седы, имеющие большую длину целесообразно делить с помощью тонких пере­городок из стекла, пластмассы с последующей заливкой гипсом частями. В этом случае необходимо следить, чтобы разделение участков не происходило на участках, где рас­положены отображения особенностей шин. До извлечения слепков из грунта они долж­ны быть пронумерованы, указано направление движения транспортного средства. Документирующие данные размещаться на бирках, прикрепленных к слепкам.

Поверхностные следы измываются следопроникающие материалы.

Следы протектора, ставленые на предметах, лежащих на пути движения колеса, необходимо изменить после фотографирования вместе с предметом - носителем.

Необходимо обратить внимание на изъятие одежды потерпевшего. Даже если в процессе осмотра на ней не обнаружены, какие либо следы, целесообразно направить одежду для лабораторного исследования

Трасологической экспертизой по следам транспортных средств могут решаться следующие вопросы:

1. К какому типу относятся транспортные средства, оставившие следы на месте
происшествия?

2. Не данной ли шиной оставлен ли след?

3. Шиной, какой модели оставлен след?

4. Не данным ли автомобилем образованы следы его контактного воздействия на
определенный объект?

5. Имеются ли на одежде следы колес автомобиля?

6. В каком направлении двигалось транспортное средство, судя по следам?

7. Составляли ли ранее одно целое осколки стекол, обнаруженные на месте происшествия и осколки фарного рассеивателя, изъятые фары с автомобиля?

8. Не являются ли частица краски, обнаруженная на месте происшествия, часть лакокрасочного покрытия данного автомобиля?

Кроме того, следует иметь в виду, что ряд вопросов можно разрешить с помощью физико-химической экспертизы:

1. Является ли данный объект краской?

2. Имеются ли на данном объекте частицы ЛКП?

3. Одинаковы ли по химическому составу частицы ЛКП, обнаруженные при осмотре места происшествия, с образцами, изъятыми с транспортного средства?

4. Являются ли представленные материалы нефтепродуктами?

5. Одинакова ли природа масляных пятен, обнаруженных на одежде и образцов масла, изъятого из картера двигателя конкретного автомобиля?