ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты данного исследования свидетельствуют о позитивной динамике нравственной воспитанности личности подростка в процессе реализации эксперимента и позволяют сделать следующие теоретические и практические выводы:

1. Взаимодействие искусства и морали в нравственном воспитании личности подростка построено на включении учащихся в разнообразную художественно-творческую деятельность, основанную на идее передачи средствами высокохудожественных образцов культуры и искусства опыта эмоционально-ценностного отношения к миру с целью формирования способностей к нравственно-эстетическому восприятию и переживанию, формирования ценностных ориентаций, художественно-эстетического вкуса личности, ее представлений о нравственно-эстетическом идеале, развития творческой активности воспринимающего субъекта.

2. Воспитательный потенциал детских творческих объединений в нравственном развитии подростков заключается в следующих основных идеях, целях и принципах образовательной и воспитательной деятельности: предоставлении широкого спектра образовательных программ, многообразных видов и форм деятельности, удовлетворяющих разнообразные интересы, склонности и потребности ребенка; возможностях неформального общения, использования свободного времени для развития всех качеств личности; наличии общего предмета интереса у педагога и воспитанника; личностно - деятельностном характере образовательного процесса. Самодеятельное художественное творчество как сложный многоуровневый процесс существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер психики человека, направленный на создание культурных ценностей. В процессе активной творческой деятельности осуществляется самореализация и самоорганизация личности подростка, формируются его эмоционально- волевые качества, проявляется отношение к труду. Свободная практика в сфере искусства дает возможность гармоничного сочетания созерцательного и активно-творческого отношения к ценностям культуры и искусства, формирования в процессе художественно-эстетической деятельности нравственно-ценностного отношения к произведениям искусства. Организация кулътурно-досуговых программ через объединение в общем переживании, деятельное сотрудничество создает условия для развития творческой индивидуальности обучающихся, их коммуникативных способностей, приобретения участниками программы опыта нравственного поведения и в итоге - воспитанию этической культуры общения.

3. Анализ теории и практики нравственного воспитания подростков в детских творческих объединениях художественно-эстетической направленности позволил выявить следующие недостатки: отсутствие серьезных исследований по выявлению условий, методов и средств, способствующих ориентации подростков на нравственные ценности средствами искусства; слабое отражение в рабочих программах нравственно-воспитательного аспекта; недостаточная целенаправленность педагогических воздействий с целью нравственного развития личности учащегося; недостаточное использование педагогами потенциала искусства и возможностей ДТО в нравственном воспитании личности подростка; ориентация педагогов преимущественно на образовательный процесс.

Перечисленные недостатки обусловили необходимость выявления, теоретического и экспериментального обоснования педагогических условий, а также разработки и апробации модели нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.

4. Педагогическими условиями нравственного воспитания подростков средствами искусства в ДТО явились: учет возрастных особенностей подростков в процессе художественно-творческой деятельности, обогащение образовательного процесса творческих коллективов художественно-эстетической направленности нравственно-содержательным аспектом, эмоциональное стимулирование нравственно-мотивированной художественно-творческой деятельности подростков.


Список литературы:

 

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. / Ю.А. Бабанский. — М.: Просвещение, 1988. — 476 с.

2. Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание: (Филос.-этич. основы) [Текст] / В.А. Блюшкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина. - Воронеж: Изд-во. Воронеж, ун-та, 2012. - 141 с.

3. Бодалев, A.A. Личность и общение [Текст] / A.A. Бодалев. - М., 1995. - 272 с.

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2013. - 125 с.

5. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе [Текст] / Н.И. Болдырев. -М.: Просвещение, 1981. - 223 с.

6. Бондаревская, E.B. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст] / Е.В. Бондаревская. — Ростов н/Д.: РГПИ, 2010. - 120 с.

7. Бондаревская, Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников [Текст] /Е.В. Бондаревская. — Ростов н/Д.: Педагогический институт, 1976. - 191 с.

8. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.

9. Бушелева, Б.Г. Этика и этикет общения [Текст] / Б.Г. Бушелева. - Петропавловск-Камчаткий, 1993. - 112 с.

10. Васильева, З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] / З.И. Васильева. - М.: Академия, 2005.

11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 315 с.

12. Выготский Л. С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984, 432 с.

13. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. Т. 4. - М., 1984. - 418 с.

14. Жидков, B.C. Культурная политика России: теория и практика [Текст] / В.C. Жидков, К.Б. Соколов. - М.: Академический Проект, 2014. - 592 с.

15. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика [Текст] / Е.В. Золотухина-Аболина. - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2005. - 416 с.

16. Зосимовский, A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте [Текст] / A.B. Зосимовский. - М., 1982.

17. Кантор, К. Красота и польза [Текст] /К. Кантор. - М.: «Искусство», 1967. - 276 с.

18. Кузьмина, В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.П. Кузьмина. - Нижний Новгород, 2013.

19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. - 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.

20. Лихачёв, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2012. - 464 с.

21. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника [Текст] / И.С Марьенко. - М.: Педагогика, 1985. - 103 с.

22. Масленникова В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов средствами искусства [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Ш. Масленникова. - Казань, 1982. - 168 с.

23. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 442 с.

return false">ссылка скрыта

24. Развитие нравственных убеждений школьников [Текст] / под ред. М.И. Боршевского. - Киев: «Раданська школа», 2010. - 172 с.

25. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах [Текст]. - М., 1989.

26. Руднева, Т.Н. Педагог дополнительного образования. Психолого- педагогические программы [Тест] / Т.Н. Руднева. - Самара, 2012.

27. Сироткин, Л.Ю. Формирование личности [Текст] / Л.Ю. Сироткин. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. - 96 с.

28. Сироткин, Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание [Текст] / Л.Ю. Сироткин. - Самара, 1992. - 43 с.

29. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. - 2-е изд. перераб. и допол. - М.: Высш. школа, 2012. - 576 с.

30. Чудновский, В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование [Текст] / В.Э. Чудновский. - М.: Педагогика, 1981. — 208 с.

31. Шемшурина, А.И. Этика. Курс занятий в 8 классе [Текст] / А.И. Шемшурина. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 88 с.

32. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 9 классе [Текст] / А.И. Шемшурина. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 96 с.

33. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / под ред. Ю.И. Фролова. - М., 1997. - 345 с.

34. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 144 с.

35. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1987.

36. Янушкявичюс, Р. И др. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников [Текст] / Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Янушкявичене. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2012.

 

Приложения

 

Приложение №1

ПРОТОКОЛ-ОПРОСНИК

1. Ф.И.О.

2. Возраст.

3. Стаж работы.

4. Преподаваемый предмет.

5. Должность, квалификационная категория.

6. Что понимаете под воспитанием?

7. Что понимаете под нравственным воспитанием?

8. Что понимаете под образованием?

9. Как с Вашей точки зрения должны идти процессы воспитания и образования?

10. Какие методы и приемы нравственного воспитания Вы используете в своей практической деятельности?

11. Какова, на Ваш взгляд, цель педагогических воздействий на личность подростка?

СПАСИБО

 

Приложение №2

Опросник К. Леонгарда— Г. Шмишека на определение акцентуации характера (типа акцентуации личности)

Тест включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера:

первая — характеризует личность с высокой жизненной активностью;

вторая — показывает возбудимую акцентуацию;

третья — говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого;

четвертая — показывает склонность испытуемого к педантизму;

пятая — выявляет повышенную тревожность;

шестая — выявляет склонность к перепадам настроения;

седьмая — говорит о демонстративности поведения человека;

восьмая — говорит о неуравновешенном поведении;

девятая — показывает степень утомляемости;

десятая — показывает силу и выдержанность эмоционального реагирования.

Время ответов не ограничивается.

Инструкция: вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (Да), если нет — знак «-» (Нет). Над вопросами долго не думайте. Текст опросника

1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у вас навертываются слезы в кино, театре, во время беседы и т. д.?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь , до тех пор, пока не убедитесь в том, что все сделано правильно?

5. В детстве вы были такими же смелыми, как все ваши сверстники?

6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, себе?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Вы быстро забываете обиду?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовой ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а, может, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли бывает у вас чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у вас когда-либо истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы защищаете свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли вас, если дома скатерть или занавес висят неровно и вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться одни дома?

28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины?

29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свои мнения людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений?

36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительны ли вы?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто-то обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими , может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах появляются слезы?

58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы пережитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях?

59. В школе вы подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли для того, чтобы пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли вас тянет путешествовать?

76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно испачкали ее?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?

87. В беседе вы скудны на слова?

88. Если вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

При подсчете баллов на каждой шкале опросника К. Леонгарда для стандартизации результатов значения каждой шкалы умножаются на определенное число. Это указано в «ключе» к методике.

Ключ: подсчитайте количество ответов «Да» (+) на одни указанные вопросы и количество ответов «Нет» (-) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

1. Г-1. Гипертимы: +(да): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 — (нет): нет *3 (умножить значение шкалы на 3)
2. Г-2. Застревающие, ригидные: +: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 —: 12, 46, 59 *2
3. Г-3. Эмотивные, лабильные: + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 —: 25 *3
4. Г-4. Педантичные: +: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 -:36 *2
5. Г-5. Тревожные: +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 -: 5 *3
6. Г-6. Циклотимные: +: 6, 18, 40, 50, 62, 72, 84 -: нет *3
Г-7. Демонстративные: +: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, —: 51 *2
8. Г-8. Неуравновешенные, возбудимые: +: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 —: нет *3
9. Г-9. Дистимные: +: 9, 21, 43, 75, 87 —: 31, 53, 65 *3
10. Г-10. Экзальтированные: +: 10, 32, 54, 76 -: нет *6

 

Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т. е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те, показатель которых выше среднего.

Анализ результатов. Описание акцентуаций характера

1. Гипертимическай тип. Показатели выше 12 баллов говорят о гиперактивности, постоянно повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой предприимчивостью. Отмечается тенденция разбрасываться, не доводить начатое до конца. Самооценка несколько завышена, легко прощает себе ошибки и недостатки, свою вину обычно сваливает на других. В то же время легко прощает, не злопамятен. Не очень надежен: много обещает — мало делает. Имеет веселый нрав, полон замыслов и идей, притягивает к себе людей

2. Застревающий, ригидный тип. Основная черта данного типа акцентуации — чрезмерная стойкость душевного волнения, страсти в сочетании со склонностью к формированию сверхценных идей. Характерны также чрезмерная подозрительность, обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, неприятие чужого мнения, конфликтность. Аккуратны, целеустремленны, самолюбивы, стремятся к авторитету и власти.

3. Эмотивный, лабильный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличающиеся глубокими переживаниями, богатством чувств и эмоций, духовностью. Хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих, изменчивы в настроении, способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных причин. Характерна повышенная откликаемость на внешние события.

4. Педантичный тип. Высокие показатели говорят о негибкости мышления и поведения. Предъявляют высокие требования к себе и людям. Всегда сомневаются, мнительны, подозрительны. Обычно не разговорчивы, тихи, любят анализировать свои мысли, чувства и поступки. Склонны к чрезмерному вниманию к своему здоровью, страху перед неизлечимыми болезнями.

5. Тревожно-боязливый тип. Основная черта — склонность к отрицательным эмоциям, страхам, высокий уровень тревожности. Для них характерны повышенная впечатлительность, нерешительность, склонность к длительным рассуждениям.

6. Циклотгшический тип. Данным людям соответствует смена гипертимического (1-го) и дистимического (9-го) типов поведения и переживаний, т. е. чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом.

7. Демонстративный тип. Выраженная тенденция к вытеснению из сознания неприятных фактов и событий, собственных ошибок и недостатков, что проявляется в лживости, фантазировании. Характерны авантюристичность и тщеславие. Очень эгоистичны, жаждут внимания к себе, хитры, одарены богатой фантазией.

8. Неуравновешенный, возбудимый тип. Свойственны повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Раздражительны, постоянно избегают трудностей. Угрюмы на вид, в разговоре отвечают скупо.

9. Дистимический тип. Данный тип характеризуется пониженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни.

10. Аффективно-экзальтированный тип. Свойствен широкий диапазон переживаемых эмоциональных состояний, легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Любят удовольствия и развлечения, жизненные наслаждения. Нуждаются в твердом, но не жестком контроле, который необходим в течение всей жизни.

Тематика бесед Цели бесед
Тема1. Нравственные начала Обосновать понятия мораль, нравственность, этическая культура; раскрыть перед учащимися роль морали в обществе
Тема 2. «Не добро быть человеку единому» Обосновать потребность в общении как необходимое условие полноценной жизни. Выделить основные направления потребности в общении. Выявить и сформировать важнейшие нравственные ориентиры подростков общении.
Тема 3: Нравственная установка в общении Дать понятие о культуре общения. Выявить суть нравственной установки в общении. Доказать важность учета психологического состояния другого человека в общении с ним. Нахождение способов благотворных контактов с другими
Тема 4: Как чувство наше отзовется... Цель занятия: выявить роль чувств и эмоций в общении с другими людьми. Научить подростков подбирать способ выражения своего эмоционального состояния соответственно ситуации.
Тема 5: Добродетель как основа этики человеческих отношений и общения Осмыслить понятие «добродетель» и то, чего она требует и в чем проявляется
Тема 6: Честь Осознание учащимися понятия «честь», составление учащимися своей максимы, на которую они хотели бы ориентироваться в своей жизни
Тема 7: Если слышать голос совести... Определить значение понятия «совесть», рассмотреть и обосновать выражение «жить по совести»
Тема 8: Что значит — жить с достоинством? Определить значение понятия «достоинство», значение словосочетания «чувство собственного достоинства», его основу
Тема 9: Чувство долга Помочь учащимся определить свои моральные критерии. Выявить этические понятия, обозначенные в высказываниях: долг, справедливость, честность. Выявить нравственные обязательства учащихся. Дать определение понятию «долг», составить коллективный текст обращения к данному понятию
Тема 10: Гуманность — сгусток всех других добродетелей (Гельвеций) Определить понятие «гуманность». Дать возможность учащимся проанализировать себя с точки зрения гуманности. Выявить причины (набор качеств), мешающие проявлению гуманности. Рассмотрение этической проблемы должествования. Пересмотреть учащимися критерии оценки собственных поступков
Тема 11: Зло как этическое понятие Рассмотреть с учащимися этическое понятие «зло» с помощью методик «свитка»; сравнить определения и выделить сущностное содержание. Выявить роль человека в противостоянии злу. Выяснить меру власти совести над человеком и способы активизации ее в себе и других.
Тема 12: Внутренняя порядочность Дать определение «порядочности». Провести мини-исследование определений данного качества, присущего подросткам. Проанализировать результаты. Выделить ступени порядочности
Тема 13: Стремление к счастью — закон жизни Проанализировать понятие «счастье». Выяснить у учащихся, что значит — стремиться к счастью? Помочь подросткам определить главный девиз их жизни, обосновать его, выявить в нем выражение стремления к счастью. Рассмотреть категорию счастья как состояние души. Вывить источники счастья. Охарактеризовать понятие «любовь» как источник счастья. Рассмотреть счастье как дело судьбы, ума и характера
Тема 14: Дружба как источник счастья Выявить представления учащихся о дружбе, любви, о том, какое значение для счастья в их понимании имеет дружба. Определить источник счастья дружбы, ее основу. Определить нравственную ценность дружбы
Тема 15: Смысл жизни - это то, что придает ей ценность Рассмотреть этическую категорию - смысл жизни. Выявить, какими нравственными критериями определяется смысл жизни.
     

 

Приложение №4

Ход ведения этических бесед (занятие 2, 6)

Занятие 2

Тема: Не добро быть человеку единому.

Ход занятия:

— На всех занятиях мы пытались с вами познать науку общения, определить нравственные пути своего поведения в общении с другими. Скажите, важно ли определять эти пути или процесс общения с другими в этом не нуждается?

— Что вы можете возразить следующему высказыванию мыслителя? «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» (Д. Леббок).

— Подумайте, присуще ли вам это умение общаться с людьми? Для этого постарайтесь вникнуть в следующие предложения теста. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное по отношению к себе. Вы пишете на листочке не всё предложение, а его порядковый номер, напротив номера ставите цифру «1», если соответствует, и минус «—», если сомневаетесь. Предложения пишутся на доске или зачитываются педагогом. После окончания теста дети подсчитывают сумму баллов по своим ответам.

ТЕСТ

1. Мне не трудно подражать поведению других людей.

2. Я, пожалуй, мог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубо­кое, чем есть на самом деле.

5. В компании я часто оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях, и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-иному.

7. Я могу отстаивать не только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня хотят видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Суммарный балл —

— Посмотрите, каким у вас получилось общее число. Оно косвенно свидетельствует о вашей способности к общению с людьми.

— Вероятно, чтобы понять, насколько для каждого значимо общение с другими, надо вообразить на миг, что мы его лишились. Представьте, что вы оказались в изоляции, лишены общения.

Может быть, это необитаемый остров. Сколько вы могли бы на нем пробыть? Чем смогли бы занять себя?

— Психологи называют такое испытание «ужас перед изоляцией». Наступившее состояние одиночества бывает не под силу человеку. Иногда люди, попавшие в ситуацию изоляции, не выдерживали ее, погибали или сходили с ума. В Японии существует специальное духовное испытание для самоусовершенствования под названием «моритао». Человека помещают на неделю в пустую пещеру и запрещают разговаривать даже с самим собой. Люди свидетельствуют, что к концу изоляции жажда общения становится невыносимой. При последующих контактах с людьми общение с ними доставляет острую, ни с чем не сравнимую радость.

Знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.

Не случайно в Библии говорится, что «не добро быти человеку единому». Общение является необходимым условием полноценной жизни, так как удовлетворяет нашу главную потребность — потребность человека в человеке.

Попробуем выделить основные направления этой потребности в аспекте общения. Какие бы вы выделили?

Следует дать учащимся поразмыслить над этим. Можно их основные формулировки записать на доску, обсудить. В итоге общих размышлений вырисовываются следующие основные направления:

Потребность в общении с кругом близких людей: семья, друзья, близкие.

— Какой главный результат нашего общения здесь?

— Да, тепло, сочувствие, любовь, понимание, доверие, поддержку мы черпаем в процессе общения с кругом близких людей. И это, конечно, взаимный процесс.

Потребность в общении с духовно родственным социальным ок- руэ/сением, куда относятся как взрослые, так и сверстники.

— Каков здесь процесс и результат?

— Да, происходит определение социальных позиций, воззрений, раскрывается и обогащается мир интересов и увлечений.

Потребность в получении и обмене информацией с различными социальными группами людей.

— Многое способствует здесь самопроявлению, самоопределению и самосовершенствованию.

Потребность в определении нравственных ориентиров в прог{ессе общения с авторитетными для человека людьми.

— Здесь происходит очень важная работа души, проверка самого себя, выработка взглядов и позиций.

Мы выделили наиболее значимые, с нашей общей точки зрения, направления потребности в общении. Запишите их. Пронумеруйте по мере значимости для вас.

— Обоснуйте свой выбор.

— Следовательно, именно общение позволяет нам понять мир и людей. Именно в общении, ориентируясь на реакции, оценки, отношения с другими людьми, мы вырабатываем свою позицию и нравственные ориентиры.

— Попробуйте обозначить важнейшие для вас (эту работу можно про­вести методикой «свитка», как мини-сочинение или просто на листочках.

Записи учащихся зачитываются, что позволяет определить их нравственные требования к общению).

— Какой же можно сделать вывод?

— Качество общения влияет на его культуру.

На протяжении веков формы и способы общения оттачивались, облагораживались, совершенствовались. От того, каков уровень этой культуры, зависит очень многое в жизни общества и в жизни отдельного человека.

Этими вопросами человечество было озадачено на протяжении многих веков. И сегодня многие раздумья и советы известных философов, писателей прошлого помогают нам понять самих себя и определить свои позиции в жизни.

Послушайте отрывок из «Открытого письма молодому человеку о науке жить» французского писателя Андре Моруа. «Не забывайте, что в вас есть нечто более великое, чем вы сами; не забывайте, что это величие заложено в каждом человеке: недаром подлеца терзают угрызения совести; не забывайте, что общими усилиями можно предотвратить катастрофу и не дать земному шару погибнуть от рук его обитателей; не забывайте и о том, что, даже если мы идем по краю пропасти, ничто не толкает нас вниз.

Вам внушали, что старые моральные ценности канули в прошлое. Это ложь: ...моральные ценности — не бессмысленное изображение дряхлых моралистов. Они потому и называются ценностями, что без них невозможны ни дальнейшее развитие общества, ни счастливая жизнь. Я напомню вам несколько древних как мир истин, отменить которые не может ни технический прогресс, ни нигилистическая философия.

Во-первых, нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Разлад с самим собой — худшее из зол. Всякий, кто живет ради других — ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, — словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы.

Второе правило — надо действовать. Вместо того чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобразовать тот уголок, куда забросила нас судьба. Мы не в силах изменить вселенную, да и не стремимся к этому. Наши цели ближе и проще: заниматься своим делом — правильно выбрать его, глубоко изучать и достичь в нем мастерства...

Третье правило — надо верить в силу воли... Давая себе поблажки, человек ленится и трусит; усилием воли он заставляет себя трудиться на совесть и совершать геройские поступки. Быть может, воля и есть царица добродетелей.

Не менее важно и четвертое правило — надо хранить верность. Верность слову, обязательствам, другим, себе самому. Надо быть из тех людей, которые никогда не подводят.

Занятие 6

Тема: Честь и собственное достоинство сильнее всего

(Ф. М. Достоевский).

Ход занятия:

— Человек сохраняет свое достоинство тогда, когда душа его напряжена и взволнованна, — говорил А. Блок.

А вы как думаете?

— Что способствует напряжению души?

— Умение и потребность держать ответ за свои помыслы и поступки.

Проведите диалог с собой по сократовской схеме, когда человек

находится в состоянии постоянного спора. В помощь вам можно предложить такую схему:

Моя душа ленива, потому что... Нет, она может достичь высочайшей точки напряжения, когда... Когда же она истинная? Душа — нравственная моя основа, она ведет, требует и отвергает. Что же требует от меня моя душа? Куда ведет? И что отвергает? ...

Если это все объединить, то станет ясно, что истинная она во всех случаях, так как стремится помочь мне обрести разумное поведение. Что это такое? Знание, ставшее сознанием, развитой способностью поступать по- человечески...

— Согласны ли вы с таким диалогом?

— На какую оценку себя вывел вас этот диалог?

— Ф. М. Достоевский говорил, что честь и собственное достоинство сильнее всего.

Как вы думаете, сильнее чего?

— В народе есть такое наставление: не меняй честь на чечевичную похлебку.

Что здесь имеется в виду?

— Какова сегодня чечевичная похлебка?

— Человек с честью не променяет ее ни на какой соблазн, материальные блага, заманчивое, но бесчестное предложение.

Торгуя честью, не разбогатеешь, так?

— Какова же, по-вашему, цена чести?

— А достоинства?

— В чем сходство и различие понятий честь и достоинство?

— Может быть, в том, что мерой чести в человеке определяется его достоинство? Следовательно, достоинство — та объективная нравственная ценность личности, которая не разменивается на мелочи и оберегается человеком в течение всей жизни.

Как ее уберечь?

— Подумайте над высказываниями мудрых:

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения (М. Монтень).

Большая ошибка мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь (И. Гете).

Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь (А. Шопенгауэр).

— А теперь попытайтесь так же сформулировать, в чем вы видите честь и достоинство; составьте свою максиму, на которую вы хотели бы ориентироваться в своей жизни.

Высказывания записываются в тетрадях или на листочках и за­читываются подростками по желанию.

— Подумаем, какие направления вашей мысли являются основными.

— Есть противоречия?

— Попытаемся выявить общую истину.

— К чему же мы пришли?

— Вспомним Сократа, который сделал свой выбор, выпив яд. Он предпочел смерть бесчестию и изгнанию.

Не питая никаких иллюзий насчет уготованной ему участи, Сократ с чувством величайшего достоинства встречает приговор: «Есть защита против людей, но против молвы нет защиты. У нее тысячи уст, и у нее громоподобный голос. Ее нет, и она везде. И поэтому я знал давно, что осужден. И я всегда ждал сегодняшнего дня и готовился к нему...» Он просит учеников: «Мне хотелось бы, чтобы вы, беседовавшие со мной, рассказали впоследствии, что я был осужден не потому, что мне не хватало доводов на суде. Доводы не слушали. Вместо них сограждане ждали только покаяния. Ждали, чтобы я отрекся от себя, словом, сказал все, что привыкли здесь слышать от других. Но все вы помните: в дни молодости, когда я сражался с оружием за великий город Афины, мне не раз угрожала смерть. Но никогда я не прибегал к бесстыдству и трусости, а ведь на войне, как на суде, так легко убежать от смерти. Надо только бросить свое оружие и обратиться с мольбой к преследователям, надо только забыть себя и согласиться делать что угодно.

— Забыть себя и потерять себя — есть разница в этих выражениях?

— Что же надо сегодняшнему жителю планеты, чтобы не потерять себя?

— Л. Н. Толстой, размышляя над жизнью Сократа, редактируя книгу о греческом учителе, представил его жизнь в беседах. Одна из них называется «Как жить надо»?

А вы как думаете? Как надо жить?

— Задумаемся об этом. Постараемся найти главное, что определяет честь и достоинство человека.

Что же вы сочтете главным?

— Уважение к личности, к любому человеку. И здесь важна спо­собность слушать и слышать другого человека. Как говорил Сократ, понять, что другой — это ты...

Что еще?

— Сознательное и ответственное отношение человека к другим людям. Человек должен обратиться внутрь самого себя и там искать основание для выбора линии поведения. В этом личностное начало нравственной жизни.

Согласны вы с этим?

— Руководствоваться принципом «должен» — и потому «могу», а не «могу» — и потому «должен». Этот принцип реализуется личностью при условии развитости нравственного чувства и внутреннего убеждения в необходимости данного принципа.

А вы как думаете?

— Данные принципы действенны, если являются результатом собственного нравственного выбора. А этот выбор зависит от вас.

— Скажите, нравственный выбор, сделанный личностью, соотносится с ее представлением о чести?

— Несомненно, честь влияет на нравственный выбор, так?

— Как вы определите понятие честь?

— Можно сказать, что честь — это внутренняя честность, предписывающая человеку нравственный образ жизни и действий, а также не позволяющая унижать достоинство личности, как свое, так и другого человека.

Принимаете такое определение?

— От чего зависит мнение других о чести того или иного человека?

— Видимо, понятие чести предполагает по отношению к человеку ту меру уважения, которую он заслужил.

Попытайтесь определить, насколько высока сегодня мера уважения к вам. Как бы вы могли это сделать?

— Выпишите те глаголы, которые так или иначе уважительно могут характеризовать образ жизни и действий человека.

По мере предложений учащихся на доске выстраивается ряд таких глаголов: уважать, гордиться, одобрять, брать пример, прислушиваться к мнению, считать достойным, доверять, опираться, надеяться, чувствовать уверенность...

— Подчеркните те из выписанных глаголов, которые могут, с вашей точки зрения, относиться к вам.

— Вычислите, какой % они составляют от всего списка.

— Есть над чем подумать?

— Издавна укрепилась в общественном сознании русская пословица «Береги честь смолоду». Почему смолоду?

— Чтобы стало это стремление сознательным, неотъемлемой частью личности.

От чего же зависит наличие такого стремления? Да, конечно, влияет среда, окружение, воспитание, утвержденные обществом моральные принципы.

Как вы думаете, а от самого человека что-либо зависит?

— Может быть, это и есть самое главное — как сам человек стремится воплотить в себе и своем образе жизни принципы чести, ориентироваться на них?

— Выходит, что здесь очень тесно соприкасаются понятия: «должен», продиктованное общественными требованиями, приоритетными моральными нормами поведения, и «могу», зависящее от самого человека, его сознательного отношения к этим нормам.

Проследим, как выражалось и определялось требование защиты чести в разные исторические периоды:

Рыцарство. Что вы можете сказать о сущности чести в этот период?

— Да, требования гласили, что рыцарь должен быть верным слову, клятве, вступаться за слабых, сражаться за честь и в честь прекрасной дамы, кровью смывать оскорбление, унижающее его честь. Таков средневековый кодекс чести.

— Мушкетеры. Что следует выделить здесь?

— Кодекс чести предписывал хранить верность слову, дружбе, преданно служить государству, сражаться за свою честь.

— А дворянский долг чести в России?

— И здесь мы видим требование держать свое слово, верно и самоотверженно служить отечеству, на дуэли защищать оскорбленную кем бы то ни было честь, своевременно расплачиваться по долгам.

Каково ваше эмоциональное отношение к данным правилам чести?

— Считаете ли вы необходимым наличие определенного кодекса чести сегодня?

— Что бы вы в него включили?

— Определим критерии чести, на которые должен ориентироваться человек и сегодня.

Методика «свитка», в котором фиксируются разные критерии: самоуважение как основа чести, утверждение духовных ценностей в образе жизни, служение отчизне, умение взять на себя ответственность, верность слову, дружбе, надежность, служение истине, готовность помочь слабому.

— Попробуем определить, что же здесь главное, выявляющее суть чести.

— Подумайте, что из перечисленного вы можете отнести к себе.

— Подытоживая свои раздумья, подумайте и о нравственном выборе в своей жизни, о месте чести в нем.

— Согласны ли вы с выражением А. Виньи: Честь — это поэзия долга?

 

Приложение № 5

Занятия по искусству нравственного содержания

Занятие 1. «Образы ночи и утра в искусстве»

 

Цель: формирование эстетических и нравственных чувств подростков, чувства любви к природе.

Задачи: Познакомить с жанром ноктюрна в музыке и живописи. Научить использовать приемы света и тени в передаче образов ночных и утренних пейзажей. Воспитать чувственное постижение красоты природы.

Литературный материал: A.A. Фет «Какая ночь!..»; Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»; Н.М. Языков «Утро»; И.С. Никитин «Утро» (на выбор).

Музыкальный материал: К. Дебюсси «Лунная соната»; Э. Григ «Пер Гюнт» («Утро»).

Наглядный материал: А. Куинджи «Ночное». «После дождя», «Украинская ночь», «Лунная ночь на Днепре»; Ф. Васильев «Рассвет».

Рабочий материал: гуашь, тонкие кисти, белая, черная и цветная бумага, карандаш, акварель, кисть, цветные карандаши.

Ход занятия

Педагог. Природа возвышала и призывала забыть перед ее лицом о суете и эгоизме. Русская поэзия стремилась слить гуманные принципы, выработанные лучшими умами человечества, с природными законами, которые представлялись ей справедливыми и разумными. Природа выступала искусным «врачом», укрепляющим дух, исцеляющим от душевных недугов и вносящим в него успокоение и гармонию.

Какая ночь! Как воздух чист... (читает стихотворение A.A. Фета).

Звучит «Лунная соната» К. Дебюсси.

Педагог. Ребята! Вы прослушали музыкальное произведение для фортепиано. Какой характер у мелодии? Какие впечатления вызывает у вас услышанная музыка?

Ответы подростков. Фактура произведения прозрачная, напоминает призрачное сияние; мелодия плавная, лиричная.

Характер музыки спокойный; мелодия напоминает колыбельную песню.

Педагог. Это произведение написал известный композитор Клод Дебюсси. Сочинение так и называется «Лунная соната». Как вы думаете, эта музыка изображает или передает чувства человека?

Ответы учащихся. Музыка не только изображает, но и передает ощущение спокойствия, тишины. Музыка изображает лунную ночь, свет луны.

Педагог. Если бы захотели написать картину на эту музыку, какие краски вы бы использовали для этого?

Учащиеся. Темные; прозрачные; фиолетовые.

Педагог. Образы ночи в разных аспектах - изобразительных и выразительных, описательных и психологических - частое явление в поэзии, живописи и музыке XIX в. В это время в искусстве развивался жанр ноктюрна. Слово «ноктюрн» означает «ночной». В русской пейзажной живописи XIX в. замечательные ноктюрны писал художник Архип Иванович Куинджи. Ему принадлежат такие полотна, как «Ночное», «После дождя» и др. (показ картин А.И. Куинджи).

Печальная поэзия сумеречного света, призрачное сияние луны, смещая границы реального, преображаются в окутанные дымкой видения, неотделимые от личного чувства и настроения художника. Привязанность к природе родной Украины, где прошли детство и юность художника, Куинджи сохранил на всю жизнь. Он не скрывал любви к литературному искусству своего великого земляка Н.В. Гоголя, и некоторые его картины воспринимаются нами как прямые художественные аналогии (показ «Украинской ночи» А. Куинджи).

Знаете ли вы украинскую ночь? Всмотритесь в нее... Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень на себя... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя).

А. Куинджи был занят поисками образа Днепра (показ картины А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»).

Картина словно служит иллюстрацией к гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки»: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по миру».

Итак, жанр ноктюрна встречается и в музыке, и в литературе, и в живописи. Однако большинство художников отображают в своих произведениях внутреннюю красоту природы, ее спокойствие, степенность и величие, взывающих к нравственной чистоте. Одни черпают в природе силы для борьбы, другие задумываются о философских противоречиях бытия, в третьих она пробуждает светлое мироощущение.

Звучит фрагмент симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» («Утро»),

Педагог. Вы прослушали фрагмент симфонической сюиты норвежского композитора Эдварда Грига «Пер Гюнт». Какой характер у этой музыки?

Учащиеся. Спокойный, мягкий: плавная мелодия.

Педагог показывает репродукцию Ф. Васильева «Рассвет».

Учащиеся находят соответствия музыкальной и цветовой палитры художественных произведений.

Подросток. Утро в классической и народной поэзии всегда связано с образами весны, рождения жизни, произрастанием злаков, течением воды, что, как правило, окрашивается в светлые тона. В народе утро ласково называют зарей, зоренькой.

Педагог (читает стихотворение Н.М. Языкова «Утро»; И.С. Никитина «Утро» - по выбору).

Задание: учащимся предлагается сделать ноктюрн на выбор:

1) пейзажную зарисовку на ноктюрн Ф. Шопена;

2) зарисовку на стихотворение И.С. Никитина «Ярко звезд мерцанье...»;

 

Занятие 2. «Загадка Левитана».

Вот уже сто лет Исаак Левитан - любимейший художник - пейзажист нашей страны, а ведь он писал, когда в России была блестящая плеяда пейзажистов: Шишкин, Т.Васильев, Клодт.

Сейчас мы с вами обратимся к творчеству Левитана, я расскажу вам о его жизни и самых знаменитых произведениях, а вы постараетесь понять, в чём загадка Левитана, почему он так любим зрителями. В конце урока вы напишите небольшое эссе на тему «Загадка Левитана».

Исаак Левитан родился в 1860 г. в Литве. Семья его была образованной. Видимо, для того, чтобы дать своим детям образование, отец привёз семью в Москву. Хотя жили они весьма скромно, отец не препятствовал сыновьям в их занятиях живописью. В 12 лет Левитан поступил в Московское училище живописи. Учителем его был Саврасов - проникновенный, замечательный пейзажист. В 15 лет Левитан потерял мать, а через 2 года - отца. И хотя Саврасов как мог помогал любимому ученику, Левитану часто случалось проводить день со стаканом молока и куском хлеба, а ночевал он в училище, когда его пускал сердобольный сторож, совавший ему пятачок.

Но Левитану, страстно и проникновенно любящему природу, тяготы и лишения не помешали научиться любимому делу...

Левитана заметили уже на ученических выставках. Одну из его первых работ «Осенние дни. Сокольники» приобрёл П.М. Третьяков, а это серьёзное признание художника.

Чтобы понять, в чём непреходящее обаяние творчества Левитана, обратимся к его полотнам.

1. Берёзовая роща

Художник обычно ставит перед собой две задачи - одна чисто живописная - это выбор художественных средств отражения пейзажа, а вторая - это сверхзадача - то, что он хочет рассказать в этой картине о мире.

Попытаемся понять, что показывает художник, и что он говорит. Наводящие вопросы:

Какое время года? Какое время дня? Какое настроение? Что касается сверхзадачи, то её передают стихи Бунина: Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски зоркий взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.

Ван Гог хорошо сказал о таких картинах: «Это портрет сада и души художника одновременно». Можно отнести эти слова к Левитановской «Золотой осени».

2. После дождя. Тис.

В этой картине нет такой радости бытия. Живописные задачи: перламутр воды и неба. Суперзадача: слияние неба и земли в тихой нежности. Наводящие вопросы:

а) Что происходит в природе?

б) Какие отблески бросает на воду сквозящие сквозь уходящие тучи солнце? (серебристые, перламутровые)

в) О чём говорит нам сияние неба и воды на горизонте? (об их гармонии)

г) Каковы звуки в картине? (тишина)

д) Какое основное ощущение? (покоя и гармонии) «Невозмутимый строй во всём. Созвучье полное в природе.»

3. Тихая обитель.

Эта картина сделала Левитана знаменитым. После её появления на выставке в 1891г. имя Левитана было на устах всей интеллигентной Москвы.

В зрелые годы Левитан превратился из нищего мальчика в изящного джентльмена, в то же время он был удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым. Его мягкость соответствовала знаменитым словам друга Левитана Антона Павловича Чехова, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли».

Таким изящным и спокойным, задумчиво-нежным и предстаёт он на портрете Серова.

Одним из свидетельств особой духовной красоты и значительности Левитана как личности можно отнести то, что Паленов писал с него Христа в картине «Христос и грешница».

Итак «Тихая обитель»:

Наводящие вопросы:

1. Что означает это название?

2. Что мы видим на переднем плане? (спокойная, тихая речка, мостик)

3. Куда далее следует наш взгляд? (от мостика уводит тропинка в лес)

4. Как вы думаете, куда зовёт тропинка? Что за лесом? (купала церкви, колокольня)

5. Как называется место, где много молятся, огорождённое стенами? ( монастырь) Что означают слова «Тихая обитель»?

6. Какое время дня запечатлел художник?

7. Каково общее настроение в картине? (тихое, благостное)

8. Когда долго смотришь на картину, становится хорошо на душе? Вот мы и в одном шаге от рассказа художника. Это рассказ о душевной гармонии людей, нашедших себя в служении божественной идее.

4. Вечерний звон. (1892 г.)

На первый взгляд сюжеты полотен «Тихая обитель» и «Вечерний звон» очень похожи. В чём же отличие? Какие мысли о мире зашифрованы здесь художником? Попробуем расшифровать. Итак, сравниваем картины и находим отличия (большие берега и лодки, мостик, по широкой реке плывут люди в лодке. От берега идёт дорога).

Левитан был уже знаменитым художником в 1892 г., и его картины становились событием в жизни общества. Русские эмигранты, выпущенные в Россию после революции, любили романс:

Вечерний звон, Вечерний звон

Как много дум наводит он...

Так и кажется, что эта картина - олицетворение этого романса и что именно это произведение вставало перед мыслимым взором русских эмигрантов как обобщенный образ утраченной Родины.

5. У омута.

Жизнь Левитана была сложной, часто трагичной. В 1892 г. вышел указ о выселении из крупных городов лиц еврейской национальности и будучи великим художником, Левитан был вынужден уехать во Владимирскую губернию и только большими хлопотами друзей удалось добиться его возвращения.

В картине «У омута» Левитан предстал как драматург русского пейзажа. Художник как бы включает нас в то странное чувство, когда человек оказывается у бездны, на краю; испытывает тёмное и сладкое желание броситься в грозящее гибелью пространство.

6. Главное произведение Левитана «Озеро» (1898-1900) или как он его называл «Русь», воспринимаемое нами как его завещание. В нём мыслится гимн своей родине, благословляющая любовь к стране:

Благословляю вас, леса, И в поле каждую былинку,

Долины, нивы, горы, воды. И в небе каждую звезду.

Благословляю я свободу И если б мог всю жизнь смешать

И голубые небеса. я,

И посох мой благословляю, Всю душу вместе с вами слить.

И эту бедную суму, О, если б мог в свои объятья

И степь от края и до края, Я вас, враги, друзья и братья

И солнца свет, и ночи тьму, И всю природу заключить!

И одинокую тропинку А.К. Толстой.

По кой цшций я иду,

Занятие 3. Педагог предлагает учащимся выбрать 1 -2 из предложенных им репродукций с картин известных художников. В качестве домашней работы (письменной) предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Что хотел сказать художник своей картиной?

2. Что выражают позы каждого персонажа?

3. Какие картины данного художника вы еще знаете?

4. Есть ли в группе персонажей разделение на две подгруппы, как бы объединенные в один лагерь. Если есть, то какими средствами художник

Занятие 4. «Нравственное содержание мифов Древней Греции»

Учитель. Слушайте, ребята, что случилось когда-то!

Древним сказаньям внимая, последуйте верным примерам:

Каждый, рожденный для жизни, быть может и смелым и трусом;

Зло от добра отличать научиться должны мы сызмала!

Такими стихами открывается книга В. и Л.Успенских «Мифы Древней Греции».

Эти слова можно поставить эпиграфом ко всем мифам греков, ибо таков их нравственный смысл.

«Миф» в переводе с греческого означает «слово», «сказание», «предание». Мифы содержат сказания о богах и героях, о природе, о труде земледельцев, пастухов, воинов, мореплавателей.

«Миф далек от религиозной нетерпимости и от религиозной исступленности, но он далек и от согласованности с научным знанием. О мифе нельзя утверждать, что он — только правда, и, пожалуй, правда мифологии ближе к правде искусства, чем к правде науки», — так рассуждает венгерский профессор Имре Тренчени-Вальдапфель.

С целью «зло от добра отличать научиться» рассмотрим подвиги Геракла и Язона.

Вот как в пересказе В. Смирновой повествуется о выборе жизненного пути Гераклом:

«... однажды, возвращаясь домой, Геракл встретил на распутье двух женщин, двух богинь. Одна, красивая и ярко одетая, предложила:

— Живи приятно для себя. Жизнь — веселый праздник, и единственная забота — получать как можно больше удовольствия. Счастлив тот, кто может прожить всю жизнь, как гость на пиру: без трудов и забот! Идем со мной, и ты будешь счастлив!

Другая, в простой белой одежде, сказала:

— Стыдись!.. Боги дали тебе могучую силу, а ты хочешь бездельничать... Сильный распоряжается жизнью, как хозяин, он сам делает ее прекрасной: он борется со злом и очищает землю от чудовищ и врагов. Сила и ум даны человеку для борьбы. Чем сильнее человек, тем труднее его жизнь... Покой дает человеку спокойная совесть... Печальна судьба человека, который всю жизнь — только гость на чужом пиру...

Геракл избрал второй путь, ни разу не изменив своему выбору. Трудной оказалась его жизнь. Сын Зевса и земной женщины Алкмены, Геракл постоянно испытывает месть богини Геры, супруги Зевса. Она хитростью вынудила Геракла подписать договор, обязывающий его служить гнусному и трусливому царю Эврисфею и совершить 12 подвигов, после чего Геракл сможет избавиться от власти коварного царя. Ревнивая Гера наводит безумие на Геракла — и он убивает своего учителя, когда тот хочет наказать его за лень. Велико раскаяние и страдание Геракла от содеянного. Но Гера вновь наводит безумие на Геракла — и он убивает своих детей, принимая их за врагов. Что может быть страшнее этого преступления?! В отчаянии Геракл отправляется в Дельфы просить совета у Аполлона, как ему дальше жить. Пифия-прорицательница передает ему совет бога: Геракл должен 12 лет служить жалкому царю Эврисфею. Тот старается дать Гераклу невыполнимые, смертельно опасные поручения.

Так начинаются подвиги Геракла. Он с блеском и выдумкой исполняет все приказы трусливого царя: убивает Немейско-го льва, наводящего ужас на пастухов и земледельцев; справляется с гидрой, что жила близ болота и уничтожала стада; расправляется с птицами, обратившими в пустыню окрестности аркадского города Стимфала; ловит Керинейскую лань, топ­тавшую поля земледельцев; убивает и кабана, наводящего ужас на людей; хитро придумывает, как очистить Авгиевы конюшни за один день; ловит Критского бешеного быка, изрыгавшего пламя, и приводит его, укрощенного, к перепуганному Эврисфею.

Гераклу удается даже вырвать из рук мрачного бога смерти Таната жену своего друга, чем безмерно радует супругов. А для дочери Эврисфея он достает пояс царицы амазонок Ипполиты (подарок самого бога войны Ареса); пригоняет в Микены коров великана Гериона, а из царства Аида тащит трехглавого пса Цербера. И всё это по воле царя Эврисфея! Как глянул царь на пса — в ужас пришел, стал на коленях умолять Геракла вернуть пса в подземельное царство Аида.

По простоте душевной и доверчивости Геракл чуть не погиб, доставая яблоки из сада Геспарид, дочерей могучего Атланта (Атласа). Яблочки-то не простые: даруют вечную молодость! Эврисфей рассчитывал погубить Геракла на 12-м подвиге его, да не вышло. Всё преодолел могучий и добрый Геракл. За муки его, за страдания народ Греции любил своего героя.

А теперь скажите, ради чего совершал всё это Геракл? Зачем ему нужны были все смертельно опасные подвиги? Ну, прошло бы 12 лет (по договору) — и он свободен! Служить царю можно ведь по-всякому. Ради царя ли он так рисковал?

Нет. Он спасал жизни земледельцев, пастухов от нападений чудовищ, оберегал их поля, их урожай, их стада от гибели.

Единственное, что он получил, — это золотые яблоки, которые вернул ему Эврисфей за ненадобностью.

Но Геракл решил, что яблоки для женщины важнее (молодость сохраняют), и подарил их богине Афине.

Зевс так возгордился своим сыном, что забрал его на небо, на светлый Олимп, и даровал бессмертие. А в награду за подвиги определил в жены любимому сыну прелестную Гебу, богиню вечной молодости и красоты.

Обратимся теперь к другому герою — Язону («Золотое руно»),

Язон до 21 года воспитывается мудрым Хироном. Как и Геракл, он чист душой, божественно красив и обладает громадной силой. И ему пришло время нравственного испытания. Выдержит ли?

Язон возвращается в родной город, чтобы наследовать престол. Но Пелию, дяде Язона, сводному брату его отца, совсем не хочется расставаться с престолом и он опасается возвращной город, чтобы наследовать престол. Но Пелию, дяде Язона, сводному брату его отца, совсем не хочется расставаться с престолом и он опасается возвращения совершеннолетнего Язона.

По дороге Язона обгоняет пастух, который торопится предупредить Пелия о возвращении наследника престола. Пастуха останавливает дряхлая старуха:

— Подожди, пастырь! Не уходи один. Ты крепче меня, у тебя посох. Помоги мне перебраться через поток...

Пастух, даже не замедлив шага, лишь крикнул ей насмешливо:

— Куда тебе спешить? Мне некогда возиться с тобою... Я тороплюсь!

Затем на дороге появляется Язон, старуха обращается к нему с той же просьбой. И что же? Красавец Язон сошел с дороги, бережно поднял старую женщину; как ребенка, перенес ее через поток и осторожно опустил на землю. Старуха эта оказалась богиней Герой. Она испытала Язона на благородство и осталась довольна им, проявившим сострадание, доброту. Теперь богиня будет покровительствовать Язону во всех его делах. А пастуха она наказала: острый шип внезапно вонзился в его пятку - и тот не смог обогнать Язона.

Хитрый Пелий радушно принял племянника и обещал вернуть ему трон, но прежде Язон должен достать ему шкуру чудесного барана — золотое руно.

Язон согласился. Ради чего? Ради возвращения себе трона.

С дружиной Язон отправился в Колхиду. Руно он достал. И помогла ему в этом дочь царя — Медея. При этом она заманила брата своего в храм, где тот и был убит. Такова цена спасения от преследования. Аргонавты с Медеей благополучно отплывают от берегов Колхиды.

Но волшебница Кирка предупреждает Медею и Язона, что кровь брата зовет к отмщению, их ожидает много бед и лишений за зло, ими содеянное. Она угрожает им муками совести.

Ее предсказание сбылось: их не приняли на родине, узнав, что Медея волшебством заставила дочерей царя Пелия убить его и бросить в котел (якобы для возвращения молодости).

Язон, Медея и их сыновья нигде не находят себе места. Язон, разлюбив Медею, хочет оставить ее, чтобы жениться на дочери царя Креонта, приютившего их. Царь готовится к свадьбе, а Медее с детьми предлагает покинуть их город:

— Во-первых, ты хитра, и чар немало твой ум постиг. К тому же ты теперь без мужа остаешься и тоскуешь. Я даже слышал, будто ты грозишь и мне, и жениху с невестой чем-то...

Язон тоже пытается доказать Медее, что его новый брак для нее и их детей выгоден: они разбогатеют, породнившись с его новой семьей.

Медея притворяется покорной и в знак примирения с судьбой посылает невесте Язона золотой венец и свадебное покрывало.