Тема 9. Официально-деловой стиль
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Этика делового общения.
2. Риторика.
Задания для самостоятельной работы:
1.Составление характеристики, резюме.
2. Реферат.Требования к оформлению работы: шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал – 1,5, выравнивание по ширине, нумерация страниц внизу листа по центру или в правом углу. Структура работы: Титульный лист, Оглавление, текст работы, Литература. Объём работы – 10-15 с.
Темы рефератов
1.Этика в сфере делового общения: телефонный разговор.
2.Этика в сфере делового общения: переговоры.
3.Этика в сфере делового общения: презентация.
4.Этика в сфере делового общения: деловое совещание.
5.Этика в сфере делового общения: пресс-конференция.
6.Этика в сфере делового общения: внутренняя деловая переписка.
7.Этика в сфере делового общения: международная переписка.
8.Речевой этикет делового письма.
Тема 10. Научный стиль
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Вторичные жанры научного стиля: аннотация, рецензия, отзыв, конспект, реферат.
Задания для самостоятельной работы:
1. Реферирование научной статьи.
2. Аннотирование научной статьи.
Тема 11. Публицистический стиль
Вопросы для самостоятельного изучения:
1.Средства речевого воздействия на адресата в современном рекламном тексте
Задания для самостоятельной работы:
1.Анализ текста в стилевом, нормативном и коммуникативном аспектах.
2. Создание рекламного текста.
Тема 14.Коммуникативные типы речи. Публичное выступление как вид коммуникативной деятельности
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовка текста публичного выступления.
2. Исполнение публичной речи.
3. Анализ публичной речи.
Дополнительное задание
1. Реферат.
Темы рефератов
1. Публичное выступление: роль средств выразительности.
2. Публичное выступление: приемы поиска материала.
3. Публичное выступление: приемы повышения эффективности речи.
4. Публичное выступление: приемы установления контакта с аудиторией.
5. Публичное выступление: значение невербальных средств общения.
6. Публичное выступление: значение звуковой стороны речи.
7. Приемы речевого воздействия на адресата в современном рекламном тексте.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
1.Понятие культуры речи. Задачи культуры речи. Речевой этикет как часть культуры речи. Культура речи в контексте общечеловеческой культуры и культуры личности.
2. Признаки, условия становления, функции литературного языка. Литературная речь как признак коммуникативной культуры.
3. Нелитературные разновидности общенародного языка: территориальные, профессиональные, социальные. Стилистические возможности и правила использования нелитературных разновидностей языка.
4. Понятие нормы. Источники, причины возникновения, признаки, функции нормы. Типы языковой нормы. Старшая и младшая норма. Грамматические и неграмматические нормы. Варианты нормы.
5. Принципы русского ударения. Функции ударения и тенденции его развития. Варианты ударения. Отражение акцентологических норм в словарях.
6. Принципы русской орфоэпии. Стили произношения. Варианты произношения. Произношение гласных. Отражение произношения в словарях.
7. Принципы русской орфоэпии. Стили произношения. Варианты произношения. Произношение групп согласных. Произношение заимствованных слов. Отражение произношения в словарях.
8. Понятие лексической нормы, ее отражение в словарях. Виды лексических ошибок. Речевая избыточность и речевая недостаточность, способы их устранения.
1. Употребление паронимов. Функции синонимов.
2. Ошибки в употреблении заимствований. Употребление многозначных слов.
3. Употребление пассивной лексики. Употребление жаргонизмов и диалектизмов.
4. Стилистическая дифференциация лексики. Употребление стилистически нейтральных и окрашенных слов.
5. Понятие морфологической нормы, ее отражение в словарях. Употребление прилагательных.
6. Употребление существительных: определение рода; склонение собственных имен; употребление вариантных падежных форм.
7. Употребление числительных: ограничения в сочетаемости собирательных числительных, склонение разных групп числительных. Употребление местоимений.
8. Употребление глаголов: изобилующие, недостаточные глаголы, особенности образования отдельных форм глаголов.
9. Принципы русской орфографии. Система орфограмм и правил. Правила русской орфографии, связанные с орфоэпическими нормами: правописание гласных в корне слова, правописание согласных в корне слова, употребление букв «Ь» и «Ъ», правописание приставок.
10. Принципы русской пунктуации. Система пунктограмм и правил. Постановка знаков препинания при обособлении определений и обстоятельств.
11. Постановка знаков препинания в сложных предложениях и сложных синтаксических конструкциях.
12. Слитное – раздельное написание «не» с разными частями речи. Разграничение «не» и «ни».
13. Правописание окончаний и суффиксов глагольных форм. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.
14. Знаки препинания в предложениях с союзом «как», постановка тире между подлежащим и сказуемым.
15. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и конструкциями.
16. Понятие синтаксической нормы. Нормы порядка слов. Нормы управления.
17. Нормы согласования сказуемого с подлежащим.
18. Понятие синтаксической нормы. Нормы конструирования сложных предложений.
19. Языковые художественные приемы как средство создания выразительности речи. Выразительно-изобразительные ресурсы лексики и фразеологии. Интонационные средства выразительности.
20. Понятие коммуникации. Типы коммуникации. Функции коммуникации. Общие принципы коммуникации. Вербальное и невербальное общение, их взаимодействие.
21. Коммуникативная ситуация, ее параметры.
22. Понятие коммуникативных типов речи, их разновидности. Публичное выступление: назначение и разновидности.
23. Фазы публичного выступления: подготовка, исполнение, анализ. Структура и содержание публичной речи. Культура публичной речи.
24. Функциональные стили. Стилеобразующие факторы. Коммуникативная сфера как область функционирования текстов определенного типа.Взаимодействие стилей.
25. Художественный стиль: признаки, сферы использования. Типы и формы художественной речи. Элементы художественного стиля в разговорной и публицистической речи.
26. Официально-деловой стиль: неязыковые признаки, сферы использования и подстили, система устных и письменных жанров официально-делового стиля.
27. Текстовые нормы официально-делового стиля. Оформление организационно-правовых документов, информационно-справочных документов, служебного письма.
28. Языковые нормы официально-делового стиля. Лексические признаки официально-делового стиля.
29. Морфологические и синтаксические признаки официально-делового стиля.
30. Признаки научного стиля. Сферы его использования, подстили. Система устных и письменных жанров научного стиля.
31. Научный речевой этикет, правила цитации. Правила работы с научной и учебной литературой.
return false">ссылка скрыта32. Публицистический стиль: признаки, сферы использования, система жанров публицистического стиля. Функции публицистической речи Культура общественно-политической речи.
33. Язык рекламы. Средства речевого воздействия на адресата в современном рекламном тексте.
34. Признаки разговорного стиля, сфера его употребления. Формы и типы речи, система жанров разговорного стиля. Особенности разговорного речевого этикета.