I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 1 страница

ом тад вишнох парамам падам

сада пашйанти сурайо дивива чакшур ататам

тад випрасо випанйаво джагривамсах

саминдхате вишнор ят парамам падам

“Подобно тому, как распространяющийся по небу солнечный свет доступен невооруженному глазу обычного человека, так и высшая обитель Господа Вишну всегда доступна взору мудрых и сведущих преданных. И поскольку эти досточтимые прозревшие брахманы могут видеть эту высшую обитель, они способны открыть ее другим”.

(Риг Веда, 1.22.20)

 

Перед тем, как совершать какой-либо обряд, необходимо понять его значение, его цель, его строение и способ иполнения.

Иначе говоря, необходимо иметь доскональное знание. И получить его необходимо из авторитетных писаний. The reason is that kinds of knowledge: soun and unsound knowledge. (?)

Первый вид знания называется прама, а средство обретение такого знания - прамана. Существует десять праман, или десять способов обретения знания: арша (из высказываний мудрецов и полубогов); упамана (посредством сравнения); артхапатти (через предпосылку); абхава (из отсутствия чего либо или признака его отсутствия); самбхава (через включение в разряд подобного); айтхийа (по традиции); чешта (через жесты); пратьякша (через непосредственное восприятие); анумана (через умозаключения, основанные на опыте); шабда: (из богооткровенного знания).

Посредством этих различных праман дживы получают знания языков, форм, и предметов этого и другого мира. К сожалению, дживам свойственны четыре основных недостатка, заложенных в природе обусловленной души, не позволяющей ей самостоятельно обрести совершенное знание. Эти четыре недостатка таковы: бхрама (склонность впадать в иллюзию); прамада (склонность совершать ошибки и невнимательность); випралипса (склонность к обману); каранапатава (несовершенство чувств). Источник совершенного знания должен быть абсолютно свободным от этих недостатков, то есть, это должна быть Абсолютная Истина. В противном случае нет никакой возможности увидеть вещи в истинном свете. А Абсолютную Истину можно постичь только из Ее же чистого и безупречного послания.

 

I.1. Шабда Прамана: Совершеное Знание

Таким образом, из десяти праман совершенным, непогрешимым является лишь один: шабда прамана, боготкровенное знание. Все ортодоксальные философские школы Индии признают шабда праману высшим авторитетом. Шабда прамана - это Веда, знание, явленное Шри Нараяной. Тогда как остальные праманы могут грешить вышеперечисленными недостатками.

Следуя по стопам Шрилы Дживы Госвами и Мадхвачарьи, Вайшанвы и Шри Вайшнавы, в особенности, принимают за праманы пратьякшу (непосредственное восприятие), ануману (вывод) и шабду (боготкровенное знание). Но пратьякша и анумана только помогают подтвердить шабду. И если между пратьякшей, ануманой и шабдой возникает какое-либо противоречие, то последнее слово остается за шабдой.

Признание трех этих праман не подразумевает автоматическое отвержение остальных семи. Как объясняет в своей Таттва-сандарбхе Шрила Джива Госвами, упамана (сравнение), артхапатти (предпосылка), самбхава (включение) и чешта (жест), - входят в ануману (вывод). Абхава (отстутствие), включается в пратьякшу (непосредственное восприятие). Ариша (то, что дано мудрецами и девами) и айтхийа (традиция) - включаются в шабду.

В буквальном смысле шабда означает “звук”, но когда речь идет о шабда-прамане, то подразумевается звук речи, содержащий смысл, поизнесенный или записанный безупречной личностью (апта-пуруша). Таким образом, шабда - это богооткровенная Истина. Это знание исходит из чистого трансцендентного источника и потому называется апаурушея шабда: непосредственно произнесенное Богом и низошедшее по цепи ученической преемственности (парампара).

Мы убедились в том, что, в отличие от Вед, умозаключения и логика не являются достаточно надежным средством для постижения выходящего за рамки нащего понимания, и потому не могут соперничать с ними (Веданта-сутра 2.1.11). Без шабда праманы, логика и умозоключения всегда будут оставаться неполными. И потому не один философ не может заявлять, что пришел к Абсолютной Истине с помощью одних только своих умозаключений и логики. Даже высказывание святого старца Томаса: “Я верю только тому, что вижу”, - не может, строго говоря, считаться искренним поиском Истины, ибо больше походит на умозаключения, основанные на непосредственном чувственном восприятии, которое несовершенно. Какие бы мудрые мысли не сходили с уст таких философоф, всем им необходимо подтверждение из богооткровенных писаний. Тем не менее, справедливо и то, что без логики и умозаключений не может быть и речи о философском восприятии Абсолютной Истины. Но и то другое необходимо применять вместе с “тонким пониманием основополагающих духовных истин”. И тогда человек сможет осознать, что “тот скудный запас знания, который можно извлечь из материальной локики, не способен помочь ему постичь Абсолютную Истину, выходящую за пределы досягаемости несовершенных чувств. Поэтому в Махабхарате говорится: ачинтьях кхалу йе бхава на тамс таркена йоджает (Махабхарата, Бхишма-парва 5.22). Как к тому, что находится выше понимания или измышлений, основывающихся на опыте чувств материалистических существ, возможно приблизиться посредстом одной лишь логики?22*”

 

I.2. КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ВЕДАМИ.

Понимая, что в большинстве своем люди утратили разум, Вьясадева разделил изначальную Веду на множество ветвей и ответвлений (Бхаг.1.3.21). Он видел, что жертвоприношения, описанные в Ведах, могли очистить деятельность людей. И чтобы облегчить эту задачу, он разделил единую Веду на четыре части, чтобы они смогли распространиться среди людей (Бхаг. 1.4.19). Изначально существовала одна Веда, называющаяся Яджур, о ней говорит традиция, и в ней описывались четыре вида жертвоприношений. И Вьясадева разделил эту Веду на четыре части: Саму, Яджур, Риг и Атхарву, - в соответсвии с четырьмя видами жертвоприношений, а затем, для упрощения понимания, разделил каждую из них еще на более мелкие подразделы.

После этого разделения разные части Веды были поручены для дальнейшего раскрытия нескольким мудрецам. Так Пайла Риши стал просветителем в Риг Веде, Джаймини - в Сама Веде, Вайшампаяна - в Яджур Веде. Атхарва Веда была передана Ангире (Суманту Муни) (Бхаг. 1.4.19-22). Все эти мудрецы передали Веды далее своим многочилсенным ученикам. И эти ученики, в свою очередь, передали их своим ученикам; таким образом, в ведической традиции образовались разные ветви (Бхаг.1.4. 23). И ведическое знание было разделено по разным ученическим преемственностям. Каждый риши получил от Вьясадевы по одной из частей изначальной Веды, и каждый учил своей специфической части ведической литературы. В результате, появились различные школы, называемые щакхами.

По традиции, Веды были разделены на 1, 130 ветвей (Курма Пурана 52. 19. 20). Риг Веда была разделена на двадцать одну ветвь, Яджур Веда - на сто ветвей, Сама - на тысячу ветвей, а Атхарва - на девять. Каждая ветвь содержит четыре подраздела: Самхиту, Брахману, Араньяку и Упанишаду. Таким образом Веды составляют 1.130 Самхит, 1.130 Бхарман,1.130 Араньяк и 1.130 Упанишад - всего 4.520 подразделений. Но со временем многие тексты были утеряны, и до наших дней дошли только 11 Самхит, 18 Брахман, 7 Араньяк и 220 Упанишад (из которых выделяются 108 основных). Это сотавляет менее 6% изначального объема Веды 24*. В настоящий момент индологи признают, что Риг Веда, порученная Пайле Риши, насчитывает пять шакх, пять школ; Сама Веда, насчитывает в настоящем 12 шакх, берущих начало от Джаймини; Яджур Веда, передаваемая Вайшампаяной - 86 шакх, а Атхарва, порученная Ангире Муни, - 9. Эти сведения о различных ведических школах содержатся в чарана-вьюхе Шаунаки Риши.

Никто не в состоянии постичь суть ведического знания, не пройдя через обучение в цепи ученической приемственности и принятие строгих обетов. Стремящийся к духовному совершенству должен поклоняться Ведам, духовному учителю и жертвенному огню *26.

I.2.1. САМХИТЫ, БРАХМАНЫ, АРАНЬЯКИ И УПАНИШАДЫ

Текущий текст Вед составляет антологияю гимнов или молитв, известных как Самхита (антология). Поэтому, когда мы обычно говорим о станцах Риг Веды, мы имеем в виду Риг-веда-самхиту. Риг-веда-сахита состоит из деяти книг, более известных как мандалы (круги).

Каждая Самхита соответствует определенной Брахмане, трактату, представляющему правила и предписания для совершения жертвоприношения и повторения мантр в определенной ритмическом размере, а также их источник и значение. Вместе с аналитическим рассмотрением обряда, там также приводится объяснение того, почему та или иная мантра должна произноситься с теми или иными жестами, или почему такое действие следует совершать вместе с тем или иным ритуалом. Щатапаха Барахмана (что означает “Сто Путей”), являющаяся частью белой Яджур Веды*27, - одна из наиболее известных Брахман. Брахманы и Самхиты формируют раздел Вед, называемый карма-канда.

Араньяки (трактаты о жизни в лесу) считаются дополнением к Брахманам. В этих текстах, преставляющих различные объянения обрядов, содержится веское филосовское учение.

Упанишады учат пути знания, можно сказать, противопоставляя его пути обрядовости (карма-канде), представленному в Брахманах и Араньяках. В Брахманах и Араньяках Веды содержится свод предписаний и ограничений; есть действия надлежащие и рекомендованные (видхи), а есть - порицаемые и нерекоммендованные, (нишеда). Это учение основано на таких понятиях, как долг, жертвоприношене и специальная деятельность. Несмотря на то, что Упанишады связаны с Брахмнами и Араньяками, они содержат знание только об Абсолютной Истине; Упанишады открывают наиболее сокровенное знание. Индологи утверждают, что Упанишады связаны со школами Айтарейи и Каушитаки, передающими Брахманы, и поэтому более уважительно называют их Айтрейа и Каушитаки Упанишадами. Те Упанишады, что относятся к школам Сама Веды - Танди и Талавакара, - называют Чхандогья и Кина (или Талавакара) Упанишадами. Те, что оносятся к школе Яджур Веды - Тайттирья,- называют Тайттирья Упанишадами и Маха-нараяна Упанишадами. Упанишады школы Катха, называют Катхака Упанишадами, а принадлежащие школе Майтраяни известны как Майтраяни Упанишады. Брихад-араньяка Упанишад непосредственно происходит из Щатапаха Брахманы школы Ваджасанейи 28*.

Четыре части Веды можно сопоставить с каждым из четырех ашрамов, при этом Самхиты предназначаются для брахмачарий, Брахманы - для грихастх, Араньяки - для ванапрастх, а Упанишады - для санньяси.

 

I.2.2. Веданги, Упа-веды, Калпа-сутры и Гриьхя-сутры

Под Упа-ведой мы имеем в виду второстепенные ведические тексты, так называемую “суб-Веду”, а также Ведангу, “дополнительную Веду”. К примеру, некоторые знаменитые комментаторы Аюр-веды относят последнюю к Упа-веде, ко второстепенной составляющей Риг Веды, тогда как другие считают ее Ведангой Атхарва Веды. Традиция признает существование шести Веданг, изучение которых необходимо для правильного понимания Вед: шикша (наука произнесения ведических мантр), калпа (описание совершения предписанных жертвоприношений), вйькарана (грамматика), нирукти (словарь ведических терминов и их производных), джьотиша (астраномия и астрология) и чханды (метрики).

Иногда в эту категорию дополнительных писаний включают Калпа-сутры. В них, почти так же как и в Брахманах, говорится в об обрядах и ягьях. Калпа-сутры, в свою очередь, подразделяются на щраута-сутры (описывающими священные обряды), и грихья-сутры (описывающими семейные обряды и различные самскары). Среди грихья-сутр Ашвалаяна и Санкьяяна Грихья-сутры составляют часть Риг Веды; Манава, Апастамбха, Хираньякеши и Вайкханаса Грихья-сутры представляют собой часть черной Яджур Веды. Катьяяна Грихья-сутра является частью белой Яджур Веды, тогда как Кхадира, Гобхила и Гаутама Грихья-сутры принадлежат школе Сама Веды.

 

I.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВЕДАХ

 

Риг Веду называют “Ведой славословия”. Большинство ее стихов восхваляют многочисленных полубогов. В этой Веде приводится Пуруша-сукта. Аюр-веда является Упа-ведой Риг Веды. Содержащаяся во многих стихах Риг Веды мантра ом тат сат следующим образом описывается в Бхагавад-гите (17.23): “С начала творения три слова: “ом тат сат” - использовались для обознаначения Верховной Абсолютной Истины. Они использовались брахманами во время декламации гимнов Вед и во время жертвоприношений, совершаемых для удовлетворения Всевышнего”. Жрец, исполняющий предписания Риг Веды, называется хотри (тот, кто предлагает приношения).

Гимны Сама Веды декламируются жрецом удгатри (чтецом).

Сама Веда - “Веда гимнов”, содержащая некоторы гимны из Риг Веды, хотя и отличающиеся по произнесению. Сама Веда исполнятеся во время совершения сома-яджны. Упа-ведой Сама Веды является Гандхарва-веда.

Известная как “Веда жертвоприношений”, Яджур Веда содержит тесксты, относящиеся к технике совершения жертвоприношений. Эта Веда разделяется на две части: Тайттирья-самхиту и Ваджасанейи-самхиту. Первая часть также именуется черной (Кришна) Яджур Ведой, поскольку в ней Самхита смешана с Брахманой. Вторая часть называется белой (Шукла) Яджур Ведой, поскольку ее Самхита довольно отчетливо отделена от Брахманы. Кроме всего прочего, в ней также можно найти описание жертвоприношений Ашвамедха и Дарша-пурна, (последнее проводится во время полнолуния). Упа-ведой Яджур Веды является Дханур-веда. Стхапатья-веда (наука архитектуры) и Шилпа-шастра (знание об искусстве) также косвенным образом связаны с Яджур Ведой. Жреца, исполняющего эту Веду, называют адхварью.

Атхарва Веда состоит из молитв и магических мантр. Жреца этой Веды называют пурохита, или же брахмана. Некоторые из обрядов, описываемых в грихья-сутрах, исходят из Атхарва Веды.

 

I.2.4. ШРУТИ И СМРИТИ

Веда (состаящая из Самхит, Брахман, Араньяк и Упанишад) является частью шрути, (что буквально значит “слушание”), то есть, знания, непосредственно явленного Богом. Само по себе это название уже наводит на мысль о факте, что это знание вначале передавалось изустно, и только потом уже было изложено письменно, предварительно будучи воспринято на слух.

Остальные тексты, позднее написанные духовными авторитетами, преставляют собой смрити (то, что запомнено), к ним относятся и дхарма-шастры. Смрити представляет учение шрути, то есть, является дополнение к Ведам и Упанишадам.

 

I.2.5. СУТРЫ И ШАСТРЫ

Сутры представляют собой последовательность предельно сжатых наставлений, которые воспроизводятся в памяти человека, знающего их, проливая свет на самоочевидные для него истины или обобщая их. Собрание таких сутр - это, своего рода, заметка для памяти. Значение сутр зачастую бывает трудно понять, для этого необходимы определенные предварительные и вытекающие из них знания и культура. Если у нас нет такого знания, это проявится в том, что расшифровать значение сутр для нас будет очень трудно. Сутры формируются в своды наставлений, которые выражают сущность всего знания минимальным количеством слов. Сутра должна быть универсальной в применении и безупречной с точки зрения лингвистики 29*. Сутры обычно предназначаются для заучивания их наизусть и дальнейшего составления их растолкования. Собранные вместе и расширенные, они могут софрмировать шастру. Чаще всего, шастра представляет собой богооткровенное писание, охватывающее множество тем.

По словам Мадхвачарьи, четыре Веды, Махабхарата, первоначальный вариант Рамаяны и Панчаратры называются шастрами, священными писаниями. Труды, составленные с тем же назначением (Пураны, смрити и шастры), также считаются шастрами (учением закона Божьего).

I.2.6. Веданта-сутра

Слово веда означает “знание”, а анта - “конец”. Таким образом, Веданта значит “конечное слово Вед”, или “вывод всего учения Вед”. Веданта-сутра - это дополнение к Ведам, содержащее комментарий на Упанишады.

Сутры Бадараяны настолько сжаты и кратки, и их значение так трудноуловимо, что понять их без разъяснений духовного учителя практически невозможно. И самым знаменитым вайшнавским комментарием на Веданта-сутру является Говинда-бхашья, которой мы обязаны Баладеве Видьябхушане. Основная сложность в изучении Веданта-сутры заключается в выявлении связующих звеньев между разными сутрами, также как и между разными словами, составляющими сутры. Сутры указывают на различные философские точки зрения или же различные их объяснения, содержащиеся, например, в Упанишадах. Стало быть, если мы хотим правильно растолковать Веданта-сутру, нам необходимо в совершенстве овладеть знаниями, по крайней мере, Упанишад.

Веданта-сутра подразделяется на четыре части (адхьяйи). Первая часть показывает нам, что все Ведические тексты говорят о Верховной Личности Бога (Брахмане), и все кажущиеся противоречия разрешаются в Нем (эти противоречия проясняются и разрешаются только когда на них проливается свет знания науки о Боге). Вторая часть доказывает, что между Веданта-сутрой и другими шастрами не существует антагонизма. Третья часть описывает средства достижения высшей цели, Вишну (Верховного Брахмана), тогда как четвертая описывает славу Освобождения, назначения тех, кто достих Верховного Брахмана. Подытоживая, можно сказать, что первые две части обсуждают взаимоотношения живого существа с Богом ( самбандха-гьяна), третья часть говорит об искусстве деятельности в соответствии с пониманием этих взаимоотношений (абхидея-гьяна), а четвертая - описывает плод такого преданного служения (прайоджана-гьяна).

Для чтения Веданта-сутры и Говинда-бхашьи человеку необходимо обладать особыми знаниями культуры Ведической традиции, какой она была в самой глубокой древности. Различные школы претендуют на то, что корни их философии находятся в Веданта-сутре, аргументируя это одним лишь своим собственным пониманием этого писания. На западе к Ведантистам бесцеремонно причисляют последователи Шанкарачарьи, тем самым, отводя им роль единственных носителей философии Веданты. Конечно же, многие из них считают комментарии Шанкарачарьи на Веданту наиболее привлекательными для себя. Но Веданта открывает человеку сущность ведической мудрости; не справедливо сводить ее к Шарирака-бхашье Шанкары, излагающей лишь кеваладвайту, философию исключительного монизма. Существуют и другие комментарии, такие как Говинда-бхашья Баладевы Видьябхушаны, основанная на доктрине дуализма.

Последователи философии кеваладвайта (обычно известной как Маявада), не единственные, кто основывается в своих взглядах на Веданта-сутре. Философия Веданты является основой всей деятельности Вайшнавов, и она растолковывается ими через философии шуддхадвайты (чистого монизма), шуддха-двайты (чистого дуализма), двайтадвайты (монизма и дуализма) и ачинтья-бхедабхеда (непостижимого единства и различия). Чтобы считаться ачарьей среди индийских трансценденталистов, следующих ведическим принципам, необходимо быть глубоко сведующим знатаком философии Веданты.

Когда Шри Вишнусвами, один из четырех ачарий-Вайшнавов, представил свою философию шуддхадвайта-вады, последователи Шанкарачарьи воспользовались этим для того, чтобы выдвинуть свою доктрину кеваладвайты или адвайта-вады. Чтобы опровергнуть их, Шри Рамануджачарья, представил свою философию вишишта-вады, а Шри Мадхвачарья - философию таттва-вады. После этого, Шри Чаитанья Махапрабху заключил это Своей философией ачинтья-бхедабхеда-таттвы, непосредственно вытекающей из Веданты и примиряющей все противоречия между дуализмом и монизмом. Баладева Видьябхушана объяснил Веданта-сутру на основе вайшнавской философии.

Бхакти становится подлинной и твердой, когда она развивается на основе философии Веданты*30. В противном случае, все может превратиться в сентиментализм, который станет лишь помехой для общества, как подтверждается Шрилой Рупой Госвами*31. “Все научное знание о Трансцендентном должно находить свое подтверждение в шрути, смрити и прочном логическом обосновании”*32. Такая логика называется ньяя. И Веданта-сутра также известна как ньяя-прастхана (прастхана значит “источник знания”), поскольку она излагает ведическое знание на основе логики и логических рассуждений.

 

I.2.7.

Очень древнее учение Панчаратры сопровождает гимн Риг-Веды, называющийся Пуруша-сукта, и представляющий собой доказательство Вайшнавской философии Вед. В Шатапаха Брахмане (13.6.1), написано, что Нараяна открыл вид жертвоприношения, именуемого панчаратра, и совершил его. Это писание является частью Ведических Брахман, описывающих обряды и церемонии. Ритуальные методики Панчаратры не могут быть выдуманы или открыты кем-то, только Бог может дать наставления, содержащиеся в Панчаратрах. Более того, обряды Панчаратрики основываются на ведических текстах.

Панчаратра объясняет, что “Нараяна является изначальной причиной всех экспансий Бога, таких, как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Васудева и Санкаршана располагаются посередине: слева и справа, Прадьюмна - справа от Санкаршаны, а Анируддха - слева от Васудевы. Таков порядок расположения этих четырех Божеств. Они известны как личные адьютанты Кришны”*33. Шанкарачарья яростно боролся с теми, кто придерживался Панчаратры, поскольку работы, подобные ей, сильно подрывают основы монизма, атеизма и нигилизма, что неоднократно демонстрируется в Чайтанья-чаритамрите.

“Великие ачарьи прошлого признают Панчаратра-шастры подлинными ведическими писаниями. Такие писания не являются порождением гун страсти и невежества. И потому сведущий ученые и брахманы всегда ссылаются на сатвата-самхиты. Изначальным рассказчиком этих писаний является Сам Нараяна, Верховная Личность Бога. Подтверждение этому приводится в Мокша-дхарме (349.68), являющейся частью Шанти-парвы Махабхараты. Мудрецы, достигшие освобождения, такие, как Нарада и Вьяса, свободные от четырех недостатков обусловленных душ, занимаются распространением этих писаний... Нет никого отвратительнее недобросовестных комментаторов и так называемых учителей, умышленно извращающих смысл Панчаратра-сутр, дабы опровергнуть представленные в ней ограничения”34.

В комментарии к Чаитанья-чаритамрите Шрила Прабхупада объясняет, как описание чатур-вьюхи, приведенное в Панчаратре, является камнем приткновения для монистов. Там же Шрила Прабхупада представляет и опровергает, один за другим, доводы, противопоставленные Шанкарачарьей. В своем комментарии на Веданта-сутру, известном как Шри-бхашья, Шрипада Рамануджачарья также показывает несостоятельнось утверждений Шанкары. Шри Рамануджачарья объясняет, что он приравнивает Панчаратру к философии атеиста Капилы, пытаясь доказать, что и та и другая противоречат ведическим догмам. Сатвата-панчаратры являются дополнением к Ведам, и также, как и Веды, исходят из дыхания Бога, Нараяны. И Панчаратра и Веданта-сутра выражают одни и те же идеи. Поэтому Шри Чаитанья Махапрабху подтверждает, что между ними не существует разногласия*36.

Панчаратры признаны Рамануджачарьей, Мадхвачарьей и Чаитаньей Махапрабху. Описание экспансий Вишну, содержащееся в них, устанавливает Его верховное положение. В Панчаратрах также объясняются вайшнавская дикша и этикет, и даются предписания по сооружению храма, установлению арча-виграхи Господа, поклонения Ему и т. д.

Тот факт, что в Панчаратрах рекомендованы другие обряды и церемонии, в дополнение к тем, что упомянуты в Ведах, никоим образом не доказывает того, что они не-ведические. Некоторые (в том числе и смарта-брахманы) пытались посеять сомнения в подлинности и действенности Панчаратр, аргументируя это тем, что сам Вьясадева в своей Веданта-сутре якобы осуждал их. Эти доводы - ни что иное, как бесстыдная ложь, поскольку и Махабхарата и Шримад-Бхагаватам (непосредственный комментарий на Веданта-сутру), также написанные Вьясадевой часто адрессуют нас к Панчаратрам. Назначение Вед не сводится к тому, чтобы просто провести разграничения между тем, что должно и что не должно. Веды также учат тому, что Абсолютная Истина является личностью. Отвергающие Панчаратру оправдываются тем, что она осуждается в некоторых Пуранах, забывая о тех из них, которые рекоммендуют Панчаратру, то есть, о саттвика Пуранах,- шести Пуранам в гуне добродетели, относящимся к наиболее важным.

 

Нарада стал автором Нарада-панчаратры - толкования Вед с точки зрения преданного служения Господу. Эта Нарада-панчаратра способна освободить от пут кармы даже тех, для кого кармическая деятельность представляет единственный интерес в жизни. Нарада дает руководство людям мира, каким образом они, через свою деятельность, могут выйти на путь духовного восхождения. В этом, как объясняет Шрила Прабхупада и заключается метод Панчаратры: “Для того, чтобы излечиться от несварения желудка, вызванного злоупотреблением молочными блюдами, врач прописывает больному принимать простоквашу, которая является ни чем иным, как видоизмененным молоком...”*37

 

I.2.8. Агамы и Тантры

Слово агама означает “традиция”, и относится к текстам определнной ведической школы. Это трактаты, описывающие технологию проведения обрядов. В них мы найдем разные мантры, мудры, руководства по изображению янтр и мандал, - все то, что совсем не затрагивается в ведических описаниях обрядов. Не все агамы, являются, как часто полагают, шиваитским. Некоторые из них вайшнавского толка и очень схожи с Панчаратрой. Подобно этому, существует Шива-самхита, хотя Самхиты и относят к Вайшнавской традиции.

В Паушкара-самхите говорится: “Писания, рекомендующие брахманам поклоняться четверичной форме Верховной Личности Бога, называются агамами”*39.

Слово тантра означает “веревка”, “плетение” и ”строение ткани”, то есть, Тантры как бы сплетают, собирают знание воедино. Тантры разъясняют традиционную доктрину. Как агамы, они представляют собой практическое руководство по поклонению, призывающее нас вместо пустых размышлений испытать все на собственном опыте. Они предназначены для практического применения. Разница между значениями слов агама и тантра небольшая. Оба они более или менее обозначают один и тот же вид деятельности, но слово тантра в данном случае просто заменяет слово агама. Таким образом, Панчаратра представляет собой тантрическую форму Вишнуизма, и духовные наследники шести Госвами Вриндавана следуют параллельно обоими путями: и Бхагавад-виддхи, и Панчаратрика-виддхи (путь поклонения).

 

То, что общепринято считается Тантризмом, фактически, является просто религиозной доктриной, содержащейся в определных Тантрах. Она основана на принятии двух начал: мужского начала (представленного Шивой), и женского начала (представленного Шакти), -считающихся комплементарными. Тантрики стремятся к единению, считая себя Шивой и Шакти. Они ищут божественного единения, подражая Богу. Именно так считают и сахаджии, (за исключением того, что вместо Шивы и Шакти они выдают себя за Радху и Кришну). Тантрики были выходцами из Бенгальской школы Буддизма, существовавшей примерно с восьмого по двенадцатый век. Из этой же школы вышли баулы.

 

Таким образом, тантризм - это нововведенный термин. Он, так же, как термин “йога”, используемый в наши дни, обычно подразумевает хатха-йогу, несмотря на то, что существует много других систем йоги.

 

I.2.9. Пураны и Итихасы

Веды были написаны на Вайдика Санскрите, языке, расшифровывать который очень трудно. Кроме того, перед изучением Вед, необходимо также изучить Веданги: шикша (произношение); калпа (процедуру жертвоприношения); вьякарана (правила грамматики); нирукти (этимологию); джьотиша (астрономию и астрологию); и чханды (метрики и ритмический строй). На изучение всего этого требуется много времени. Существует также способ изучения Вед, позволяющий усвоить и запомнить их, но в наши дни он уже более не применим из-за отсутствия нужного для этого процесса обучения, основанного на сильной памяти. Мы не можем и мечтать о такой силе памяти, какая была у студентов, изучавших Веды в былые времена, и в настоящий момент мы можем лишь восхищаться ей. Оказывается, память наших современников невероятно ослабла. Кроме того, физическая и психическая обстановка, окружающая нас, далеко не способствует изучению Вед.

 

Поэтому в наше время понять Веды необыкновенно трудно (Тайттирья Упанишад, Араньяка 2.9). Так что нам лучше изучать Пураны и Итихасы, исходящие из того же совершенного источника (Брихад-араньяка Упанишад, 2.4.10). К тому же, последние были написаны в повествовательной форме на Лаукика Санскрите (более достуном для понимания современного человека языке). И тогда как изучение Вед было доступно только тем, кто получил посвящение, на Пураны и Итихасы, называемые так же панчама-ведой, пятой Ведой, подобные строгости не распространяются (Каутхумия-чхандогья Упанишад, 7.12). И в Ведах ли, в Рамаяне ли, в Пуранах ли, или же в Махабхарате - везде прославляется все тот же Господь Хари (Сканда Пурана 4.95.12).

 

Те брахманы, чьи родители не проводили обряда гарбхадхана, не могут считаться по-настоящему дваждырожденными, даже если впоследствии они и получили священный шнур. Первым рождением является гарбхадхана-самскара, а вторым - момент инициации. Такие дети брахманов, именуемые двиджа-бандху, классифицируются как шудры, поскольку они, как и те, лишены брахманических качеств, необходимых для того, чтобы понять Веды. Однако в Кали-югу практически каждый является шудрой, и потому неспособен непосредственно усвоить Веды. И для таких людей были составленны такие писания, как Махабхарата. Назначение Махабхараты то же, что и назначение Вед; поэтому, в этом произведении содержится обобщение всей Веды в форме Бхагавад-гиты. Чхандогья Упанишад (7.1.4) утверждает, что Пураны и Махабхарата называются пятой Ведой. Усвоив все это, духовный аспирант может приступить к изучению Веданты*40.