С конусом зубчатых колес и накидной шестерней (конус Нортона).

 

При перемещении корпуса по валу II накидное колесо Z0 можно поочередно вводить в зацепление с колесами установленными на валу I.

I - ведущий вал; II - ведомый вал. При перемещении корпуса по валу II накидное колесо Z0 можно поочередно вводить в зацепление с колесами, установленными на валу I.

I - ведущий вал;

II - ведомый вал

 

 

Передача движения с ведущего на ведомый вал осуществляется через зубчатое колесо 2, вращающееся на пальце 5 рычага 4, который может подниматься или опускаться, тем самым колесо 2 либо входит в зацепление с колесом 3 либо расцепляется с ним.

Недостатки:

1. Невысокий КПД, т.к. в работе постоянно участвует промежуточное звено.

2. Более сложная конструкция.

3. Под действием распорной силы, возникающей в зубчатом зацеплении механизм может разомкнуться, поэтому для фиксации рычага требуются дополнительные устройства.

4. Механизм служит для передачи небольших крутящих моментов.

5. Малая жесткость.

Применяется в токарно-винторезных станках. В одном ряду можно расположить до 12 передач.

При К передаче требуется К + 2 колеса.