ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«Правоохранительные органы»
для студентов ФСПО, обучающихся по специальности
030504 «Право и организация социального обеспечения»
(дневное отделение)
Нижний Новгород
Рабочая программа по дисциплине «Правоохранительные органы» для студентов ФСПО, обучающихся по специальности 030504 «Право и организация социального обеспечения» (дневное отделение) / Автор-сост. Е.Н. Карпов. – Н. Новгород: НКИ, 2011. – 45 c.
Обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры публичного права от 19 октября 2011 г. Протокол № 8.
Отв. редактор: заведующий кафедрой публичного права, доцент, к.ю.н. И.Е. Бочкарев.
© Нижегородский коммерческий
институт, 2011
© Е.Н. Карпов, составление, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка........................................................................................................ 4
2. Тематический план.............................................................................................................. 8
3. Содержание тем дисциплины........................................................................................... 10
4. Вопросы к контрольной работе № 1................................................................................ 14
5. Вопросы к контрольной работе № 2................................................................................ 15
6. Домашние задания по изучению литературы и нормативных актов........................... 16
7. Информационный ресурс.................................................................................................. 26
8. Вопросы к экзамену (зачету)...................................................................................................................................... 30
9. Поурочные планы.............................................................................................................. 33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правоохранительные органы – общепрофессиональная юридическая дисциплина, не включенная в обязательные Требования к обязательному минимуму содержания Основной профессиональной образовательной программы по специальности 0202 «Право и организация социального обеспечения», Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (базовый уровень среднего профессионального образования), Утвержденного Минобразованием России 16 мая 2002 г. (регистрационный № 10-0202-Б), но являющаяся важной в подготовке юристов в целях освоения других юридических дисциплин и получения представления о системе и структуре государственных органов и навыков по работе с нормативными актами, а также со справочно-информационными правовыми программами, что является весьма важным для будущих юристов по указанной специальности.
Изучив курс дисциплины «Правоохранительные органы», студенты должны приобрести знания об основных понятиях дисциплины и свободно оперировать ими, о предмете и системе дисциплины, о законодательстве и иных правовых актах о правоохранительных органах; о взаимодействии правоохранительных органов с другими органами; о судебной власти и системе органов, осуществляющих ее; о правосудии и его демократических принципах; об основном звене судов общей юрисдикции; о среднем звене судов общей юрисдикции; о Верховном Суде Российской Федерации; о военных судах; о мировых судьях; об арбитражных судах, о Конституционном Суде Российской Федерации и конституционных (уставных судах Российской Федерации); о квазисудебных органах; о статусе судей, об арбитражных и присяжных заседателях; об основных этапах развития российской судебной системы; об организационном обеспечении деятельности судов и органов юстиции; о прокурорском надзоре и органах прокуратуры; об организации выявления и расследования преступлений; о юридической помощи и защите по уголовным делам и об их организации.
return false">ссылка скрытаИзучение данных вопросов базируется на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплин «Теория государства и права» и «Конституционное право России», и позволяет расширить представления, полученные в ходе изучения дисциплины «Конституционное право России», о системе и структуре государственных органов, относящихся к судебной и исполнительной ветви власти, а также не относящихся ни к одной ветви власти, о целях и задачах их деятельности, их функциях и основных способах и вопросах взаимодействия между собой, с другими органами, а также с юридическими и физическими лицами. Кроме того, предметно расширяются и углубляются представления о функциях государства, полученные в ходе изучения дисциплины «Теория государства и права», прежде всего, относительно вопросов о понятии правоохранительной деятельности и правосудии.
Помимо приобретения указанных знаний, студенты должны выработать определенные навыки, связанные с самостоятельным подбором нормативных актов, регулирующих деятельность того или иного правоохранительного органа, уметь определить в них ключевые и самые общие моменты, связанные с системой и структурой соответствующих органов, задач и основных направлений их деятельности.
Полученные знания и умения позволят усваивать материалы отраслевых юридических, прежде всего процессуальных дисциплин.
Требования к уровню подготовки выпускников.В соответствии с Общими требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования выпускник должен (применительно к данной дисциплине):
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
- обладать правовой культурой;
- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.
В соответствии с требованиями Стандарта по общепрофессиональным дисциплинам по настоящей программе должны реализовываться следующие требования к студентам применительно к данной дисциплине:
иметь представление:
- о роли и месте общепрофессиональных знаний в практической деятельности выпускника;
- о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, государственной власти и государственного аппарата, системе разделения властей, в системе которых присутствуют правоохранительные органы;
- об основных элементах правовой системы общества и их взаимодействии;
знать:
- систему и структуру государственных органов, признаваемых правоохранительными;
уметь:
- применять на практике нормы различных отраслей права;
- обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой, политической и иной проблематике;
- оперировать юридическими понятиями и категориями, связанными с правовым положением, системой и структурой правоохранительных органов;
- анализировать и готовить предложения по совершенствованию системы и структуры правоохранительных органов и способов взаимодействия их, а также с ними;
- составлять организационно-распорядительные документы в части оформления реквизитов нормативно-правовых актов.
Занятия проводятся в форме лекционных занятий с объяснением понятий дисциплины, разъяснением понятия отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, а также выполняемых функций; практических и лекционно-практических занятий с выработкой навыков работы с нормативно-правовыми актами (поиском необходимых по проблематике), справочно-информационными правовыми системами, а также грамотного оформления реквизитов нормативных актов.
По дисциплине запланированы 2 контрольные работы для проверки (контроля) знаний по изученным разделам: «Судебная система» и «Иные правоохранительные органы».
Организуется самостоятельная работа по выполнению домашней работы, по закреплению материала практических занятий, а также самостоятельному изучению литературных источников и нормативных актов, рекомендуемых к каждой теме, по закреплению материала лекционных занятий (лекционной части уроков).
Занятия распланированы по 2 урока каждый (2 часа).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН