Банковские учреждения США
Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает:
· коммерческие банки;
· инвестиционные банки;
· взаимно-сберегательные банки.
Коммерческие банки по юридическому статусу подразделяются на национальные и штатные. Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС. Штатные банки могут вступить в систему, если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако из доля в общем объеме активов коммерческих банков значительно больше. С 1950 по 1980 год число банков-членов ФРС сократилось с 6870 до 5422, а число банков-нечленов выросло с 7251 до 9414. Для борьбы с этой тенденцией Конгресс США принял Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением 1980 года. До принятия этого закона требования к резервам банков-нечленов ФРС значительно отличались друг от друга в разных штатах, оставаясь, тем не менее, на уровне более низком, чем тот, что считался обязательным для банков-членов. Например, в ряде штатов банкам-нечленам ФРС разрешалось считать депозиты в других коммерческих банках, средства, вложенные в ценные бумаги правительства США, а также неинкассированные денежные суммы резервами банка. Более того, во многих штатах банки-нечлены ФРС не обязаны представлять регулярные отчеты о своей финансовой деятельности, необходимые для исчисления их резервов.
Группа коммерческих банков наиболее многочисленная и занимает ведущее место на финансовых рынках США. Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей части из ссуд. Меньшее место занимают инвестиции, причем они в большой мере состоят из вложений в государственные ценные бумаги, в основном в федеральные. Речь идет, в принципе, о депозитных банках, источниками ресурсов которых являются в основном депозитные вклады. Коммерческие банки осуществляют также краткосрочное финансирование торговли, платежный оборот, включая операции с чеками и кредитными картами и т.п.
Следует иметь в виду, что банковский акт 1933 года запретил коммерческим банкам приобретать акции промышленных и торговых компаний. Однако это отнюдь не означает, ликвидации сращивания банков с промышленными компаниями. Типичной формой такого сращивания является вхождение крупнейших банков и промышленных компаний в одни и те же финансово-промышленные группы. Тесные связи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляются через долгосрочные ссуды. Важную роль в сращивании крупных американских банков с промышленными и другими компаниями играют доверительные операции. Коммерческие банки лишены права покупать акции промышленных и торговых компаний за свой счет, но имеют право управлять имуществом этих компаний по доверенности своих клиентов; последние часто доверяют банкам право голоса на общих собраниях акционеров. По сути, это — своеобразная форма обхода запрета коммерческим банкам владеть акциями предприятий.
Еще в середине XIX в. в банковской системе США возникло особое звено в виде инвестиционных банков, специализировавшихся на размещении и купле-продаже ценных бумаг. В дальнейшем, до кризиса 1929—1933 гг., грани между инвестиционными и коммерческими банками все более стирались, так как коммерческие банки тоже стали принимать активное участие в эмиссии и размещении ценных бумаг и сами инвестировали крупные средства в эти бумаги. По закону 1933 года сферы деятельности коммерческих и инвестиционных банков были юридически разграничены. В современных условиях инвестиции банков состоят почти на 9/10 из ценных бумаг федерального правительства США, штатов и местных органов власти. Что касается ценных бумаг промышленных и других компаний, то их выпуском и размещением занимаются инвестиционные банки.
Инвестиционные банки осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами:
· гарантирование эмиссии ценных бумаг(операция андеррайтинг), когда банк гарантирует компаниям, выпускающим эти бумаги, их размещение, причем обязуется приобрести за свой счет те бумаги, которые сами компании не смогут разместить на рынке;
· непосредственное размещение ценных бумаг компаний.
В последнем случае инвестиционные банки покупают акции и облигации компаний, а затем размещают их на рынке. При этом инвестиционные банки широко используют средства, получаемые ими в ссуду от коммерческих банков, дляинвестиций в ценные бумаги. Таким образом, хотя сами коммерческие банки не имеют права покупать, например акции промышленных корпораций, однако косвенно — через ссуды коммерческих банков инвестиционным банкам — ресурсы коммерческих банков фактически инвестируются в эти акции.
Инвестиционный банк, строго говоря, банком не является, т.к. он не выполняет родовые банковские функции, прежде всего, принятие вкладов и кредитование. Это подчеркивается и тем, что контроль деятельности инвестиционных банков США осуществляется Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (Securities and Exchange Commission, SEC), а не ФРС. Инвестиционные банки стремятся к присутствию на всех наиболее популярных финансовых торговых площадках мира, в основном для удовлетворения запросов институциональных инвесторов.
Взаимно-сберегательные банки — разновидность кооперативных банковских учреждений в США, относящихся к категории некоммерческих. Они объединены в Национальную ассоциацию взаимно-сберегательных банков. В кредитной системе страны эти учреждения занимают третье место по объему депозитов. Взаимно-сберегательные банки возникли в начале XIX в. в целях мобилизации и поощрения мелких сбережений населения по типу доверительных сберегательных банков в Великобритании. Их особенность заключается в том, что они не имеют акционерного капитала. Первоначально внесенный капитал возвращается учредителям через какое-то время. Управляют ими советы доверительных лиц, которые официально получают вознаграждение. Средства мелких вкладчиков аккумулируются на открываемых сберегательных и инвестиционных счетах. По кругу выполняемых операций взаимно-сберегательные банки близки к коммерческим: практикуется предоставление потребительских и ипотечных кредитов, выпуск кредитных карточек, ведение чековых счетов. Активные операции взаимно-сберегательных банков сводятся к вложениям средств в акции, облигации корпораций, государственные ценные бумаги, недвижимость. Полученная прибыль используется для создания гарантированных фондов (10 - 15%) и выплаты процентов. Процентные ставки по депозитам во взаимно-сберегательных банках ниже, чем в коммерческих. Поскольку взаимно-сберегательные банки относятся к категории некоммерческих учреждений, к ним применяется льготный налоговый режим.
.
4. Особенности организации банковской системы США.
В отличие от других развитых стран, США имеют банковскую систему, состоящую из многих тысяч банков. Создается видимость, что в США отсутствует централизованная банковская система. Однако причина этого в том, что банковская филиальная сеть ограничена в США более узкими рамками, чем в других странах. В течение длительного времени американские банки вообще не имели права открывать свои филиалы; в дальнейшем (законами 1927 и 1933 годов) это право было им предоставлено, но с существенными ограничениями. Так, банки могут иметь отделения лишь в пределах данного штата, а в ряде штатов банкам вообще запрещено открывать отделения. И хотя число банковских отделений за последние десятилетия резко возросло, тем не менее число банковских филиалов во всей стране лишь в 1,5 раза превышает общее число всех банков. Однако за кажущейся распыленностью банковского дела в США скрывается доминирование небольшой группы гигантских банков.
Одно из проявлений концентрации банков в США — так называемая локальная концентрация, т.е. сосредоточение основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах, т.е. в распоряжении банков 5 штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания и Техас) находилось около 1/2 ресурсов всех американских банков; только в одном штате Нью-Йорк было сконцентрировано около 18% всех ресурсов банков — членов ФРС. Локальная концентрация сочетается с концентрацией банковских ресурсов в немногих крупных банках. Например, в августе 1972 года 160 крупных банков (из общего числа 13877 коммерческих банков), т.е. всего лишь 1,2% всех банков, обладали 57% совокупных активов и пассивов всех коммерческих банков страны.
Явное выражение концентрации банков в США — слияние банков. Число этих слияний сильно увеличилось после Первой мировой войны: в 1910—1920 годах произошли 1523 слияния, охватившие 2968 банков, а в 1921—1931 годах — 5094 слияния, охватившие 9538 банков. После Второй мировой войны общее число банковских слияний уменьшилось (с 1953 по 1970 год оно составило 2754), но ряд слияний крупных банков значительно усилил концентрационный процесс в банковской системе США.
Особенностью концентрации банков в США является то, что она выступает по преимуществу в замаскированных формах. Одной из форм скрытой концентрации банков является использование крупными банками ресурсов мелких через систему корреспондентских отношений. Крупные банки центральных городов США, вступая в корреспондентские отношения с множеством мелких провинциальных банков, получают фактически в свое распоряжение часть их ресурсов. Наглядным показателем этого служат межбанковские депозиты. Таким образом, через корреспондентские отношения крупнейшие американские банки увеличивают свои ресурсы. Формой скрытой концентрации банков является так называемая система переплетающихся директоратов, заключающаяся во взаимном участии директоров одних банков в управлении других. Важная форма скрытой концентрации банков в США — система банковских групп. Она состоит в объединении многих банков под контролем одной акционерной компании, приобретающей их акции и именуемой обычно холдинговой компании.
Особое место в структуре банковской системы США занимает Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКДС). Банки, чьи депозиты застрахованы ФКДС (почти все из банков США) уплачивают ФКДС ежегодную страховую премию в размере 12 центов на 100 долларов депозитов, вне зависимости от их происхождения. Предметом страховки является гарантия в 100 тыс. долл. на вклад. ФКДС придерживается позиции, что более крупные вкладчики банков способны сами адекватно оценивать и, соответственно, нести риск по своим вкладам. Норма же обязательного резервирования (5% от депозитов) не рассматривается как гарантия депозитов и скорее служит одним из инструментов монетарного регулирования со стороны ФРС. Контрольные требования ФКДС носят рекомендационный характер, однако, в качестве последней меры ФКДС может применить приостановку страхования депозитов с заблаговременным уведомлением всех вкладчиков банка. Очевидно, что применение этой меры означает незамедлительное банкротство банка. Как следствие, все рекомендации ФКДС превращаются в строго обязательные директивы.
Особая роль отводится ФКДС в назначении временной администрации банка и проведение процедуры банкротства. ФКДС может применить две процедуры: либо реализация с торгов активов банка и покрытие собственные расходов; либо выставление банка на аукцион с целью его слияния с другим банком. В этом случае ФКДС предоставляет банку-покупателю фонды, а банк-покупатель принимает на себя обязательства по обязательствам банка-банкрота. В любом случае происходит выплата вкладчикам банк-банкрота суммы депозита, но не более 100 тыс. долл. В результате подобной процедуры банкротство банка, как правило, не означает прекращение его деятельности как учреждения, а лишь смену владельца и управляющих банка.
Заключение.
Банковская система США относительно молода. На характер ее становления и развития наложили отпечаток общие особенности развития Америки: огромная территория без внутренних экономических барьеров, отсутствие влияния феодализма, как в Европе, и другие отличия «американского пути». Весь период существования банковских учреждений в США - это, в сущности, история борьбы анархического начала с попытками упорядочить и обезопасить кредитное дело, свести к минимуму риски сторон.
Банковская система США сформировалась под воздействием многократно уточняемого Закона о ФРС и принятого в 1980 году Закона о дерегулировании депозитных учреждении и монетарном контроле. Стержнем денежной и банковской системы США является ФРС.
Финансовая система США является одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. С течением времени инструкции, принимаемые на федеральном уровне, приобретали всё возрастающее значение, в то время как роль инструкций, принимаемых и устанавливаемых на уровне штатов, сокращалась. В США, как и в других развитых странах, наблюдается усиление государственного вмешательства в банковскую сферу. Правда, центральные эмиссионные банки страны (федеральные резервные банки) не являются собственностью государства. Однако управляет ими государство, они тесно связаны с Правительством США и вкладывают свои средства в основном в государственные ценные бумаги. С другой стороны, широкое кредитование бюджетного дефицита и государственного долга усиливает сращивание банков с государственными финансами и позволяет банкам влиять на денежную (и не только денежную) политику страны.