Постановка транспортной задачи по критерию стоимости.
Транспортная задача.
Транспортная задача — задача о наиболее экономном плане перевозок однородного или взаимозаменяемого продукта из пункта производства (станций отправления) в пункты потребления (станции назначения) — является важнейшей частной задачей линейного программирования, имеющей обширные практические приложения не только к проблемам транспорта.
Транспортная задача выделяется в линейном программировании определенностью экономической характеристики, особенностями математической модели, наличием специфических методов решения.
Простейшая формулировка транспортной задачи по критерию стоимости следующая: в т пунктах отправления находится соответственно единиц однородного груза (ресурсы), который должен быть доставлен n потребителям в количествах единиц (потребности). Известны транспортные издержки перевозок единицы груза из го пункта отправления в й пункт потребления.
Требуется составить план перевозок, т. е. найти, сколько единиц груза должно быть отправлено из го пункта отправления в й пункт потребления так, чтобы полностью удовлетворить потребности и чтобы суммарные издержки на перевозки были минимальными.
Для наглядности условия транспортной задачи представим в виде таблицы, которая называется распределительной.
Поставщик | Потребитель | Запас груза | ||
… | ||||
… | ||||
… | … | … | … | … |
… | ||||
Потребность в грузе | … |
Здесь количество груза, перевозимого из го пункта отправления в й пункт назначения, равно , запас груза в м пункте отправления определяется величиной , а потребность го пункта назначения в грузе равна . Предполагается, что все .
Матрица называется матрицей тарифов (издержек или транспортных расходов).
Планом транспортной задачи называется матрица , где каждое число обозначает количество единиц груза, которое надо доставить из го пункта отправления в й пункт назначения. Матрицу называют матрицей перевозок.
Общие суммарные затраты, связанные с реализацией плана перевозок, можно представить целевой функцией
(1).
Переменные должны удовлетворять ограничениям по запасам, по потребителям и условиям неотрицательности:
– ограничения по запасам (2);
– ограничения по потребителям (2);
– условия неотрицательности (3).
Таким образом, математически транспортная задача формулируется следующим образом. Даны система ограничений (2) при условии (3) и целевая функция (1). Требуется среди множества решений системы (2) найти такое неотрицательное решение, которое минимизирует функцию (1).
Система ограничений задачи (1) – (3) содержит уравнений с тп переменными. Предполагается, что суммарные запасы равны суммарным потребностям, т. е.
(4).
Признак разрешимости транспортной задачи.
Для того чтобы транспортная задача имела допустимые планы, необходимо и достаточно выполнения равенства
.
Различают два типа транспортных задач: закрытые, в которых суммарный объем груза поставщиков равен суммарному спросу потребителей, т.е.
и открытые, в которых суммарная производственная мощность поставщиков превышает спрос потребителей или спрос потребителей больше фактической суммарной мощности поставщиков, т. е.
или .
Открытую модель можно преобразовать в закрытую. Так, если , то в математическую модель транспортной задачи вводится фиктивный -й пункт назначения. Для этого в матрице задачи предусматривается дополнительный столбец, для которого потребность равна разности между суммарной мощностью поставщиков и фактическим спросом потребителей:
.
Все тарифы на доставку груза в этот пункт будем считать равными нулю. Этим самым открытая модель задачи преобразуется в закрытую. Для новой задачи целевая функция всегда одна и та же, так как цены на дополнительные перевозки равны нулю. Иными словами, фиктивный потребитель не нарушает совместности системы ограничений.
Если же , то вводится фиктивный -й пункт отправления, которому приписывают запас груза, равный
.
Тарифы на доставку грузов от этого фиктивного поставщика опять полагаем равными нулю. В матрице добавится одна строка, на целевую функцию это не повлияет, а система ограничений задачи станет совместной, т. е. станет возможным отыскание оптимального плана.
Для транспортной задачи важное значение имеет следующая теорема.
Теорема. Ранг матрицы транспортной задачи на единицу меньше числа уравнений, т. е. .
Из теоремы следует, что каждый опорный план должен иметь свободных переменных, равных нулю, и базисных переменных.
План перевозок транспортной задачи будем отыскивать непосредственно в распределительной таблице. Примем, что если переменная принимает значение , то в соответствующую клетку будем записывать это значение, если же , то клетку оставим свободной. С учетом теоремы о ранге матрицы в распределительной таблице опорный план должен содержать занятых клеток, а остальные будут свободные.
Указанные требования к опорному плану не являются единственными. Опорные планы должны удовлетворять еще одному требованию, связанному с циклами.
Набор клеток матрицы перевозок, в котором две и только две соседние клетки расположены в одной строке или в одном столбце и последняя клетка набора лежит в той же строке или столбце, что и первая, называется замкнутым циклом.
Графически цикл представляет собой замкнутую ломаную линию, вершины которой расположены в занятых клетках таблицы, а звенья расположены только в строках или столбцах. При этом в каждой вершине цикла встречается ровно два звена, одно из которых находится в строке, а другое в столбце. Если ломаная линия, образующая цикл, пересекает саму себя, то точки самопересечения не являются вершинами.
С набором клеток цикла связаны следующие важные свойства планов транспортной задачи:
1) допустимый план транспортной задачи является опорным тогда и только тогда, когда из занятых этим планом клеток нельзя образовать ни одного цикла;
2) если имеем опорный план, то для каждой свободной клетки можно образовать только один цикл, содержащий данную клетку и некоторую часть занятых клеток.
5.2 Построение исходного опорного плана