Внешний облик делового человека.

Лекция 7. Этикет деловых отношений.

Этикет и имидж делового человека.

Визитная карточка.

Этикет приветствий и представлений.

Внешний облик делового человека.

1. Под имиджемпонимают сформировавшийся образ делового человека (организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которое испытывают эмоционально-позитивное отношение, и наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию человека, к которому испытывают эмоционально-негатив­ное отношение. Многие индивиды от природы обладают привле­кательным имиджем, наделены обаянием. Взначительной степе­ни наше первоначальное впечатление о других людях складыва­ется по их внешним данным. Однако отсутствие внешней привлекательности не должно мешать созданию благоприятного имиджа. Обаяние — это не столько визуальная привлекательность, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям.

Обретение привлекательного имиджа не самоцель, однако ов­ладение им составляет весьма существенную личностную и про­фессиональную характеристику. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. При­влекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.

Имидж обладает следующими свойствами:

• имидж — это сознательное явление, он не существует толь­ко на уровне отдельного человека, т. е. объект должен быть известен какой-либо группе людей (партнеров, потребите­лей, клиентов и т. п.);

• благоприятный имидж должен иметь точный адрес, вы­зывать к себе интерес, привлекать определенные группы партнеров;

• имидж активен по своей сути, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность как отдельных людей, так и целых групп;

• имидж не является чем-то однажды заданным, сформирован­ным; он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизме­няются в соответствии с изменениями в самом себе;

• имидж должен быть пластичным, оперативно изменяться, откликаясь на экономические, психологические, социальные условия;

• имидж должен быть правдоподобным (соответствовать тому, что есть на самом деле или производить такое впечатление), в противном случае имиджу не верят, и он не достигает по­ставленной цели.

Имидж — это комплексное образование, складывающееся из многих составляющих. Хорошую репутацию приобрести трудно, на это уходят годы, а утратить ее можно мгновенно, и, зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или пись­мо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой форме. Для привлекательного имиджа важно все — и куль­тура речи, и манера одеваться, и интерьер офиса. И в прошлое, и в настоящее время невежды и грубые люди не обладали магией обаяния. Индивиду, имеющему дурной вкус, трудно рассчитывать на благоприятное впечатление. Самоуверенность и стереотипное поведение негативно влияют на восприятие другими людьми лич­ности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во всех странах кодекс поведения хорошо воспитанного человека включает, по меньшей мере, четыре основных правила: вежливость, естественность, достоинство, такт. Бизнес­мены всего мира практически единодушны относительно трех наиболее предпочитаемых, позитивных свойств возможного делового партнера — это компетентность, порядочность и надежность. Именно эти качества обеспечивают главное в деловых отношениях — их предсказуемость, возможность опереться на партнера, уверенность в его обязательности. Они высоко ценятся повсюду в мире, поскольку являются фундаментом незаменимого условия успешных, плодотворных деловых отношений — взаимного доверия. Как правило, симпатии людей приобретаются не только благо­даря врожденным качествам, но и умению себя преподнести. Де­ловой имидж все чаще специально проектируется в интересах человека или фирмы с учетом особенностей деятельности, внут­ренних достоинств, качеств и характеристик носителя имиджа.

Во многих случаях имидж — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильного выбора модели поведения.Модель поведения - целостный комплекс знаков (речевых, нере­чевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа. Модель воспринимается как единое целое. Например, ав­торитарное поведение включает безапелляционность суждений, категоричный тон, характерную жестикуляцию. Увидев человека, ведущего себя таким образом, можно предвидеть некоторые его реакции и поступки. Целостность модели нарушается, когда вхо­дящие в ее состав элементы противоречат друг другу (например, о печальной новости сообщается с иронической интонацией).

Выбор модели поведения — это воспроизводство таких вари­антов поведения, которые при повседневном общении помогают личности стать привлекательной.

Правильный выбор модели поведения осуществляется на осно­вании следующих критериев:

• нравственная безупречность (при всей склонности к субъек­тивному переживанию морали в обществе существуют об­щепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честность. справедливость и совесть);

• учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств;

• цель, которую ставит перед собой личность;

• самокритичная оценка существенных возможностей исполь­зования конкретной модели поведения.

Следование выбранной модели поведения не предполагает сте­реотипных действий, отсутствия в них темперамента, своеобразия мышления, привычек. В повседневной жизни модели поведения у разных людей воплощаются по-разному. Среди множества моделей имеются такие, которые становятся предметом специаль­ного изучения. В первую очередь, это этикетные модели (этикет).

Хорошее знание и выполнение норм этикета является одной из составляющих привлекательного имиджа.

Отношение к этикету у нарождающихся новых слоев деловых людей, деятельность которых связана с частным бизнесом и пред­принимательством, пока оставляет желать лучшего. Между тем, переход от первоначальных (часто криминальных или полукрими­нальных) форм рыночных отношений к цивилизованным будет все более актуализировать значение и выполнение и делового, и свет­ского этикета. Эта актуализация во многом будет стимулировать­ся развивающимися международными контактами отечественных предпринимателей. Психология западного бизнесмена запрограм­мирована на партнера, который вызывает доверие по тому, как он одет, причесан, на какой машине ездит, пунктуален ли он. Затем уже оцениваются другие параметры — верность своим обязательствами, квалификация, умение вести дело. За рубежом не существу­ет каких-либо сомнений в необходимости создания имиджа фирмы или делового человека, игнорирование правил этикета де­ловыми людьми в культурной деловой среде вызывает нега­тивное отношение.Чтобы международные контакты превра­тились в устойчивые связи, деловым людям необходимо при­нимать и соблюдать установленные «правила игры», основанные на деловом этикете.

2. Визитная карточка —небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напеча­таны основные сведения о ее владельце.

В странах с развитой рыночной экономикой (как Запада, так и Востока) визитные карточки играют важную роль в современном деловом этикете и в большинстве случаев заменяют любой документ, в т. ч. удостоверение личности. Постепенно визитные карточки вхо­дят в повседневную деловую практику и в нашей стране.

В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения определились две важнейшие их функции: представи­тельская и использование в качестве письменного послания.

При выполнении представительской функциинаиболее из­вестны следующие виды визитных карточек:

1. Карточка для специальных и представительских целей,на которой указывают фамилию, имя, отчество, полное название фирмы, должность, но не проставляют координаты — адрес и те­лефон. Такую визитную карточку вручают при знакомстве. Отсут­ствие адреса и телефона указывает на то, что владелец карточки не намерен продолжать контакт с собеседником.

2. Стандартная деловая карточка,на которой указывают фамилию, имя, отчество, место работы, должность, служебный телефон, телефакс (телекс). Вручение такой карточки свидетель­ствует о намерении ее владельца установить тесные взаимосвязи с представленным ему лицом. Номер домашнего телефона на стан­дартной деловой карточке обычно указывают лишь представите­ли творческих профессий, работающие большую часть времени в домашнем кабинете: Данный вид визитных карточек использует­ся исключительно в служебной сфере.

3. Карточка организации (фирмы),на которой указывают адрес, телефон, телефакс (телекс). С такой карточкой отправляют поздравления, подарки, цветы, сувениры по случаю знаменатель­ных дат. Наличие на карточке нескольких телефонов, номеров внутренней связи указывает на многочисленность ее персонала, а, следовательно, свидетельствует о ее солидности.

4. Визитные карточки для неофициального общения,на которых указывают фамилию, имя, отчество, иногда — профес­сию, почетные и ученые звания, но не проставляют реквизиты, подчеркивающие официальный статус. Разновидностью визитных карточек для неофициального общения являются совместные кар­точки супругов или «семейные» карточки, на которых указывают фамилию, имена и отчества супругов (первым обычно пишется имя жены), а также домашний адрес и телефон. Такие карточки прикладывают к подаркам, которые преподносят от имени мужа и жены, оставляют при совместных неофициальных визитах.

В России распространены визитные карточки с двусторонним текстом: на русском языке с одной стороны и на иностранном, чаще всего английском,— с другой. Однако предпочтительней отдельные комплекты с односторонними текстами на русском и иностранном языках. Использование визитки на родном языке делового партнера проявление уважения к нему. При этом важ­но, чтобы текст карточки подготовил профессиональный переводчик, поскольку название должностей, отделов, подразде­лений часто не имеют прямых аналогов. Удобство односторон­ней визитки проявляется и в том, что на ее оборотной сторо­не можно делать необходимые дополнения, пометки.

Если визитная карточка напечатана на иностранном язы­ке, фамилия и имя владельца пишутся полностью, а отчество обозначается одной заглавной буквой.

Визитная карточка — одна из составляющих имиджа фирмы, выражение и индивидуального, и корпоративного стиля, поэтому при ее оформлении целесообразно воспользоваться услугами про­фессионального дизайнера.

Размер и шрифт визитных карточек строго не регламентируют­ся. Располагать текст на визитной карточке принято вдоль длин­ной стороны. При оформлении деловых карточек сложились оп­ределенные стандарты. Так, имя руководящего сотрудника фирмы печатается в центре карточки, должность — более мелким шриф­том под именем. Название, адрес фирмы помещаются в левом нижнем углу. Номер телефона, телефакса — в нижнем правом. На деловой карточке сотрудника, который не занимает руководящей должности, в центре печатается название и адрес фирмы, в ниж­нем левом углу его имя, отчество, фамилия. Внизу справа — но­мера телефона, телефакса.

На карточке представителя государственного учреждения мо­жет быт изображен герб страны, а на карточке работника фирмы — фирменная эмблема.

Наиболее распространенный размер визитной карточки — 9x5 см. Значительные отклонения от этих размеров нежелательны — визитки большего размера не помещаются в стандартные визитницы (визиткарды) и специальные кармашки бумажников.

Визитные карточки печатаются на плотной мелованной бума­ге. Классическим вариантом считается визитная карточка белого цвета со строгим черным шрифтом, хотя в настоящее время дело­выми людьми, кроме дипломатов, при оформлении визитных кар­точек используется и другие цвета.

Рекомендуется заказывать, визитные карточки комплектом не менее 200—300 штук (меньше — быстро разойдутся, больше — могут оказаться непригодными при изменении статуса владельца или его координат).

При проведении мероприятий типа симпозиумов, конференций и т. п. используют большие визитные карточки — бейджи с указанием имени, фамилии, ученого звания, должности, орга­низации, учебного заведения или научного центра. Бейджи прикалывают на левой стороне груди и носят только в здании, где проходит мероприятие.

При выполнении функции письменного посланияв настоящее время в левом верхнем или нижнем углу визитной карточки простав­ляются установившиеся в международном протоколе обозначения (начальные буквы соответствующих французских слов), указываю­щие на повод, по которому посылается карточка, а именно:

p.f. — поздравление с праздником (p.f. N.A — поздравление по случаю Нового года);

р.г. — выражение благодарности;

p.f.c.— выражение удовлетворения знакомством;

р.с. — выражение соболезнования;

р.р.р.— выражение соболезнования с готовностью помочь;

p.p.— для заочного представления;

р.р.с.— при прощании вместо личного визита (например, в случае длительного отпуска или окончательного отъез­да из страны пребывания).

На визитные карточки с буквами р.г., р.р.с.принято не отве­чать. В ответ на визитные карточки с буквами р.с, p.f., р.р.р.по­сылают свою визитку с буквами р.г., т. е. благодарят. На визитку с сокращениями p.p. ответ дается в адрес представляемого лица визитной карточкой без подписи. Это означает, что представление принято и можно налаживать личные контакты.

На визитных карточках могут быть и другие надписи, краткие сообщения на родном или иностранном языке. В таких случаях текст пишется в третьем лице, подпись не ставится.

С визитной карточкой посылают цветы, подарки и т. п. Если визитная карточка прилагается к подарку, ее вкладывают в короб­ку с подарком или в букет цветов. Если цветы посылаются по слу­чаю похорон, никакой приписки на карточке делать не следует.

Визитная карточка иногда используется в качестве приглашения на неофициальный прием (завтрак, ланч, коктейль и др.). В этом случае вверху пишут фамилию, имя и отчество приглашенного, а внизу — место, число и время проведения приема.

При изменении адреса новую визитную карточку вместе со старой отправляют по почте своим знакомым. Визитные карточки никогда не подписывают, дата на них не проставляется. На визитных карточках, посылаемых в одном конверте не­скольким лицам, работающим вместе в одном учреждении, фирме или посольстве, в верхнем левом углу каждой карточ­ки карандашом или ручкой пишется фамилия лица, которо­му она адресована. Водном конверте на имя одного лица могут быть посланы визитные карточки от разных лиц.

Визитные карточки, завозимые владельцем непосредственно, загибаются с правой стороны (загнутый угол означает личное по­сещение); посылаемые визитные карточки не загибаются.

На визитные карточки ответ полагается давать визитной карточкой в течение 24 часов после их получения.

Обмен визитными карточками — обязательный атрибут первой личной встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и в неофициальном общении млад­ший по возрасту первым вручает визитную карточку старшему. При деловой встрече с иностранными партнерами первыми визит­ные карточки вручают хозяева. Обмен визитными карточками ве­дется строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации.

При вручении визитной карточки произносят вслух свою фа­милию, при получении — фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильного произношения.

При вручении визитных карточек принято обмениваться легки­ми поклонами. Представителям ближневосточных стран карточ­ку принято вручать правой рукой, в странах Азии, в частности в Японии — обеими руками. Принимают визитные карточки правой рукой или обеими руками.

Если деловой человек, находясь в другой стране или городе, хочет быть представленным определенному лицу, он может вос­пользоваться своей карточкой и карточкой другого делового человека (посла, консула, бизнесмена), который хорошо знаком с тем, с кем данный человек хочет познакомиться. Тогда свою кар­точку и карточку посредника с надписью p.p. отправляют по по­чте или отвозят сами в офис. Инициатору знакомства положитель­ный ответ на его послание отправляют по указанному им адресу визитной карточкой без надписей. После этого можно позвонить и договориться о встрече.

Деловому человеку рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти своих визитных карточек. Наличие визитной карточки у сотрудников фирмы помогает общению с партнерами в соответствии с общепринятыми международными нормами делового этикета.

Визитная карточка представляет собой «портрет» конкретной личности, так что обращаться с нею надлежит очень аккуратно.

Анализ визитной карточки (такая работа во многих фир­мах ведется постоянно) может дать дополнительную информа­цию о статусе ее владельца, организации, которую он пред­ставляет.

3. Этикет приветствий и представлений —совокупность пра­вил первоначального межличностного взаимодействия, каса­ющихся внешнего проявления отношения к людям.

При всей кажущейся простоте правил взаимных приветствий и представлений они требуют определенных знаний и достаточ­ного внимания. В современном деловом этикете выработаны не­которые правила относительно знакомства и приветствий в зави­симости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку.

Одно из условий успеха в профессиональной деятельности — это создание в глазах потенциального партнера образа уверенно­го в себе человека, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими поступками недоумения.и пренебрежительной усмешки.

Следует помнить, что наша ответственность за собственное поведение усиливается при широком и активном развитии меж­дународных контактов. В этой ситуации на нас смотрят как на представителей страны и ее народа; и по нашим поступкам очень часто судят о них. Поэтому необходимо усвоить правила поведе­ния, принятые во всех странах. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.

Вежливость предполагает прежде всего приветствие, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Первич­ное правило приветствия состоит в том, что в любой ситуации оно должно показывать вашу расположенность и доброжелатель­ность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку. Важным элементом вежливости в деловой жизни является представление. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Этикет предусматривает определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным.

Такой элемент приветствия как рукопожатие пришел к нам из глубины веков. В свое время он демонстрировал отсутствие оружия в руке. В настоящий момент рукопожатие является до­статочно ответственным проявлением взаимного расположе­ния людей друг к другу и требует тактичности в сочетании с естественностью.

В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации, имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия. Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в ука­занных действиях. Для наглядности отображения права или обя­занности «первого шага» кого-либо из сотрудников в некоторых наиболее характерных ситуациях приведена табл.

N п/п Ситуация или вариант встречи сотрудников Должен быть первым при:
приветствии руко­пожатии представ­лении
1. Мужчина Женщина + + +
2. Старший по возрасту Младший по возрасту + + +
3. Старший по должности Младший по должности + + +
4. Проходящий мимо группы Стоящий в группе + + +
5. Входящий в комнату Находящийся в комнате + + + +
6. Обгоняющий идущего +    
7. Руководитель делегации, входящей в комнату Руководитель делегации, находящейся в комнате + + +

Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существу­ют еще и правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении деловых людей. Существуют как историчес­ки наработанные, так и заимствованные стандартные речевые обо­роты, используемые для знакомства и приветствия. Так, например, вместо обращения по половому признаку или слова «товарищ», все большее распространение получает обращение «дамы», «господа», «судари», «сударыни». Это исконно русские слова, и они отража­ют ту необходимую степень уважения и вежливости, которая со­ответствует современному деловому этикету.

При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение име­ни и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отно­шению к вам подчиненное положение.

Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными фразами: «Как дела?» — «Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все обстоит хорошо» — «Спасибо, да».

Вербальный этикет допускает так же применение различных психологических приемов, таких как, например, форм напут­ствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встре­титься».

В речевом этикете деловых людей также большое значение имещт комплименты — приятные слова, выражающие одобре­ние, положительную оценку деятельности, ума делового партне pa. С этой точки зрения комплимент — не механизм лести, в необходимая часть речевого этикета, особенно, если деловой партнер — женщина.

Следует сделать некоторые замечания относительно рукопожатия.

Все чаще используется рукопожатие в качестве приветствия или прощания с женщиной, но здесь возможны модификации по срав­нению с мужским вариантом. Как правило, инициатором рукопо­жатия должна быть женщина. Исключение из правил составляет ситуация, когда мужчина намного старше женщины по возрасту или по служебному положению. В этом случае он может подать руку первым.

Хотя рукопожатие и стало привычным и стандартным ритуа­лом, оно может передать отношение людей друг к другу.

Первый вариант — вы чувствуете, что человек как бы домини­рует над вами, т. е. пытается вами управлять и надо быть с ним поосторожнее. Это происходит потому, что его рука направлена вниз по отношению к вашей руке и вы чувствуете довольно силь­ное давление. Как правило, такой человек первым протягивает руку для рукопожатия.

Второй вариант — человек протягивает руку так, что его ла­донь смотрит вверх и таким образом он дает вам понять, что го­тов подчиняться и признает ваше лидерство.

Третий вариант — руки движутся параллельно друг к другу и вертикально по отношению к плоскости пола. Давление ладоней также примерно одинаковое. Это отношения равенства, партнерства.

4.Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Решение о приеме на работу зависит от внешнего вида соискате­ля. Если он одет неподобающим случаю образом, то вряд может рассчитывать на успех. Выбор одежды обусловлен сферой пред­стоящей деятельности и должностью: так, одежда банкиров отли­чается консерватизмом, который не приветствуется в творчес­ких кругах.

«Встречают по одежке, провожают по уму», — гласит народная мудрость. Многие люди это правило очень часто игнорируют. Однако сознательно или неосознанно, но мы судим об окружающих по их внешнему виду.

Встречая человека в первый раз, мы судим не только о том, как он одет, как выглядит, но и о том, кто он. И наоборот, зная, с каким человеком нам предстоит познакомиться, мы можем мыс­ленно представить его себе. Полагая, что каждая категория лю­дей выглядит определенным образом, и, видя человека, соответ­ствующего этим представлениям, мы автоматически относим его к той или иной категории. А потом ждем от него определенных поступков, соответствующего поведения.

Следует помнить, что внешний облик делового человека — это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера ко­стюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, рес­пектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства считается в западном бизнесе весьма неэтичным явлением.

Служебная обстановка накладывает определенные требова­ния к внешнему облику делового человека. В мире моды дав­но сложилось определенное понятие — «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консер­вативным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле слова (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), дело­вой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:

• единство стиля;

• соответствие стиля конкретной ситуации;

• разумная минимизация цветовой гаммы (так называемое «правило трех цветов»);

• сопоставимость цветов в цветовой гамме;

• совместимость фактуры материала;

• сопоставимость характера рисунка в различных компонен­тах одежды;

• соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма.

Необходимо отметить, что главное правило, которое нуж­но стремиться выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах — общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно зас­тавить вашего партнера думать, что столь же аккуратны вы будете и в делах.

Таким образом, мы можем использовать наш имидж для дости­жения наиболее благоприятного впечатления у окружающих еще на этапе знакомства, когда нет возможности проявить свои интеллек­туальные и иные способности. По данным некоторых исследований, 55% впечатлений, которые мы производим на других людей, опре­деляются тем, что они видят (цвет кожи и волос, внешний вид, поза, мимика и жесты, выражение лица, характер зрительного контакта); остальные 45% впечатлений определяются тем, что люди слышат (смысловая нагрузка речи, ее темп, высота голоса, ясность речи, про­изношение и т. п.).

Разумеется, конкретная ситуация требует соответственных реше­ний, но существуют общие этические правила, придерживаясь кото­рых, мы будем адекватно восприниматься окружающими, а наш образ будет работать на нашу карьеру и на общий позитивный имидж той организации, которую мы представляем.

Даже очень качественные, дорогие и модные вещи могут смот­реться безвкусно, если вы не соблюдаете условие единства стиля. Ваш костюм и аксессуары должны сочетаться не только по цветовой гам­ме и фактуре материала, но и выглядеть единым стилистическим целым. Нельзя смешивать в одном костюме «силовой» и «доступный» или спортивный и сугубо деловой стиль.

«Властный», или «силовой», стиль одежды (темный костюм с прямыми «жесткими» плечами, белая рубашка, традиционный неяр­кий галстук, туфли-мокасины) соответствует ситуации ответственно­го совещания или важных переговоров. Однако, если необходимо создать непринужденную атмосферу и устранить дистанцию, лучше использовать «доступный» стиль, например менее строгий серый костюм с «мягкими» плечами.

Если перед вами стоит проблема слишком «сурового» или слиш­ком «мягкого» стиля одежды, попытайтесь решить ее с помощью цвета. Темный деловой костюм можно «оживить» светлой (но не белой) рубашкой или чуть более ярким, чем обычно, галстуком. Костюм в «доступном» стиле можно выдержать в одной цветовой гамме приглушенных тонов, тогда он будет смотреться более офи­циально.

Обычно одежда зависит от стиля жизни и места работы. В таких отраслях, как финансы, юриспруденция, политика, бух­галтерский учет, консалтинг, ношение строгой одежды имеет

практически обязательный характер. В других отраслях, напри­мер, в средствах массовой информации или рекламе, допустима гораздо большая свобода.

На собеседовании, по результатам которого будет принимать­ся решение о замещении вакантной должности, внешний вид дол­жен говорить о том, что вы легко вольетесь в, ряды сотрудников организации, поскольку вам присущ корпоративный имидж (а следовательно, вы высоко ставите и корпоративные ценности).

Стремясь получить продвижение по службе, оденьтесь так, как одевались бы для выполнения той работы, которую хотите по­лучить. Таким образом начальство скорее может представить вас на этой должности.

Детали одного костюма должны также удовлетворять такому требованию, как совместимость, т. е. соответствовать друг дру­гу по следующим параметрам:

• расцветка (детали костюма не должны резко контрастиро­вать друг с другом, недопустимо соединение «несочетае­мых» цветов, таких, например, как ярко-красный и ярко-зеленый, если этого не требует ситуация или униформа), ра­зумнее всего соблюдать правило «трех цветов»;

• фактура материала (предметы костюма не должны быть из­готовлены из ткани явно разной фактуры и плотности, на­пример, из тяжелой шерсти и шелка);

• сезонность (легкие летние брюки и юбки рядом с тяжелыми зим­ними пиджаками и жакетами будут смотреться неуместно).

Наиболее важный цвет — тот, который находится ближе к лицу. Сорочки, блузы, галстуки, шейные платки должны быть таких оттенков, которые подходят не только к цвету костюма, но и к вашему лицу и украшают его.

Желание выразить свою индивидуальность (а сделать это прежде всего можно с помощью одежды) и в то же время под­держивать определенные стандарты, требует нахождения точной грани между стремлением проявить себя и соответствием окру­жающей обстановке.

Одним из важнейших аксессуаров общего делового костюма яв­ляется обувь. Поэтому ни в коем случае нельзя забывать о ее каче­стве — старая неаккуратная обувь может испортить впечатление даже от вполне приличного костюма. Более того, дорогая ухоженная обувь может отвлечь внимание от дешевой одежды. Для делового человека аксессуары часто имеют функциональное значение: в портфеле лежат необходимые документы, часы помога­ют правильно рарпоряжаться временем. На эти аксессуары люди об­ращают внимание потому, что они используются постоянно.

Слишком большое количество аксессуаров делает внешний вид человека суетливым и может отвлекать внимание. Впечатле­ние должны производить результаты работы, а не то, что у вас в руках. Следите за тем, чтобы все мелочи были функциональны.

В то же время не следует забывать, что иногда именно детали «логически завершают» ваш имидж. Тем более, что в последнее время такие вещи, как часы, очки, ручки стали не столько «сред­ствами производства» делового человека, сколько символами его благосостояния. Отсутствие их или замена дешевыми аксессуа­рами будет заметна не меньше, чем отсутствие галстука. С дру­гой стороны, наличие излишне ярких, вычурных аксессуаров или ' иных деталей в одежде может дать отрицательный эффект, ког­да ваш собеседник все внимание уделяет тому или иному элементу вашего внешнего облика в ущерб восприятию общего позитив­ного образа, включая те суждения, которые вы произносите. Де­тали вашей одежды должны способствовать, а не мешать общему восприятию вас как квалифицированного специалиста и приятно­го собеседника.

Если человек имеет «ухоженный вид», то он словно излучает положительную самооценку, что автоматически увеличивает шансы на высокую оценку его окружающими.

Необходимость появляться на работе внешне аккуратным и хорошо одетым каждый день обусловлена тем, что коллеги и на­чальство склонны, как правило, распространять вашу внешнюю аккуратность и на рабочие качества, такие как ответственность, порядочность, обязательность и аккуратность в делах.

Кроме того, выполнение правил этикета внешнего облика го­ворит об уважений человека по отношению к окружающим его людям.