Аравия до ислама

Ислам

Введение

Ислам – самая молодая и динамично развивающаяся мировая религия. Слово ислам означает «покорность (Богу)»; муслим (мусульманин) – «(тот), кто подчиняется (Богу)». Пророк Мухаммед, основатель ислама, провозгласил его как неискаженный монотеизм, обращенный к почитанию единого Бога Аллаха. Ислам исходит из того, что каждый человек может исправить себя покорностью Богу, и если будет следовать мусульманским традициям и законам, исправит себя и станет «другом Божьим». Человек свободен или принять, или отвергнуть истинную веру, но, приняв ее, он обязан жить по законам шариата. Нормы, необходимые для религиозной жизни, вживляются в ткань государства и становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека.

Ислам, возникнув в седьмом веке на Аравийском полуострове, к настоящему времени он распространился на все континенты. Он доминирует на Среднем Востоке, в кавказском регионе, в Малой и Южной Азии, в Северной и Восточной Африке. Количество последователей превышает 1,2 миллиарда человек. Быстрый количественный рост обеспечивается не только естественным приростом населения в исламских странах, но и его распространением там, где ислам не являлся традиционной религией. Очень сильна и политическая активность этой религии, что делает процесс исламизации одной из заметных тенденции современного мира.

В нашей стране ислам берет свое начало с десятого века и сейчас является второй после православия религией по числу последователей. Религиозная, социальная и политическая активность мусульман делает эту религию важнейшим явлением в современной России.

 

Аравия до ислама

Аравийский полуостров в V – VI веках в основном был населен бедуинами, ведущими кочевой образ жизни. Наименование «араб» можно перевести как «кочевник», «житель пустыни». Согласно библейской и коранической традиции, и представлениям самих арабов, они происходят от первого сына Авраама – Исмаила. Арабские племена придерживались традиционных для язычества верований в большое количество мужских и женских богов. Почитались и природные явления: дождь, гром. Все они носили подчиненный характер по отношению к верховному божеству, который обычно считался творцом мира и людей, покровителем племени, дарителем дождя. Богам отводилась священная территория, где находился бейт-эль (дом бога), считавшийся одновременно жилищем и земным воплощением божества. Это были обычно скала, дерево или грубо обработанный камень. Иногда вокруг бейт-эля возводилось здание кубической формы – кааба (куб).

Особым почитанием пользовалось святилище, расположенное в городе Мекка. В Каабе города Мекки божество почиталось в виде «черного камня». Камень – оплавленный метеорит был вмурован в восточный угол здания. Согласно мусульманскому преданию, он был принесен ангелом Джибраилом из рая Адаму, после его раскаяния, который и положил начало Каабе. Камень был вделан в стену – Ибрахимом (Авраамом), установителем хаджа, восстановившему со своим сыном Исмаилом (родоначальником арабов) святилище, разрушенное всемирным потопом. Первоначально камень, как говорят мусульмане, был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновений многочисленных грешников.

В доисламский период Кааба была окружена многочисленными изображениями местных божеств, центре помещался идол божества Хубала. Местные боги, по-видимому, не были объединены в единый общий пантеон. У каждого племени был свой почитаемый бог-покровитель, но мекканская Кааба становилась всеарабским языческим центром поклонения. Мекка и ее окрестности являлись местом паломничества в великий годовой праздник хадж – время перемирия бедуинских племен, когда прекращались все набеги и стычки. К середине V века племя курейшитов, которое вело практически оседлый образ жизни, полностью установило контроль над городом и святилищем.

В числе арабских божеств, почитаемых язычниками, был и Аллах. Это название произошло от слова ал-илах, то есть, «бог». Согласно упоминаниям Корана, арабы-язычники к помощи Аллаха прибегали преимущественно на море. Большую роль в религиозных представлениях арабов играли джинны и шайтаны, которые были посредниками между миром людей и миром богов.

С IV–V вв. в Аравии значительно распространился иудаизм, который исповедовали не только евреи, оказавшиеся в «рассеянии», но и ряд арабских племен. В этот же период происходит знакомство с христианством, по преимуществу монофизитского и несторианского толка. Известно, что северное арабское письмо, которым был записан и Коран, было создано христианскими миссионерами за столетие до появления ислама. На знакомство арабов с христианской и иудейской проповедью указывают в дальнейшем и библейские параллели в исламе.

Помимо указанных религиозных групп, в доисламской Аравии существовали также ханифы – арабские аскеты, искатели и почитатели единого истинного Бога, не принадлежащие ни к одному определенному вероисповеданию. Какого-то единого течения с определенной идеологией они не представляли. Среди искателей и проповедников истины, были также лица, выдававшие себя за пророков – наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась им верховным Богом. На этом фоне появление Мухаммеда и основные черты его проповеди не были чем-то уникальным.

Но мусульманские богословы оценивают этот период как время «джахилийа» (невежества, неверия), который заканчивается лишь приходом пророка.