ЛЕКЦИЯ 25. ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

то этот стимулятор на память действует плохо. Память должна быть заинтересована в предмете. Предмет, взятый для запоминания, должен быть такой, чтобы ради него стоило работать. Если такая потребность создана, после этого нужно структурировать материал, хотя он вам уже дан. Очень интересно, что эта знаменитая марксов-ская страница написана сплошным текстом, даже без красных строк, а между тем в ней четко выделяется очень жесткая смысловая схема. Вначале он указывает на то, что составляет экономическую структуру общества, его базис, потрм говорит, что эта структура не остается постоянной, а на определенной ступени развития общества производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями. Вот почему общество не стоит на месте, вот почему возникают внутренние противоречия.

Потом следует целый абзац о социальной революции, о том, как следует анализировать такие эпохи. Приведены знаменитые слова: как нельзя об отдельном человеке судить даже по тому, что он о себе думает, а не только по тому, что он о себе говорит, так нельзя и об эпохе судить по ее сознанию, наоборот, ее сознание можно объяснить материальными противоречиями, реальным конфликтом.

Затем — знаменитое указание на то, что общество ставит себе только те задачи, для решения которых есть материальные условия. Затем — очень краткое перечисление всех существовавших способов производства. Затем — характеристика буржуазного способа производства как последней эпохи антагонистических производственных отношений, указание на то, что это не личностный, а общественный антагонизм

После того как вы провели подобное смысловое разделение, вы должны переписать эту страницу заново, выделить красными строками абзацы. И вот когда вы эту задачу структурирования материала выполните, можно переходить к основной задаче — буквальному воспроизведению. Вы делаете это таким образом, что, имея перед собой схему, ориентировочную основу действия воспроизведения, вы затем пытаетесь воспроизвести сначала маленький отрезок, не глядя на текст, потом смотрите, так ли вы воспроизвели или не так. И если не так выразили ту же мысль, но другими словами, вы rie должны просто отбросить эту ошибку, а должны установить, в чем же детальная разница между тем, что вы сказали, и тем, что сказано в оригинальном тексте, т е. ошибки нельзя отбрасывать, их нужно

ЕТгП


EEfl

использовать для более тонкой дифференциации оттенков смысла. Тогда вы уже повторяете фразу с учетом этого особенного оттенка, который вы выделили и подчеркнули при исправлении своей прежней ошибки. Так вы и действуете: постепенно, абзац за абзацем восстанавливаете всю тончайшую ткань произведения. Любого произведения — словесного или музыкального.

Таким образом вы проводите анализ этого произведения до мельчайших оттенков любого выражения: почему у автора сказано так, а не иначе, хотя иногда кажется, что иначе сказать было бы лучше. Но это вы так думаете, а автор думал иначе. Все здесь идет по той же схеме. Ведь вьшмеете текст и схему текста. Вы восстанавливаете текст вначале по схеме, затем вы схему закрываете, но отчетливо имеете ее в виду. И так до тех пор, пока восстановление не начнет идти быстро, и вы уже не думаете о схеме, но действуете по ней же; т. е. здесь мы видим ту же самую процедуру поэтапного формирования, в конце которого ориентировочная основа, созданная как самостоятельный момент, из вашего сознания исчезает, и у вас происходит свободное, как бы автоматическое воспроизведение основного текста, т. е. в конце получается то, чего мы ошибочно хотим добиться в самом начале.

Например, с детьми надо выучить стихотворение «Буря мглою небо кроет» Прочитали выразительно стихотворение и начали его обсуждать. Почему у Пушкина сказано «мглою», и что такое «мгла», а почему не сказать «тьмою»? Рифма-то не нарушится?! И вот после массы таких вопросов, «философских проблем» по всему стихотворению вдруг оказывается, что стих выучился всеми сам по себе Вроде бы сам по себе' Ведь это и есть проработка и общего смысла, и структуры произведения, и оттенков употребленных выражений Это приводит к тому, что от любого кусочка произведения вы можете двигаться по строго определенным линиям к воспроизведению кусочка за кусочком всей картины.

Если память понимать таким образом и понимать, что то, что обычно выступает как память, есть конечная автоматизированная форма определенного предметного действия, тогда становятся понятными такие явления, как профессионализация памяти, когда у людей оказывается очень хорошая память на свой материал и плохая память на совершенно простые вещи из другой области, если они не имеют явных и осмысленных связей с нашим прошлым