ЛЕКЦИЯ 24. ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Другой пример — дрессировали пчел. На стол клали картофель, на нем рисовали всякие геометрические фигуры и на некоторые из них ставили баночки с медом. Хотели посмотреть, можно ли выдрессировать пчел на запоминание рисунков. Оказалось — очень трудно. Но когда геометрические фигуры заменили рисунками цветов, пчелы это «поняли» очень быстро. Рисовали ромашку, ставили на нее чашечку с медом, и через несколько раз пчела летела на этот рисунок, хотя меда там уже не было, его убрали. А ведь рисунок ромашки куда сложнее треугольника. Оказывается, дело не в сложности, а в жизненной значимости.

Значит, мало того, чтобы была потребность, мало того, чтобы был сигнал, предупреждающий о подкреплении, нужно еще, чтобы животное могло проследить связь между сигналом и подкреплением.

Интересны и такие опыты. Они проводились в последние годы жизни Павлова. Эти опыты говорили о том, что без всякого другого подкрепления (как говорил Павлов, без делового подкрепления), а на одном только ориентировочном подкреплении можно поддерживать рефлекс, можно образовать новую прочную нервную связь. Опыт ставился таким образом: на стол ставилась собака, перед ней зажигалась лампочка, а сбоку раздавался звук. И вот загоралась лампочка, потом — звук. Через очень короткое время собака начинала смотреть на лампочку еще до ее загорания, а затем на то место, откуда должен был исходить звук.

Как будто бы образовалась новая связь. Но так как вообще этот ориентировочный рефлекс быстро угасает, если не подкрепляется, а в опыте никакого подкрепления не было, то надо было место источника света вовремя менять (то ближе, то дальше, то немного в сторону, то он сплошной, то мигающий), то же самое делали и со звуком, т. е. все время чуть-чуть меняли оба безразличных раздражителя. Таким образом сохраняли рефлекс все время живым. Но внешнее поведение — это еще малое доказательство, нужно было доказать, что действительно в мозгу животного образуется новая связь.

Был проведен такой контрольный опыт. Описанный выше опыт — это первая часть опыта. Вторая часть заключалась в том, что на свет давалась подкормка, через некоторое время при загорании света у собаки начинала выделяться слюна. После этого давалась контрольная серия. Она заключалась в следующем — животному давался звук, который никогда не был связан с выделением слюны,

Ш1


ЕИП

И вдруг после этого звука у животного начинала течь слюна. Почему? Потому, что в мозгу животного звук связан со светом (в первой серии), а свет связан со слюновыделением (вторая серия). И вот когда мы даем звук, то по установленной в мозгу связи раздражение идет к центру света, а оттуда уже к слюноотделению. Таким образом объективно было доказано, что безо всякого подкрепления, только на ориентировочном рефлексе, если его поддерживать живым, можно образовать новую и очень прочную связь. А с другой стороны, если вы даете очевидную для вас связь раздражителя и подкрепления, а животное не может установить связь между ними, никакой связи не образуется. Значит, можно сказать так: важнейшими условиями образования того, что обычно называется грубо следом от падающего впечатления, будет увязка этого впечатления с чем-то другим, что является значительным для организма, и через это подкрепление — отношение к потребности. Значит, здесь выделяются два момента: наличие потребности и наличие соответствующей ориентировочной деятельности, которая устанавливает связь между сигналом и подкреплением, тем, что имеет значение для этой потребности.

Очень важно понимать, что такое потребность. Когда мы имеем органические потребности, нам кажется, что этоу самого организма возникают какие-то побуждения. Это не так. Потребность— это отражение системыусловий, вэтой системе должен быть найден какой-то ответ на эту систему условий. Органическая потребность — это только частный случай. А в общем потребность всегда есть отражение некоторой задачи, где есть условия, есть так или иначе сформулированный вопрос о том, чего недостает и что должно ответить на требование этих условий.

Система этой потребности чрезвычайно избирательна. Если вы хотите, чтобы запомнилось что-то, нужно создать потребностьименно вэтом, ане в чем-то другом, пусть даже подобном. А частобывает так,что ребенок учит, допустим, что-то по грамматике непотому, что она его интересует, а потому, что он или боится наказания за невыученное, или хочет получить награду за выученное, т. е. ради чего-то другого. Это очень плохо. Наоборот, необходимо создать потребность в том, что должно быть выучено Если такая потребность создана не будет, запомнить что-то будет очень трудно. Надо создать потребность адекватную предмет}7 запоминания.