Вопрос: Следы транспортных средств

Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного взаимодействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге связанные с движением транспорта.

В результате криминалистического исследования такого рода следов представляется возможным установить: тип, марку и модель транспортного средства, его конкретный экземпляр, а в ряде случаев скорость движения, степень нагруженности и характер перевозимого груза. Как и следы других объектов трасологического исследования следы транспортных средств могут быть объемными и поверхностными, статическими и динамическими, окрашенными и бесцветными, следами наслоения и отслоения. Что касается их внешнего строения, то характер этого параметра предопределяется характером внешнего строения следообразующего объекта.

С учетом этого следы транспортных средств принято подразделять на:

следы ходовой частиколесного, гусеничного транспорта и саней. Они различаются по механизму образования и внешнему строению следообразующего объекта;

следы колес,образованные в покое или при свободном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (например, при движении юзом), к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы.

По следам колес можно определить вид транспортного средства, его марку и модель.

Тип и модель шины определяются путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин.

Следы гусеницобразуются траками, составляющими гусеницу. Они остаются в виде двух полос, расстояние между центрами которых соответствует ширине колеи. По следам траков можно определить тип и модель трактора и произвести его идентификацию

Следы полозьевостаются при движении гужевых саней или аэросаней. Следы полозьев - это следы скольжения, образованные плоскостью, поэтому их идентификационное значение не так велико, как следов колес или гусениц.

Следы неходовой части транспортных средствостаются при наездах, столкновениях и задевании движущимся транспортом неподвижных предметов. Своеобразие этих следов заключается в том, что их возникновение на следовоспринимающем предмете сопряжено с образованием следов и на самом транспортном средстве. Взаимообразование следов позволяет их использовать для розыска скрывшегося с места происшествия транспортного средства и для реконструкции обстановки места происшествия по расположению следов на объектах соударения. Эти следы, будучи образованы различными составными частями кузова или, наоборот, на кузове, как и всякие другие следы отображения, могут быть использованы для установления групповой принадлежности или идентификации оставившего их транспортного средства или того предмета кото­рый оставил следы на транспортном средстве.

Как правило, факт взаимного контакта достоверно устанавливается на основании совпадения общих трасологических признаков: характера и зоны деформации, размеров и общей формы следов, консистенции следов-наслоений и т.д.

Следы на предметах, отделившихся от транспортного средства,
возникают при отделении его частей и деталей, которые могут быть использованы для розыска и установления скрывшегося с места происшествия транспортного средства.

Принадлежность установленной детали той или иной марке или модели транспортного средства определяется на основании справочных данных. Основанием для вывода о том, что задержанное транспортное средство скрылось с места происшествия, является отсутствие на нем найденной на месте происшествия детали или части. Для установления принадлежности отделившейся части транспортному средству проводится трасологическое исследование следов излома или следов отображений на отделившейся детали или транспортном средстве.

Различные материально фиксированные изменения (по которым можно судить о направление движения транспорта) остаются на дороге. Определение направления движения транспорта производится по признакам колес и другим отображениям. Следы, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются в протоколе дорожно-транспортного происшествия.

При их описании указывается:

1. характер дорожного покрытия;

2. вид следа;

3. ширина колеи и взаимное расположение следов;

4. рисунок протектора;

5. наличие форма и размеры отобразившихся дефектов шин;

6. расположение следов неходовой части и их признаки.

В зависимости от качества дорожного покрытия образуются поверхностные или объемные следы транспортных средств. Следы наслоения чаще всего остаются на асфальтовом покрытии от колес транспортного средства, выехавшего с проселочной доро­ги. В этом случае частицы грунта переносятся протектором шины на дорожное покрытие. Объемные следы образуются на мяг­кой поверхности (заснеженной, проселочной, грунтовой дороге и т.п.). Однако у современного автомобиля следы передних ко­лес полностью или частично перекрываются следами задних ко­лес, поэтому обнаружить отпечатки всех колес можно только в месте поворота или разворота транспортного средства.

Криминалистическое значение следов транспортных средств. Следы имеют большое значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. Анализ располо­жения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортно­го средства.

По следам протекторов шин возможно установить тип транспортного средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т.п. При движении автомобиля по грязи или снегу от захвата колесами верхнего слоя покрытия и от­брасывания его частиц на дно следа там образуются зубцы, по­логие концы которых обращены в сторону движения.

Направление движения транспортного средства можно про­следить и на траве, которая приминается в направлении движе­ния. Пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа вееро­образные трассы, обращенные узкими концами в направлении движения. К другим признакам, определяющим направление движения транспортного средства, можно отнести: раздавлен­ные колесом ветки, сухие листья, следы переезда через лужи, капли горюче-смазочных веществ, упавшие с автомобиля на проезжую часть, и т.п. Концы сломанных лежащих поперек следа веток направлены в сторону движения транспортного средства. Капли жидкости имеют расплывы в направлении
пе­ремещения транспортного средства. Существуют и иные признаки, по которым определяется направление движения транс­портного средства.

Следы торможения могут свидетельствовать о состоянии автомобиля, а также о характере действий водителя. Так, криволинейные следы отпечатков протектора говорят о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможени­ем. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указывать на высокую скорость автомобиля, которую во­дитель пытался погасить резким торможением.

Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправ­ного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, пря­молинейно. Отклонение от прямой линии объясняется неравно­мерным торможением левых или правых колес, наличием попе­речного уклона дороги. В этом случае отклонение происходит в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона.

Шина вращающегося с постоянной скоростью колеса остав­ляет статический след, который может быть использован для идентификации автомобиля.

В процессе торможения колесо останавливается (блокирует­ся), но транспортное средство под действием сил инерции бу­дет перемещаться вперед с образованием динамических следов торможении, в которых отображаются лишь общие признаки скользящей поверхности шины: ее ширина, наличие на ней
вы­ступов и впадин.

Заблокированное колесо при своем движении на твердом покрытии собирает перед собой имеющиеся на нем наслоении (песок, грязь, снег) и в месте остановки оставляет перед собой валик из этих веществ, на котором остаются следы отпечатков части шины колеса. На мягком покрытии заблокированное
ко­лесо оставляет бороздку, которая также заканчивается валиком грунта и остающимися на нем следами части протектора шины.

В зависимости от вида дорожно-транспортного происшест­вии на проезжей части кроме следов колес могут быть следы крови, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия ав­томобиля, краски и т.п.

Расположение следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется на одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его пе­ремещение в процессе отбрасывания и место конечной останов­ки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте окончательной остановки тела после перемещения. Во втором случае в силу значительных поврежде­ний тела и обильного оттока крови, образуются обширные лужи потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания в направлении движения транспортного средства.

Анализ осколков стекла фарных рассеивателей следует рассматривать в двух аспектах — в зависимости от того, когда произошел наезд: в начале или в конце торможения. При наездах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плот­но прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции сбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары заваливаются внутрь фары, а при падении тела человека выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим признакам можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения.

Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары рассыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких осколков остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпев­шего, а большинство крупных — на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае
наряду с уже отмеченными обстоятельствами позволяет более
точно установить и место наезда. Крупные осколки стекла фа­ры позволяют ее идентифицировать.

Характерными для наезда транспортных средств на пешехода являются следы волочения. Они образуются на проезжей части в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного средст­ва одежды и последующего волочения тела человека по проезжей части. Места наезда определяют довольно точно по следам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда.

Следы волочения указывают на­правление движения автотранспорта.

Для установления механизма дорожно-транспортного про­исшествия большое значение имеют следы на одежде потерпев­шего. Повреждения одежды возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжения тела по проезжей части.

Удары частями, имеющими ровные поверхности, под прямым углом (прямой контакт) влекут раздавливание нитей, при этом иногда передаётся форма следообразующей детали. Скользящий удар вызывает разрывы отдельных нитей или значительные раз­рывы тканей, возникающие от остроугольных деталей. Форма разрывов зависит от характера переплетения нитей основы
тка­ней. При скользящем ударе движущегося с большой скоростью автомобиля на его частях можно обнаружить «прикипевшие» час­тицы ворсовых тканей. Переезд одежды колесами транспортного средства вызывает как раздавливание нитей, так и их разрывы.

По характеру повреждений одежды определяется поверх­ность, которая с ней соприкасалась, механизм образования сле­дов. Так, для скольжения тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы на его теле и виде складок поврежденной ткани, которые чередуются со следами от непо­врежденных частей одежды. Складки образуются в направле­нии, противоположном скольжению тела.

На одежду потерпевшего нередко попадают частицы лако­красочного покрытия автомобиля, осколки стекла, следы ме­таллизации, образующиеся при соприкосновении ее с хромиро­ванными деталями транспортного средства. Эти следы сохраня­ются продолжительное время и могут быть использованы для установления детали, оставившей такой след.

Целью транспортно-трасологической экспертизы является: установление транспортного средства, оставившего следы, вы­явление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой:

1. каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мо­тоцикла, велосипеда, трактора и проч.), какими его частями ос­тавлены следы;

2. какой моделью шины оставлены следы; каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, пе­редним, задним);

3. в каком направлении двигалось транспортное средство, ос­тавившее следы; какое место являлось местом столкновения транспортных средств; каково взаимное расположение транс­портных средств перед столкновением; под каким углом столк­нулись транспортные средства; каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда;

4. имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего, ограждении дороги и проч.) следы транспортного средства; об­разовались ли следы в результате столкновения, наезда или пе­реезда; какова последовательность образования повреждении; каков механизм образования имеющихся следов.

Вопросы идентификационного характера:

1. оставлены ли следы данным транспортным средством;

2. не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок крон­штейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое;

3. не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном сред­стве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транс­портного средства.

Объектами транспортно-трасологической экспертизы явля­ются:

1. транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и проч.);

2. одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, ос­колки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия;

3. слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств;

4. ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотосним­ки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (па­норамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекто­ров шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;

5. протоколы осмотра места происшествия, осмотра транс­портного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования пред­ставляются:

1. колеса, шины или экспериментальные следы беговых по­верхностей колес проверяемого транспортного средства на бу­маге или ткани;

2. осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены ма месте дорож­но-транспортного происшествия;

3. транспортное средство со сколами лакокрасочного покры­тия, если на месте происшествии обнаружены частицы краски.

При обнаружении на месте ДТП следов лакокрасочных по­крытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назна­чается комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления меха­низма ДТП необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и
ос­тановочного пути и проч., назначается комплексная автотехническая экспертиза.

Протокол дорожно-транспортного происшествия обязательно дополняется планом-схемой, на котором указывается расположение обнаруженных следов.

Фотографирование следов транспортных средств является составной частью фотографирования места происшествия или транспортного средства. На узловых снимках необходимо запечатлеть признаки, позволяющие судить о маневре и других особенностях движения. На детальных фотоснимках фиксируются отдель­ные следы, отображающие общине и частнынаки, позволяющие судить о маневре и других особенностях движения. На детальных фотоснимках фиксируются отдель­ные следы, отображающие общине и частные идентификационные признаки. При детальной съемке следов колес необходимо выбирать такие участки, где наиболее полно и четко отобразилась беговая часть при полном обороте колеса. В целях избежания перспективных искажений съемку следует производить методом ли­нейной панорамы.

Для изъятия в целях экспертного исследования выбираются участки следов колес, где наиболее четко и полно отобразились частные идентификационные признаки. Поверхностные следы фиксируются методом фотографирования, с объемных следов, после их фотографирования изготавливаются гипсовые слепки.