Современная трактовка целей иноязычного образования

ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСПВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

План лекции:

 

1. Современная трактовка целей иноязычного образования.

Коммуникативная иноязычная компетенция как результат обучения иностранному языку в средней школе.

2. Общие требования к содержанию иноязычного образования.

3. Сферы общения и их предметно-тематическое содержание.

4. Средства обучения иностранному языку.

 

 

Современная трактовка целей иноязычного образования

«Цель – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия» [16, 517]. Цель определяет способ и характер деятельности человека.

Цели обучения иностранным языкам в средней школе определяются Программой, которая разработана с учетом основных положений Концепции обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Беларусь.

Цели и содержание обучения иностранным языкам (ИЯ) ориентированы на соизучение языков и культур. Иностранный язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной личности, как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ.

Генеральная цель обучения иностранным языкам в средней

общеобразовательной школе (СОШ) – это формирование поликультурной личности.Она ориентирует процесс обучения на подготовку учащихся к межкультурному общению, что предполагает комплексную реализацию следующих целей: практической, образовательной, развивающей, воспитательной.

Практическая цель предполагает овладение иноязычной речью в единстве всех ее функций (этикетной, познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной) и форм (устной и письменной) в рамках сфер и ситуаций общения, предусмотренных Программой [12, .3].

Целевыми коммуникативными умениями являются умения в говорении (диалогической и монологической формах общения), чтении, понимании речи других людей на слух (аудировании), в письме и письменной речи.

Практическая цель обуславливает коммуникативное содержание всего процесса обучения и предполагают придание ему максимально возможного сходства с естественным, живым общением; овладение учащимися умением планировать и корректировать своё речевое поведение, соотносить цели каждого речевого поступка с выражаемым содержанием и усвоенными языковыми средствами. При опосредованном общении (через печатный текст и письменную речь) необходимо развивать умения ориентироваться в прочитанном, понимать и оценивать содержание прочитанного, выражать свои мысли, сообщать и получать необходимую информацию в письменной форме.

Образовательная цель обучения иностранному языку - это приобщение учащихся к мировому культурному наследию через овладение системой знаний об иностранном языке, культуре изучаемого языка в диалоге с родной; формирование системы ценностей, обогащающей картину мира; расширение общего и филологического кругозора учащихся; развитие национального самосознания и достижение взаимопонимания с представителями других культур [12, 3].

Образовательная ценность ИЯ как учебного предмета проявляется в двух основных направлениях: во-первых, обучение ИЯ способствует языковому образованию школьников; во-вторых, оно создает условия для расширения их общего кругозора в контексте мировой культуры.

Разберём подробнее каждое из направлений.

ИЯ совместно с родным языком и литературой призван заложить основы лингвистического образования школьников, способствовать развитию и совершенствованию общих и специальных учебных умений, характерных для предметов языкового цикла. Опираясь на свой опыт и определённые лингвистические знания в белорусском и русском языках, учащийся осуществляет перенос ЗУН в процессе овладения ИЯ, что в свою очередь позволяет ему глубже осмыслить некоторые факты родного языка, развивать мышление, память, совершенствовать речевые способности.

Важное значение приобретает осознание учащимися этикета и техники общения. Они научаются, как начать разговор, поддержать его, завершить, проявить внимание к собеседнику и заинтересовать в общении.

ИЯ открывает учащимся непосредственный доступ к ценностям мировой культуры (в особенности страны изучаемого языка). Это способствует не только общему образованию школьников, но и развитию их общей и индивидуальной культуры, пониманию и приобщению к общечеловеческим ценностям, обогащению и развитию национального самосознания, формированию ценностных ориентаций личности.

Развивающая цель — взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие учащихся, их речемыслительных способностей; эмоциональной, волевой, деятельностной и мотивационной сфер личности; развитие памяти, внимания, воображения; формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности и рефлексии [12, 3].

Овладение ИЯ способствует совершенствованию культуры общения, мышления и приёмов умственного труда (приёмы запоминания, работы с книгой, справочной литературой, анализа текста и извлечения информации, формул, суждений, выводов и т.д.).

Воспитательная - воспитание гуманистического мировоззрения, уважения к представителям других культур, патриотизма; формирование системы ценностных ориентаций, нравственных и эстетических взглядов; воспитание культуры общения, чувств, поведения, потребности в самовоспитании [12, .3].

Воспитательные цели состоят в реализации личностной и социальной значимости процесса овладения ИЯ и иноязычной культурой. Обучение ИЯ должно способствовать развитию всех сторон личности школьника. Вследствие коммуникативной направленности обучения ИЯ у учащихся формируются коммуникативные, рецептивные и интерактивные умения общения, культура мышления, чувств и поведения. В Программе по иностранным языкам сказано о патриотическом воспитании средствами иностранного языка, о возможности донести ценности своей культуры до других народов.

Эффективность целей зависит главным образом от их доступности и мотивированности. Оба эти фактора тесно связаны между собой. Если доступность обеспечивает учащимся «зоны ближайшего развития», то «мотивация целей выполняет функцию побуждения, смыслообразования и снятия смысловых барьеров» [7, 534].

Достижению целей обучения должны способствовать все формы учебно-воспитательного процесса, включая факультативы и внеклассную работу по предмету.

Т.о., цели являются тем теоретическим фундаментом, без которого не возможен планомерный учебно-воспитательный процесс, поскольку на нём строится обоснование и выбор средств, форм и приемов обучения.