Арттерапия
Элементы теории арттерапии появились в 40 – 60-е гг. ХХ в. в русле психодинамического направления на базе положений классического психоанализа З.Фрейда и аналитической психологии К. Юнга. В 60 – 80-е гг.теоретическая концепция арттерапии пополнилась взглядами гуманистических психологов (К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Маслоу, Р.Мей), психологической теорией игр, динамической психиатрией, групп-анализом и др.
Использование арттерапии в работе с детьми в целях коррекции и оптимизации их развития началось еще в XIX в. в практике педагогов, дефектологов и врачей. Приемы изобразительной деятельности и рисования использовались для преодоления недостатков в развитии сенсомоторных способностей, стимулирования познавательного развития детей, имеющих интеллектуальные трудности.
Основная цель арттерапии связана с гармонизацией личности через развитие ее способностей самовыражения и самопознания, связанных с направленностью на поиск новых путей решения проблемы.
Искусство как символическая деятельность стимулирует креативные (творческие) возможности человека, поэтому арттерапия основана на искусстве и творческих продуктивных формах активности. Символический язык искусства позволяет преодолеть действие защитных механизмов, выделить проблемы и проанализировать их.
Различают директивную и недирективную арттерапию. В первом случае (директивная) задачи ставятся в прямом виде в качестве заданной темы и формы рисования, выполнения совместного рисунка и интерпретации символических значений рисунков. При недирективной арттерапии тема и форма рисования не задаются; психолог выполняет эмоциональную поддержку ребенка, оказывает ему необходимую помощь.
Традиционно различаются индивидуальная и групповая формы арттерапии. Приоритет отдается групповой форме. Центром арттерапии независимо от формы являются сложности эмоционально-личностного развития ребенка.
Основные виды арттерапии – это собственно арттерапия (рисуночная терапия и терапия, основанная на изобразительном искусстве), драматерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия, терапия киноискусством. Наиболее разработаны техники рисуночной терапии.
Такие методы терапии, как психодрама, сказко-и мифотерапия, построены на общих для всех видов арттерапии механизмах и специфических для данного методы техниках и в настоящее время являются самостоятельными.
Остановится на характеристике основных видов арттерапии. В связи с тем что для работы с детьми наиболее разработана рисуночная терапия, мы дадим более полную характеристику этого метода.
Рисуночная терапия (собственно арттерапия). Собственно арттерапия – построена на использовании изобразительной деятельности и продуктов изобразительной деятельности, изобразительного искусства. Данный вид включает рисуночную терапию и терапию, основанную на изобразительном искусстве.
Терапия, основанная на изобразительном искусстве, является видом собственно терапии, сущность которого заключается в использовании терапевтического эффекта, возникающего при восприятии произведений изобразительного искусства.
Рисуночная терапия – более активный метод. К ряду эмоциональных проблем, являющихся приоритетными для реализации в методе рисуночной терапии, относятся эмоциональная депривация ребенка, трудности его эмоционального развития и ситуативного эмоционального состояния, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции. Рисуночная терапия особо показана при тяжелых эмоциональных нарушениях, несформированной коммуникативной компетентности и других проблемах, т.е. в тех случаях, когда сложности психического развития являются препятствием для проведения игротерапии. Противопоказания к проведению коррекции на основе метода рисуночной терапии в своей основе связаны с выраженными отставаниями в сформированности изобразительной деятельности и отсутствием мотивации к изобразительной деятельности.
В ходе арттерапевтических занятий психолог реализует ряд функций:
Ø эмпатическое принятие ребенка,
Ø создание атмосферы психологического комфорта и безопасности на занятии, психологическая поддержка;
Ø постановка задачи, ее структурирование и обеспечение принятия и сохранения ребенком; помощь в поиске формы выражения темы, заданной ребенку.
Ø Психолог также обеспечивает ребенка необходимыми для создания рисунка средствами, отражает и вербализует те чувства и переживания ребенка, которые он проявляет в процессе рисования и отражает в своем рисунке.
Условно выделяются 5 типов заданий, используемых в рисуночной терапии (2):
1. игры-упражнения с изобразительным материалом, связанные с экспериментированием с различными материалами с целью изучения их свойств и возможностей. Упражнения стимулируют интерес и потребность к изобразительной деятельности, снимают защитные барьеры (например, упражнения «Рисование пальцами», «Исследование цветов» и др.);
2. упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции, направленные на конструирование целостного осмысленного образа из неоформленных стимулов (например, «завершение рисунка» и др.);
3. предметно-тематический тип арттерапевтических заданий, позволяющих исследовать эмоционально-личностные проблемы клиента и включающих выполнение рисунков на свободную и заданную темы. В рисунках на заданную тему символизируются модели реальных или воображаемых ситуаций, заданных психологом (например, «Я дома», «Что я люблю», «Мой сон» и др.). Рисование на свободную тему является недирективным вариантом данного типа заданий, так как выбор темы, материала и т.д. осуществляет клиент, которого просят, не планируя заранее рисунок, полностью выразить себя в нем;
4. образно-символический тип арттерапевтических заданий, позволяющих ребенку переосмыслить значение тех событий, которые являются объектом рисования. Задания даются в виде абстрактных понятий (например, «счастье», «зло», «радость», «дорога жизни» и др.), что требует от клиента использования символизации в целях реализации задания;
5. игры-задания на совместную деятельность позволяют решать задачу оптимизации коммуникации как со сверстниками, так и с родителями и другими значимыми взрослыми. Упражнения могут включать задания перечисленных выше типов, также имеются специфические задания данного типа (например, «совместное рисование», «портреты членов группы» и др.)
Выделяются четыре основных этапа арттерапии (рисуночной терапии):
1. ориентировочный этап, направленных на адаптацию ребенка к условиям занятия, знакомство с материалами, возможностями и правилами их использования;
2. выбор темы рисования и эмоциональное включение ребенка в процесс;
3. поиск адекватной формы выражения, связанный с экспериментированием и поиском формы;
4. развитие формы в направлении более полного и глубокого самовыражения, конкретизации проблемы, путей ее преодоления, переход к решению конфликтной ситуации в символической форме.
№2
Копытин А.И.Основы арттерапии. – СПб., 1999.
Практикум по арттерапии / Под ред. А.И.Копытина. – СПб., 2000.