Структура занятия.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.

Занятие 40 мин; 1 час для дошкольников. Для школьников – 1 час, 1,5 реже.

Постоянство времени и места.

1. Вводная часть. Цельнастроить группу на совместную работу, установить эмоциональных контакт между всеми участниками.Основные процедуры работыприветствия, игры с именами.Ритуал приветствия (относительное постоянство) (например, встали в круг, послушает тишину, на что походе твое настроение сегодня, что ты чувствуешь.) «Ветер дует на тех, кто...» Если группа проблемная – то каждого по имени, найти ему добрые слова. Совместный ритуал. Планируем игры и упражнения на занятие. Если группа маленькая и задача понаблюдать – предложить детям выбрать.

2. Основная часть. (Рабочая)На эту часть приходится основная смчсловая нагрузка всего занятия. 2/3 – 30 минут.

Реализует задачи того этапа программы, на котором находимся 3 – 4 игры. Должны чередоваться – индивидуальные, парные, групповые, подвижные, спокойные игры. Может быть релаксационная пауза (когда активность спадает, утомились). Основные процедуры:

Ø Элементы сказкотерапии с импровизацией;

Ø Элементы психодрамы;

Ø Игры на развитие навыков общения;

Ø Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

Ø Рисование, кляксография.

 

3. Заключительный этап. Основной цельюэтой части занятия является создание у кождого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.Подведение итогов (Рефлексия). Что понравилось. Что было трудно. Можно обсуждать сразу же после игры – если она серьезная, что особенно запомнилось. Что чувствуешь сейчас. Ритуал прощания. Например, «Прощание – пожелание» (соседям, всем) «Скажи спасибо за...» Можно опять послушать тишину. Пожелания и др.

 

Если программа предполагает работу с маленькими детьми, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие осязательно должно включать в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

Ø Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

Ø Дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

Ø Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

Ø Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);

Ø Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

В каждом занятии, помимо новой информации должны быть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер.

 

Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Рекомендации ведущему, начинающему работу по программам:

Ø Если Вы работаете в обычном д/с или школе, где дети традиционно сидят за столами, первое занятие можно начать с введения ритуалов приветствия и прощания. Можно рассказать детям, что занятия будут проходить в определенный день и всегда начинаться с включения спокойной музыки. Лучше использовать специально подобранные серии для детей, например: «Наедине с природой», «Волшебные голоса природы», «Музыка для детей». Пока звучит мелодия, можно предложить детям аккуратно взять свой стул и поставить его на ковер или в любое отведенное для занятий место. Сесть лучше в форме круга, чтобы все могли видеть друг друга. Расстояние между детьми должно быть такое, чтобы, сидя на своих местах, они могли взяться за руки.

Ø Если Вы не знаете имен детей, встречаетесь с ними впервые, попросите детей сначала называть свои имена.

Ø Вы можете заранее обозначить кружками места детей на ковре или на полу, чтобы в результате получился большой ровный круг, и попросить детей поставить стулья там, где лежат кружочки. Если занятия проходят в отдельном помещении постоянно, то круг можно «нарисовать» на ковре с помощью цветной изоленты и т.д.

Занятия с маленькими детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим и как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Конечно же, это зависит, прежде всего, от личных и профессиональных качеств ведущего, в первую очередь от того, насколько он знаком с психологическими особенностями детей данного возраста, может ли он быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и релаксации.

 

см.(2), +Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2000.