глобализация как предмет социально-философского анализа

 

Еще в начале 90-ых гг. ХХ столетия понятие глобализацииширокому кругу людей известно не было. Оно не было представлено не только в общих энциклопедиях и словарях, но и в их многочисленных специализированных разновидностях – не только русско- и белорусскоязычных источниках, но и их англо-, немецко-, французскоязычных аналогах. Сегодня ситуация с феноменом глобализации изменилась коренным образом, а публикации о ней даже уже превратились не просто в поток, а в наводнение. Для того чтобы в нем не утонуть, полезно сначала рассмотреть этимологию слова «глобализация». Оно впервые было использовано в английском языке и восходило к латинскому слову «глобус» (globus – шар). Сегодня глобусом, кстати, называют не только шар, но и картографическое изображение Земли, Луны и т.п. на поверхности шара. С латинским словом «глобус» связано прилагательное «глобальный» (от англ. global (а также нем.), передаваемое в русском языке калькой – глобальный, всемирный, всеобщий). В английском языке слово глобальный имеет 2 основных значения:1) относящийся к территории всего земного шара, мира, т.е. всемирный; 2) всесторонний, тотальный; всеобщий, универсальный. Оба этих значения помогают нам лучше понять то обстоятельство, что когда говорится о глобализации, имеются в виду события и процессы, имеющие отношение ко всему земному шару (человечеству в целом), или какие-либо проблемы, имеющие всеобщий, универсальный характер.

Из случайного слова в философско-историческое понятие термин глобализация превратил англо-американский ученый Р. Робертсон, обозначив с его помощью «сжатие мира и формирование сознания мира как целого».

Наряду с философией проблемами современного сжимающегося мира и его сознания интересуются и конкретные науки – социология, политология, культурология, история и др. В наши дни складывается даже междисциплинарная система знания, получившая название глобалистики. Она базируется на системологии и кибернетике, теории информатики и семиотике, эволюционных концепциях глобального и универсального эволюционизма (Э. Янч), синергетике и диатропике. Согласно российскому ученому М. Чешкову, «синергетика привносит в глобалистику идею самоорганизующегося мира. Диатропика акцентирует роль фактора разнообразия, усиливает влияние системных теорий необходимого и избыточного разнообразия». В современной литературе развиваются попытки представить глобалистику как науку о«наиболее общих закономерностях развития человечества и моделях управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных сфер человеческой деятельности – экологической, социальнойиэкономической – в реальных условиях Земли с ее конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами, в наступившую эпоху антропогенно перегруженной Земли» (А.П. Федотов).Очевидно, что в этом случае глобалистика сближается с философией глобализации. Вместе с тем поставить знак равенства между философией глобализации и глобалистикой все же нельзя. Вторая изучает по преимуществу количественные параметры мира как целого, тогда как философия глобализации претендует на изучение предельных оснований, наиболее общих закономерностей объективного и субъективного процесса социально-природного, технико-экономического, информационно-коммуникативного, политико-духовного, цивилизационно-культурного формирования мира как целого, субъектом которого является единое человечество.

В философии глобализации для обозначения неизвестных ранее цивилизационных типов взаимодействия объективного и субъективного, универсального и локального используется предложенное Р. Робертсоном понятие «глокализация». Оно является калькой с японского слова «gokakyka» (англ. «dochakuka») и буквально означало живущих на своей собственной земле. Японское слово «докакука» означало также применение сельскохозяйственных орудий в местных, локальных условиях.

В 80-ые гг. ХХ века оно вошло в широкий оборот в сфере бизнеса, и стало, фактически, бизнес-жаргонизмом, синонимом понятия «микромаркетинг», характеризуя, например, использование глобальной рекламы, направленной на увеличение объема локальных, местных продаж. Из обыденного слова в важную категорию философии глобализации понятие превратил Робертсон. В современной философии глобализации активно используется не только цивилизационная, но и формационная парадигма, которая развивается И.Валлерстайном в мир-системном подходе. Согласно И.Валлерстайну, современная мир-система зародилась в так называемом «длинном 16-м веке» (приблизительно в 1450—1650 гг.) и постепенно охватила собой весь мир.

До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-систем. Эти мир-системы подразделяются на три типа: минисистемы, мир-экономикии мир-империи. Минисистемы были характерны для первобытных обществ. Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи.

Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическим связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование. Все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила — это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему.Эта капиталистическая мировая экономика затем расширилась и охватила весь земной шар, абсорбируя в этом процессе все существующие мировые империи. Вследствие этого к концу девятнадцатого века впервые за все время существовала только одна историческая система на земном шаре. И мы сегодня еще находимся в этой ситуации. Глобализация – это капитализация современного мира, эксплуатация золотым миллиардом полупериферии и периферии современного человечества. Неудивительно, что автор мир-системной концепции глобализации Валлерстайн, является в наши дни активным участником движения антиглобалистов.

Философия глобализации акцентирует внимание на одновременно и объективном, и субъективном характере замыкания мира в единую, всеобщую, целостную систему. Это позволяет, с одной стороны, не видеть в глобализации «заговор злоумышленников», а – с другой, четко видеть ее субъективные, связанные в том числе с глокализацией, измерения. Если глобализация является процессом, начавшимся еще в Новое время, то разумно задуматься над вопросом о том, что может представлять окончание данного процесса. Современная философия глобализации включает в себя и онтологию, и гносеологию, и аксиологию, и социальную, и политическую философию, и этическую и другие направления философии глобализации, изучение которых сегодня находится еще в начале. Определенный вклад в современную философию глобализации вносит отечественная философская мысль, раскрывающая для нашей страны смысл формулы – мыслить глобально, действовать локально. Это предполагает всесторонний учет, во-первых, общемировых тенденций, связанных, например, с развитием постиндустриальной и информационной цивилизации и, во-вторых, исторических традиций белорусского народа, его цивилизационного кода и особенностей государственности.

ИТАК,

Ø предметом философии истории является изучение предельных оснований, наиболее общих закономерностей развития общества (социодинамики);

Ø источниками социодинамики являются противоречия между природой и обществом; производством и потреблением; духовным потенциалом общества и особенностями его реализации;

Ø факторами социодинамики являются: геоклиматический, демографический, технико-технологический; духовный, глобализационный;

Ø субъективный фактор социодинамики раскрывает механизм воздействия людей на объективные условия их жизни, выявляет сущность движущих сил истории, которыми являются лидер, элиты, массы, народ, человечество;

Ø линейные и циклические концепции истории упрощают картину исторического процесса, а их аргументация не выдерживает критической проверки и более точным зрительным образом социодинамики являются не прямая линия или круг, а спираль;

Ø общественно-экономическая формация– исторически определенный тип общества, возникший на базе определенного способа производства материальных благ;

Ø выделяются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая общественно-экономические формации;

Ø цивилизация может пониматься трояко: как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого; как этап развития человечества как единого целого, который идет на смену дикости и варварству; как качественно различные и уникальные этнические или исторические общественные образования;

Ø аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации являются тремя технико-технологическими типами цивилизации;

Ø техника является искусством (мастерством) создания человеком предметов труда, быта, духовного мира; системой искусственно созданных средств и орудий производства и быта, а также приемов и операций, умением и искусством осуществления трудового процесса;

Ø система хозяйствования является процессом производства, распределения, обмена и потребления благ;

ления трудового процесса;

Ø система хозяйствования является процессом производства, распределения, обмена и потребления благ;

Ø философия экономики изучает предельные и наиболее общие основания хозяйствования;

Ø глобализация является объективным и субъективным процессом социально-природного, технико-экономического, информационно-коммуникативного, политико-духовного, цивилизационно-культурного формирования мира как целого, субъектом которого является единое человечество;

Ø цивилизационный выбор Беларуси определяется мировыми тенденциями развития и историческими традициями белорусского народа и его государственности.

 

Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля)

1.Что является предметом философии истории?

2. Каковы источники и факторы социодинамики?

3. Чем характеризуются геоклиматический, демографический, технико-технологический, духовный, глобализационный факторы социодинамики?

4. Кто является субъектом социально-исторического процесса?

5. Чем отличаются друг от друга линейные и циклические концепции истории?

6. Что такое общественно-экономическая формацияи каковы ее типы?

7. Что такое цивилизация?

8. Какие типы цивилизации выделяются по технико-технологическому критерию?

9. Каковы главные особенности постиндустриальной(информационной) цивилизации?

10. Что такое техника и технология?

11. какие проблемы изучает философия техники?

12. Каковы характеристики системы хозяйствования?

13. Что изучает философия экономики?

14. Каковы объективные и субъективные свойства процесса глобализации?

15. Чем определяется цивилизационный выбор Беларуси в условиях глобализации?


[1] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2. – Т. 3. – С. 383.