В. Инструментальная функция
Владение языком может использоваться в утилитарных целях, например
- для чтения иноязычной литературы,
- для переводческой деятельности,
- для туристического общения и т. д.
К. Маркс говорил, что иностранный язык — это оружие в жизненной борьбе, очевидно, имея в виду инструментальную функцию языка.
2г. Функция самоопределения и самовыражения.
Внутренняя речь осуществляется на родном языке, поэтому размышления человека о своём Я, о личной «самости», интимная самооценка производится средствами «мутер-шпрахе».
Семантические ресурсы родного языка играют решающую роль в процессе поэтического самовыражения.
Анализ творческого процесса художников слова показал, что создание произведения словесного искусства идет не от идеи к слову, а само произведение по мере его развертывания проясняет для автора творческий замысел: художественная идея как бы вырастает из словесного фонда.
Борис Леонидович Пастернак в «Докторе Живаго» следующим образом описывал состояние вдохновения:
«Первенство получает не человек и состояние его души, которым он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой».
Можно сказать, что вся русская литература в спящем состоянии скрыта в русском языке; литератор-чародей должен расколдовать эту «спящую красавицу» и явить её свету.
Конечно, это возможно только в том случае, если реализуется функция 1в, функция основания словесного искусства.
Творческий процесс в сознании представителей точных наук протекает совсем иначе.
Альберт Эйнштейн признавался:
«Слова, или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления, — это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и комбинированы. ...Обычные и общепринятые слова с трудом подбираются лишь на следующей стадии»
Ясно, что в отличие от «Песни о вещем Олеге» теория относительности не спрятана в недрах какого-либо естественного языка.
3. Социально-речевые функции