Значит, здесь должен быть другой подход к массовому обучению — через изменение методики преподавания.

Я уже рассказывал, что мы взяли детей в конце первого года обучения и проверили, как сложились у них умственные действия по отношению к арифметическому Материалу. И вот оказались очень четкие различия, которые в общем соответствовали оценке учителя. Но только в общем, были т очень занятные расхождения. Оказалось, что двоечники — это vo> кто застряли на ранних формах выполнения заданий и, пытаясь догнать своих уходящих вперед товарищей, автоматизировали свои ранние формы, потому что автоматизация дает ускорение. Понимаете, пытаясь догнать уходящих вперед, они автоматизировали то, чем они обладают, и благодаря этому заклинились на первоначальных, недостаточных формах. Беда заключается в том, что когда учитель, желая их поправить, проводит для них дополнительные занятия, то он опять занимается с ними тем же самым методом. Он только дает им дополнительное задание. И теперь всезависит от того, какой это учитель. Если он замечает,что ребенок работает нетак, как нужно, и его поправляет, тогда эти занятияприводят к положительному результату. Аесли это средний учитель? Он выполняет свои обязанности честно, дополнительно работает с этим учеником, но не замечает, чего не хватает этому ребенку Он просто проводит с ним дополнительное время А ребенок благодаря этому еще более заклинивается на своих ранних формах и окончательно становится неуспевающим. И тогда учитель говорит «Я делал с ним все, что мог, но он безнадежен» Вот и все Boi откуда эти несчастные двоечники.

А почему троечник (все-таки троечник — это уже успевающий) есть троечник, а не четверочник? Потому что он овладевает первыми формами, заучивает результаты этих первых форм, а промежуточные формы действия в уме пропускает. Там, где он может опереться на табличные данные, он дает правильный ответ Если нет, он обращается к развернутому материальному выполнению действия. Но если ему нужно что-то мысленно проверить, он этого сделать не может Так что он кое-как тянется на тройке за своим классом,

ЛЕКЦИЯ 15. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ОБРАЗОВ


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Потому что кое-что он знает, а там, где что-то нужно сделать в уме, он уже не может.

Теперь четверочники. Это очень интересный и очень пестрый народ. Они отличаются от пятерочников тем, что у них всегда что-то недоработано: то недостаточное обобщение материала, то недостаточно автоматизированные навыки. Словом разные у них недостатки. . » .

Ну а пятерочники? Настоящие пятерочники — это те, кому посчастливилось пройти полную программу положительных действий, т. е. успешно освоить все эти этапы. Они по всем проверочным показателям удовлетворяют полной системе требований. Но среди них часто бывают и ненастоящие пятерочники. Когда мы показывали таких детей учителям, то они соглашались, что пятерку поставили для поощрения. Причем поощрение бывает разное: иногда учитель видит,что это хороший ученик, учится на твердую четверку, старается. А другому ставят пятерку за то, что он хороший мальчик. А с другой стороны, есть пятерочники, которым ставят четверки, чтобы они не зазнались. Словом, личностные характеристики и личные воздействия очень сильно путают карты настоящих пятерочников.

Теперь последний, очень интересный момент заключается в том, что отметки учителя являются суммарными показателями, т. е.общими показателями, а вотвозможность развернуть оценки по нашей системе, по этой шкале, чтобы отобразить действительные возможности ученика, показать внутреннюю картину того, что он собой представляет, практически не реализуется. И вот мы выбрали 7 двоечников, и, выяснив, что у них плохо усвоено (у них автоматизированы ранние приемы, как я уже говорил), постарались деавто-матизировать эти приемы. Это делалось так: возвращали ученика к развернутому, замедленнохму предметному действию. А затем последовательно отрабатывали все формы этого умственного действия. И очень быстро (за2 недели) этихдвоечники становились четверочниками, некоторые даже пятерочниками, аодин двоечник стал троечником. Каков же вывод? Следует не просто с ними дополнительно занимаеться, а проводить прицельную коррекцию, направленную на возмещение недостающих, пропущенных форм действий, которыми они должны были овладеть, но не овладели. И тогда картина успеваемости резко улучшаестя.