Дут хорошо обыграны, можно ввести речь в узкое русло формулы. Но тогда формула будет нести за собой все многообразие возможных речевых выражений.

На этом этапе действие, теперь уже в речевой форме, применяется к решению такого же набора разных типов задач, как и на предыдущем этапе формирования действия в материальной форме. И когда уже в новом качестве, по отношению ко всему намеченному диапазону задач действие начинает систематически обнаруживать и полную правильность, и необходимою быстроту, мы переходим к следующему, четвертому smutty — etany перенесения такого действия в умственный план, в сознание. Здесь возникает один щекотливый вопрос. Как только вы изымаете действие из внешнего выражения и переносите его во внутренний план, так сейчас же вы теряете контроль за ним. Ведь вы же не знаете, что испытуемый делает «про себя». И вот это было большой задачей, которая пока решена нами частично, хотя и в достаточно важной части.

Мы нашли один такой способ контролировать действие, уже перенесенное во внутренний план. Ведь ориентировочная карточка разбивается на отдельные указания. И каждое из этих указаний нумеруется. И вот когда мы переходим к этой форме нового выполнения действия «про себя», то говорим испытуемому: «Вот теперьмы будем работать по-новому: я будууказывать вам номер, или же вы сами говорите мне номер тойоперации, которую должны выполнить». Операции выполняются в уме, произносится результат только одной очередной операции. И вот таким образом мы держим управление этим действием по отдельным операциям Однако на протяжении операции действие происходит в уме, и вот его-то мы пока контролировать не умеем Но все-таки мы не позволяем испытуемому пропустить сразу все действие, хотя очень часто человек уже способен на это Иногда он дает правильный ответ, и вы понимаете, что этот ответ охватывает не одну,а несколькоопераций. Вы говорите: «Нет, так пока не нужно. Сначала делайте таюпервый ответ, второй ответ и т. д.». И мы знаем, какой должен быть ответ по каждой из этих операций И если он совпадает, мы говорим: «Да».

Таким образом мы переходим на пооперационный контроль. Какую же форму приобретает действие? Первое ли это действие в уме? Что мы переносим туда? Мы переносим действие, которое перед этим было действием в громкой социализированной речи. Вот

ЛЕКЦИЯ 13. ПРОЦЕСС ИНТЕРИОРИЗАЦИИ