Например, «восстановитель» образуется из понятия «окислитель».

IY этап.- традуктивный(традукция – перемещение). Например, известно, что ….- это оксиды. Следовательно, и ….- тоже оксид. На этой базе строится такой логический прием в обучении как аналогия.

Образованиепонятия произошло, если выделены существенные признаки данного понятия. Его развитие происходит путем расширения его объема, сужения объема, перевода понятия из области конкретного в область обобщающего или абстрактного.

Содержание и структура понятия изменяются при переходе от одной теории к другой.

Интеграция понятия - это включение его в определенную систему родственных понятий, соподчинение его с другими системами, а также определение его места в общей системе понятий.

Например: понятие оксид. Оксид углерода (конкрет.) -- Кислотный оксид ____ Сложное вещество ____ Неорганическое вещество

Логические закономерности, проявляющиеся во взаимодействии и развитии понятий, учитель использует постоянно. Процесс обучения, по своей сути, представляет последовательное, целенаправленное формирование системы химических понятий. Можно без преувеличения сказать, что, используя различные методы и приемы обучения, учитель оперирует понятиями на основе их взаимоотношений и связей и стремится эти связи уложить в сознание ученика. Если такая логически стройная система понятий у учащегося образуется, то он становится способным этими понятиями активно пользоваться, применять их для разных целей.

 

Приведем примеры логических заданий, выполнение которых предполагает наличие системных знаний, представлений, понятий.

Проверим собственную систему понятий- она есть или ее у нас нет?

 

1.Найди лишнее понятие в следующем ряду:

NaCl KNO3 CuCl2

Ответы: а) СuCl2 - голубого цвета

Б) СuCl2 - соль не щелочного металла

Г) СuCl2 - соль двухвалентного металла

Д) СuCl2 - соль, подвергающаяся гидролизу

Е) KNO3 - соль кислородной кислоты, ее нельзя получить синтезом.

2. NaCl KNO3 CuCl2 AgCl

а) CuCl2 - соль двухвалентного металла, голубого цвета

б) AgCl - нерастворимая соль

в)KNO3 - соль кислородной кислоты, ее нельзя получить синтезом

Какие логические операции с понятиями мы произвели? – Сравнение, противопоставление, нашли сходные и несходные признаки. От чего зависел ответ? Какому ответу надо отдать предпочтение?

 

3.Найдите недостающее вещество:

 

  H2 SO3   S   Na2 SO3   ?  
K OH KNO3 K2O   K  

 

Знания каких понятий мы здесь проверяем?

Какие системы понятий нужны для правильного ответа?

Что в таблице?

Какие мыслительные и логические операции с понятиями мы произвели?

 

 

4.Найди ошибку:

МЕТАЛЛ ОКСИД ГИДРОКСИД
K K2O KOH
Cr Cr2O7 Cr(OH)3
Cu CuO Cu(OH)2

5. Что такое СО2 ?