Человек мыслит понятиями, и от их содержания и степени сформированности зависит характер мышления, в том числе химического мышления.

Первоначальные химические понятия закладываются по-разному. Иногда они возникают стихийно (из повседневного опыта, общения с близкими людьми, стихийного обучения). Другие понятия формируются целенаправленно. Они могут возникать при изучении природоведения, интегрированного курса естествознания, биологии, физики. Как бы там ни было, на уроке химии в 8 классе учащийся впервые осознает, что говоря о веществах, их превращениях, он говорит на языке химии и пользуется химическими понятиями.

Пример: Придя уже в начальную школу, ребенок знает, что такое вода и какими внешними свойствами она обладает. На уроках природоведения дети узнают о свойствах воды растворять в себе другие вещества, о фазовых переходах воды и свойствах воды в разных агрегатных состояниях, о роли воды в природе и жизни человека, о круговороте воды и многое другое.

Но на уроках химии вода рассматривается как химический объект. Плавный переход от одной теории к другой и обращение к свойствам воды на базе этих теорий, позволяет постепенно объяснить причины проявления тех или иных свойств воды.

· С позиций АМУ – объясняется переход воды из одного агрегатного состояния в другое, механизмы разложения и синтеза воды

· с позиций теории строения вещества и хим.связи – объясняется причина свойств воды как растворителя.

· С позиций ТЭД – объясняются свойства воды как нейтрального вещества и роль ее в процесс диссоциации. Вода становится точкой отсчета в определении кислотных и щелочных свойств других веществ.

· Наконец, на основе синтеза всех знаний оценивается реакционная способность воды

Постепенно при движении по лестнице теорий ученик овладевает все большим числом специальных химических понятий, его мышление становится все более абстрактным, усваиваются связи между понятиями и формируется их система.

Мы уже установили, что два главных понятия составляют предмет изучения в химии – вещество и химическая реакция. С ними связаны и являются их развитием другие важные подсистемы химических понятий. Каждая из них выполняет свою роль в содержании школьного курса.

 

Развитие этих систем понятий происходит параллельно. При изучении конкретных подгрупп элементов все эти понятия используются, и происходит их постепенное развитие.

Химия как наука познает вещество и происходящие с ним явления. Ее специфика отражается в собственных системах понятий и специфическом способе познания. Особенности химического познанияоткладывают свой отпечаток на методическую(дидактическую) переработку науки в предмет:

1. Химическое познание начинается с чувственного восприятия объектов изучения – через эксперимент, наблюдение, измерение

2. Теоретическое изучение объектов химии чаще всего завершается экспериментальным подтверждением правильности теорий и гипотез

3. Для тех объектов, которые невозможно воспринимать непосредственно, используются модели(примеры)

4.Для выражения полученных знаний используется хим. язык

5.В химическом познании раскрывается взаимосвязь свойств, состава и строения вещества

6.изучение функций вещества и частиц как следствий их структурной организации

7. каждый химический объект индивидуален, что проявляется через их качественные особенности

8. реакционная способность объясняется на основе структурной, энергетической и кинетической теорий

9. химические объекты описываются с качественной и количественной сторон в единстве

10. качественные изменения наступают в процессе количественных изменений скачком

11. учитывается, что изменчивость веществ не ограничена