Нахождение в природе
Физические свойства
Состав и строение молекулы (или др. частицы)
Химические свойства
Способы получения ( в лаб и пром.)
Применение и значение для человека.
Это классическое описание вещества. Но, чтобы его дать достаточно полно, нужно ввести несколько теоретических блоков информации, каждый из которых позволит основные понятия о веществах выразить на соответствующем уровне теории.
Для объяснения свойств того или иного вещества необходимо знать его состав. Здесь потребуются понятия – химический элемент, атом, молекула, ион, кристалл, простое и сложное вещество.
Нужно знать строение вещества. Здесь нужны понятия - химическая связь и ее виды, строение кристаллической решетки и их виды, понятия электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация и др.
Когда на основе строения и состава мы начинаем изучать свойства, то здесь начинает формироваться блок понятий о химической реакции.
Блок понятий о х.р. включает следующие понятия
· Типы хим. реакций
· Признаки хим. р.
· Условия протекания
· Энергетическая характеристика х.р.
· Закон сохранения массы и энергии
· Механизмы хим. реакций. Здесь: понятие о степени окисления, окислительно-восстановительные процессы, реакции между электролитами, обратимые реакции, равновесие, скорость хим. реакции и др.
· Важнейшее понятие – реакционная способность
Для формирования системы понятий о хим. реакции отбираются наиболее типичные, понимание которых не вызовет затруднений. Сначала вводятся эмпирические сведения, затем по мере прохождения по этажам теорий, сведения о х.реакциях наполняются все более полным содержанием.
Развитие этих двух систем понятий происходит параллельно. При изучении конкретных подгрупп элементов все эти понятия используются, и происходит их постепенное развитие.
Классическое построение логики систематического курса химии можно представить на следующей схеме и по следующему плану:
I.Вводный курс химии на основе АМУ (индуктивно)
II. ПЗ и ТСВ (индуктивно)
III. Химия элементов на основе ПЗ и ПС (дедуктивно)
IY. ТЭД и основы хим. кинетики (индуктивно)
Y. ТХС и органические вещества (дедуктивно)
(здесь кратко комментируем все этапы)
Кроме того, раздел органической химии в 9 классе, и раздел обобщения в 11 классе.
ПРОДОЛЖЕНИЕ (лек.6)
Итак, школьный курс химии представлен двумя ведущими системами понятий – о веществе и о хим. реакции
Это значит, что в основу химии положена так называемая структурная концепция. Ее ведущая идея – зависимость свойств вещества от строения.