Нахождение в природе

Физические свойства

Состав и строение молекулы (или др. частицы)

Химические свойства

Способы получения ( в лаб и пром.)

Применение и значение для человека.

Это классическое описание вещества. Но, чтобы его дать достаточно полно, нужно ввести несколько теоретических блоков информации, каждый из которых позволит основные понятия о веществах выразить на соответствующем уровне теории.

Для объяснения свойств того или иного вещества необходимо знать его состав. Здесь потребуются понятия – химический элемент, атом, молекула, ион, кристалл, простое и сложное вещество.

Нужно знать строение вещества. Здесь нужны понятия - химическая связь и ее виды, строение кристаллической решетки и их виды, понятия электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация и др.

Когда на основе строения и состава мы начинаем изучать свойства, то здесь начинает формироваться блок понятий о химической реакции.

Блок понятий о х.р. включает следующие понятия

· Типы хим. реакций

· Признаки хим. р.

· Условия протекания

· Энергетическая характеристика х.р.

· Закон сохранения массы и энергии

· Механизмы хим. реакций. Здесь: понятие о степени окисления, окислительно-восстановительные процессы, реакции между электролитами, обратимые реакции, равновесие, скорость хим. реакции и др.

· Важнейшее понятие – реакционная способность

Для формирования системы понятий о хим. реакции отбираются наиболее типичные, понимание которых не вызовет затруднений. Сначала вводятся эмпирические сведения, затем по мере прохождения по этажам теорий, сведения о х.реакциях наполняются все более полным содержанием.

Развитие этих двух систем понятий происходит параллельно. При изучении конкретных подгрупп элементов все эти понятия используются, и происходит их постепенное развитие.

Классическое построение логики систематического курса химии можно представить на следующей схеме и по следующему плану:

I.Вводный курс химии на основе АМУ (индуктивно)

II. ПЗ и ТСВ (индуктивно)

III. Химия элементов на основе ПЗ и ПС (дедуктивно)

IY. ТЭД и основы хим. кинетики (индуктивно)

Y. ТХС и органические вещества (дедуктивно)

(здесь кратко комментируем все этапы)

Кроме того, раздел органической химии в 9 классе, и раздел обобщения в 11 классе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ (лек.6)

Итак, школьный курс химии представлен двумя ведущими системами понятий – о веществе и о хим. реакции

Это значит, что в основу химии положена так называемая структурная концепция. Ее ведущая идея – зависимость свойств вещества от строения.