Итак, школьный курс химии представлен двумя ведущими системами понятий – о веществе и о хим. реакции

Это значит, что в основу химии положена так называемая структурная концепция. Ее ведущая идея – зависимость свойств вещества от строения. Какие фактические данные отбираются для систематического базового курса?

Нужно отобрать из огромного многообразия веществ те, которые будут изучаться в школьном курсе. При этом главное – познавательная и практическая значимость веществ:

· вещества должны иметь познавательное значение, так как на этой основе формируется система понятий и фактологическая база для теорий (водород, кислород, вода, некоторые металлы и неметаллы, типичные классы неорг. соед)

· вещества должны иметь большое практ. значение (удобрения, сплавы,

минералы, руды, растворители и пр.)

· играющие важную роль в живой и неживой природе

· вещества большой химии (для изучения типичных производств)

· отражающие достижения современной науки (пластмассы, каучуки, сплавы, искусственные алмазы и пр.)

Как на основе достаточно небольшого числа веществ сформировать представления о многообразии веществ? (их 500 тыс. неорг. и 10 млн органических)??

Во-первых, взять надо самое типичное, а во-вторых – путем изучения химических элементов и закономерностей в их свойствах выводятсяосновные закономерности в изменении свойств соединений. Можно предсказывать свойства на основе ПС!

А. Количество химических элементов, включаемых в школьный курс, ограниченно. В основной школе, на основе Обяз.минимума содержания изучается 20 хим. элементов. Это элементы малых периодов ПС (1-3 го) и два элемента 4 периода – калий и кальций. Здесь имеется ввиду ознакомительное сравнительное рассмотрение их свойств. Наиболее подробно изучаются кислород и водород (до ПЗ), формируется представление о группах родственных элементов, так наз. Семействах на примере наиболее типичных металлов (щелочных), неметаллов (галогенов), благородных газов.

Затем на основе ПЗ изучаются группы химических элементов (по главным подгруппам), дается их общая характеристика и подробно рассматриваются наиболее типичные и важные:

· подгруппа галогенов – хлор подробно, остальные ознакомительно. Устанавливается закономерность изменения свойств

· подгруппа кислорода – подробно кислород и сера.

· Подгруппа азота- подробно азот и фосфор

· Подгруппа углерода – подробно углерод и кремний

· Металлы – общие свойства

· Металлы щелочные, подробно калий и натрий

· II группа, гл.подгруппа подробно - Щелочно-земельные (кальций.)

· Алюминий

· Железо (побочная подгруппа)

Всего около 10 , или чуть больше элементов, изучается подробно. Остальные не надо подробно изучать: их можно характеризовать дедуктивно на основе ПС и ПЗ.

Б. Сложные вещества в неорганической химии, или классы неорганических веществ. Изучаются классически в два приема. Сначала до изучения ПЗ дети знакомятся с разнообразием сложных веществ и их классификацией. Начиная с отдельных представителей, наиболее важных, а затем выводятся общие свойства, на основе которых можно предвидеть свойства, если известен состав вещества.

Другое обращение к классам происходит после изучения ТЭД, когда свойства основных классов описываются как свойства электролитов и объясняются с позиций ТЭД. Происходит обобщение на новом уровне теоретической сложности.

Сложные вещества в органической химииизучаются впервые в конце 9 класса и рассматриваются уже сразу на основе их классификации. При этом основное внимание уделяется наиболее типичным представителям, обычно родоначальникам гомологических рядов.

Когда мы говорим об изучении веществ, надо выделить, какие именно сведения о веществах нас интересуют и включаются в школьный курс?

План описания вещества