Основные дидактические единицы школьного курса химии
I. Мы уже пользовались одной из дидактических единиц школьного курса . Это понятие. Понятие– это отражение в человеческом сознании наиболее существенных признаков определенного объекта или явления окружающей действительности. Для обозначения понятия служит слово. Если это слово специальное, научное, - то это термин. Язык науки – это язык терминов. Человек мыслит и выражает свои мысли с помощью слов. Мы мыслим понятиями. Основу любого предмета составляет его система понятий. Они бывают разного уровня обобщения – конкретные и абстрактные, узкие и широкие, единичные и общие.
II. Между определенными явлениями действительности существуют связи. Если одно событие, влечет за собой другое, то мы говорим, что одно из них является причиной, другое – следствием. Если эта связь проявляется постоянно, устойчиво, то говорят, что действует закон. Химия изучает законы природы, объясняющие поведение веществ.
III. Если наука объясняет с помощью законов, определенного толкования понятий, выявления закономерностей определенную область явлений, возникает научная теория. Ее роль в том , чтобы объяснить и предсказать явления, факты.
IY. Наконец, в составе любого предмета описывается определенный набор фактов. Они нужны для выведения законов, теорий, для их подтверждения и иллюстрации их прогностической роли.
При построении последовательности школьного курса в классическом варианте используется историко-логический подход, переход от частного к общему (индукция) на начальном этапе изучения химии и выводятся основные химические понятия. Далее они развиваются и углубляются, поскольку весь курс построен на базе основных химических теорий, которые сменяют одна другую, в основном, в той последовательности, как они появлялись в истории науки.