Система научных понятий школьного курса химии

Химия – это наука о веществах и их превращениях. Два слова ключевых – ВЕЩЕСТВО и ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. Химия изучает только такие превращения, которые сопровождаются изменением состава вещества. Они наз. ХИМИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ. Физические процессы (явления) изучаются физикой, физической химией, химической физикой и др. интегративными отраслями. Химия глубоко интегрирована с физикой, но тем не менее имеет свое поле деятельности.

Химические превращения происходят вокруг нас постоянно. Вся Земля – это гигантский химический комбинат, где происходят естественные химические реакции как в неживой природе, так и еще более сложные - в живой. Если речь идет о превращениях веществ, не сопровождающихся разрушением атомов, то эти процессы изучает химия. Эти превращения сопровождаются изменением состава веществ, разрушением одних химических связей и возникновением других. Что является главным предметом в химии – вещество или реакция?

Некоторые специалисты считают, что ввиду того, что строение вещества в большой мере является предметом скорее физики, чем химии, предметом учебной дисциплины должны быть именно химические реакции, которые и являются собственно прерогативой химии. Однако, чтобы их изучить и объяснить причины и следствия, необходимо досконально знать строение атома и молекул, природу химических связей, причины образования кристаллов и аморфных структур. Здесь основной корень химических свойств, поэтому главным предметом химии эти специалисты считают все-таки вещество. Традиции отечественной школы и методики химии склоняются к этому варианту и потому построение систематического курса химии в основе своей имеет генеральную содержательную линию, основной стержень предмета - развитие понятий о веществе.

Что такое вещество?Это то, из чего все состоит. – Самое простое определение. Вещество – это один из видов материи, объективной реальности, данной нам в ощущениях. Вещество – это вид материи, обладающей массой покоя. (сравним с полем – другим видом материи, не имеющим массы покоя).

Главная особенность вещества – это его дискретное строение, вещество делится на частицы – молекулы, атомы. Есть вещества, состоящие из молекул (примеры), из атомов (примеры), из кристаллов, из ионов) Все разновидности вещества можно делить химически до определенного предела. Когда этот предел будет достигнут ( молекула) и мы ее разделим на атомы, вещество перестанет существовать. Из атомов образуются другие молекулы, и произойдет химическое превращение (реакция).

Атом тоже можно делить, но эти процессы изучает уже не химия, а физика! Химия же изучает те превращения, в которых атом как самостоятельная частица сохраняет свою целостность.

Поэтому, если узнать, из чего состоит и вещество, и какими свойствами обладают его частицы, и почему они этими свойствами обладают, можно объяснить множество различных явлений. Развитие химии как науки шло по пути познания строения вещества, появлялись различные теории, которые позволяли все глубже заглянуть в сущность вещества и его свойств. Одновременно все основные понятия химии претерпевали тоже определенные метаморфозы: они уточнялись, наполнялись новым, более глубоким содержанием, между понятиями возникали ранее не обнаруживаемые связи. Классическая структура химии как учебного предмета строится по пути движения этих теорий. Разнообразные химические реакции, их причины, закономерности протекания могут быть объяснены с позиций внутренней природы вещества. Состав, строение и свойства вещества – вот три кита, на которых держится все здание современной химии.

Треугольник химии – это система взаимосвязанных фундаментальных химических понятий. Любой вопрос, изучаемый в школьной химии, может получить ответ только с позиций этой триады. Связь между ними, означает, что, зная состав вещества и его структуру, можно предсказать свойства вещества. И наоборот, знание свойств позволяет предвидеть и получить подтверждение определенного состава и строения вещества.

Выделим основные химические понятия, которые на протяжении любого курса химии составляют его основу. Они развиваются, движутся, образуют между собой видимые и невидимые связи. По мере узнавания новых, более глубоких особенностей вещества, возникает возможность предсказания неизвестных свойств, применения человеком полезных ему качеств веществ, наконец, синтезирования веществ с заранее прогнозируемыми свойствами.

Что же это за понятия, без которых невозможно говорить о химии?

 

Вещество частицы _______ молекулы, кристаллы, атомы,

По составуионы