Логическая структура курса химии.
Общая дидактика выработала ведущие основания, на которых отбирается материал для изучения, определяется степень использования научного языка, терминологии, набора понятий и пр. Это основные дидактические принципы, то есть принципы обучения!
1. Научность – включение в содержание предмета только научно-достоверных фактов, основных законов, системы ведущих научных понятий с раскрытием их сущности, причинно-следственных связей и т.п. Здесь составителей учебного курса подстерегает одна главная опасность – перегрузки предмета и превышения уровня доступности
(Пример– понятие «Кислота» и его развитие, движение в направлении усиления научности)
2. Доступность – определяет степень понимания и осознанность восприятия учебного материала. Она дозирует уровень сложности и трудности учебного материала. (раскрыть эти два термина), определяет последовательность развития понятий, и связана со следующим принципом…
3. Систематичность(относится к структуре курса) – предусматривает определенное построение содержания, последовательность, путь от простого к сложному, от неизвестного к известному, от абстрактного к конкретному и наоборот.связи между отдельными понятиями и выстраивание их системы, последовательное постепенное наполнение содержания понятия. При соблюдении систематичности, доступности и научности возникает такая характеристика знаний учащихся как их системность.
4. Связь с жизнью, с практикой.Этот принцип служит мотивации обучения, возникновению интереса, пониманию важности данного знания, наконец, позволяет применить знания в жизни.
Отбираемые для изучения сведения из науки выстраиваются в определенную последовательность. Она может иметь разные геометрические формы.
Это очень важный аспект построения систематического курса – выбор типа конструкции дисциплины. Есть три основных типа построения курсов:
1. Линейный - материал выстраивается последовательно по годам обучения, без дублирования, постепенно усложняясь и переходя ко все более новым и новым вопросам. -
2. Концентрическое построение – на разных этапах обучения происходит неоднократный возврат к одному и тому же материалу на разных уровнях сложности и теоретической глубины. Для большинства современных школьных курсов избрано такое построение в связи со структурой школьного образования (3 ступени – 3 концентра)
3. Спиральное построение -означает, что происходит постепенное расширение круга изучаемых понятий и возврат к уже изученным на новом витке спирали. (Это сочетание концентрического и линейного построения.)
Другой важной характеристикой структуры систематического курса является его логический подход. Он может быть индуктивным и дедуктивным.Очевидно, что нельзя, да и нет смысла искать на протяжении всего курса какой-либо один из этих подходов. Но их сочетание и проявление могут очень отличаться у разных авторов, и результат они будут давать различный.
Приведем примеры, когда и зачем вводятся тот или иной подход:
· На первых этапах обучения = И.
· При завершающем обобщении – И.
· При применении той или иной теории для предсказания свойств – Д
· При общем замысле – развить теоретическое мышление – Д
Разумное (оптимальное) сочетание И. и Д.определяется эффективностью обучения, и может быть установлено только при многократных проверках, массовом эксперименте по используемым учебникам и программам, при обязательном учете особенностей контингента учащихся. (примеры) и возможностях самого учителя.
Возникающий под пером автора учебный курс и учебник на основе выбранных подходов, идей, при соблюдении дидактических принципов может получиться разным. Он может оказаться очень интересным, развивающим, увлекающим ученика и наоборот. Каковы общие универсальные критерии отбора основ содержания наук - этот вопрос не имеет своего окончательного ответа.
Но попытки выработать такие критерии были, есть и продолжают появляться.
Бабанский Ю.К.: Критерии оптимизации объема и сложности учебного материала:
2. Критерий целостности содержания (отражение всех основных направлений развития науки)
3. К. Научной общепризнанности
4. К.научной значимости: то, что имеет всеобщий характер должно включаться в первую очередь
5. К. соответствия возрастным особенностям учащихся
6. К. соответствия объему времени, отведенного на изучение предмета.
7. К. соответствия условиям в массовой школе (мат-тех.база и кадровый состав)
8. К.соответствия международным стандартам
К этим принципам построения курса и дидактическим критериям добавляются в наши дни требования, появившиеся в новейшее время и отражающие современные изменения в структуре человеческого знания и приоритеты человеческого развития:
· Интеграция ест-научного знания как следствие взаимодействия всех наук (получает статус дидактического принципа, связана с систематичностью, научностью)
· Методологизация содержания (ознакомление с методами добывания знаний, методами обработки соответствующей информации)
· Экологизация любого е-н курса
· Гуманизация содержания.
Очень важно!Для построения курса химии еще очень важно определиться с предметом химии как науки. Казалось бы, что здесь сложного, но оказывается и здесь есть варианты.