Химическая наука составляет научно-теоретические основы школьного предмета, это основа для отбора содержания и построения систематического курса.

Содержание предмета и науки имеет много общего:

· И наука, и предмет – это система развивающихся и непротиворечивых знаний о природных, искусственных и идеальных химических объектах, их связях и отношениях, взаимодействиях, методах познания и о практическом применении.

· Они содержат одинаковые виды знания: эмпирические (факты, закономерности, представления), теоретические (законы, теории, понятия, идеи) Они направлены на описание и объяснение явлений природы, на практику.

· И в науке и в учебном предмете используются единая международная система символики, номенклатуры, терминологии, физ.величин и пр.

· Они используют единые для химии методы познания – экспериментальные (эксперимент, наблюдение, физические методы, измерения),

· теоретические (объяснение, моделирование, расчеты)

· логические (сравнение, аналогию, индукцию, дедукцию)

 

Отличия науки и предмета:

1. по целям и направленности

2. по объему информации

3. по составу и отношению разных видов знания

4. по логике и структуре знаний ( школьная химия –это синтез различных направлений науки химии)

5. по использованию методов познания (кроме методов научного познания здесь используются дидактические методы, направленные на усвоение и переработку информации)

6. по уровню описания знаний ( в предмете упрощен язык науки, доля математического аппарата и пр.)

Химия как наука познает вещество и происходящие с ним явления. Ее специфика отражается в специфическом способе познания. Особенности химического познанияоткладывают свой отпечаток на методическую (дидактическую) переработку науки в предмет:

1. В химическом познании раскрывается взаимосвязь свойств, состава и строения вещества

2. изучение функций вещества и частиц как следствий их структурной организации

3. каждый химический объект индивидуален, что проявляется через их качественные особенности

4. реакционная способность объясняется на основе структурной, энергетической и кинетической теорий

5. химические объекты описываются с качественной и количественной сторон в единстве

6. качественные изменения наступают в процессе количественных изменений скачком

7. учитывается, что изменчивость веществ неограниченна

8. теоретическое познание тесно увязано с практикой