Систематический курс химии как дидактический эквивалент науки

Классификация курсов химии. Главное, нужно решить главный вопрос: для чего дети будут изучать данный курс? Для серьезного основательного изучения основ науки или для общего развития, для повышения уровня культуры, для общей эрудиции и т.д. Ответ на этот вопрос – то есть вопрос о целях и предназначении курса химии приводит к появлению двух типов учебных курсов – систематических и несистематических.

Вариативность школьных учебных планов, различные подходы к организации обучения привели к появлению различных учебных курсов. Если раньше во всех школах использовалась одна государственная программа по химии и один учебник, то теперь конкретизация химического образования происходит в каждой школе на основе собственного варианта подхода к содержанию среднего образования.

Еще необходимо вспомнить о понятии «образовательная область», которое шире и более неопределенно, чем «учебный предмет».

В образовательную область «Химия» входят учебные курсы различного типа:

· Систематические– сконструированные на основе логики науки химии.

· Несистематические – в них логика развития науки используется не полностью, не абсолютно, поскольку их назначение совсем другое. Среди них выделим две разновидности: интегрированные курсы и пропедевтические. Как правило, они совпадают.

В некоторых школах вводят так называемые пропедевтические курсы химии – в 7 классе (за счет школьного компонента). «Мир глазами химика» - его цель подготовить детей к изучению химии. Пропедевтический - значит, подготавливающий, закладывающий необходимую основу, почву, для дальнейшего систематического изучения предмета.

Более распространены интегрированные курсы, в которых химические сведения объединены с другими естественнонаучными знаниями в своеобразную систему понятий, необходимых также для подготовки , а также для общего развития, для формирования нового синтетического типа мышления, для многопредметного подхода к изучению природы и пр.

Основу химического образования составляет базовый курс для 8-9 класса.Остальные предметы – пропедевтические и интегрированные не могут его заменить, а только готовят детей к его изучению, предшествуют ему.

Вспомним, что химия в БУПе относится к федеральному компоненту, и потому подлежит обязательному изучению всеми школьниками.

 

Прежде, чем мы будем рассматривать содержание систематического базового курса химии, сформулируем его цели и задачи.