Введение

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

НА ТЕМУ « Отчетность малых предприятий »

 

 

Выполнила студентка гр. АЛ-ЗЛЭ- 101

Виноградова Юлия Сергеевна

«_______»_____________2013 г.

Проверил преподаватель

Ильиных Т.П.________________

«_________»___________2013 г.

Оценка________________

СЛАВГОРОД 2013

 

 

Содержание

Введение  
Содержание и особенности составления отчетности малых предприятий  
1.1 Сущность малых предприятий
1.2 Особенности организации учета и отчетности на малых предприятиях
1.3 Состав и содержание отчетности малых предприятий
Составление бухгалтерской отчетности (вариант № 1)
Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности
Заключение
Список литературы

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономическое развитие России в целом зависит в немалой степени от развития малого бизнеса. Особенностью малого бизнеса является его универсальность.

То есть, развиваясь и работая в собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом.

Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслужено получила соответствующее государственное признание и поддержку.

Любая организация нуждается в оперативной, достоверной и полной информации, позволяющей адекватно реагировать на изменения, которые происходят как во внутренней, так и внешней среде. Опыт показывает, что данные бухгалтерского учета являются тем фундаментом, на основании которого принимаются обоснованные управленческие решения в текущей и перспективной деятельности. А бухгалтерская отчётность предприятия является завершающим этапом учётного процесса.

Тщательное изучение бухгалтерских отчётов раскрывает причину достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Внешние пользователи бухгалтерской информации получают возможность по данным отчётности оценить финансовое положение потенциальных партнеров.

В законодательном порядке закреплены и задачи бухгалтерского учета, которые выражаются в: формировании полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации. А также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним

пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявлении внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Целью курсовой работы является исследование отчетности на малых предприятиях.

Основными задачами работы являются:

- рассмотрение сущности малых предприятий.

- особенности организации учета и отчетности на малых предприятиях;

- составить бухгалтерский баланс по данным условного предприятия и осуществить его анализ.

Предметом исследования является бухгалтерский баланс, составленный на основании данных организации ЗАО «Комета»

При написании курсовой работы были использованы: интернет ресурсы, Федеральные законы »О бухгалтерском учете», »О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» законодательные акты, приказы Министерства Финансов, положения российских стандартов по бухгалтерскому учету (ПБУ)

 

 

  1.Содержание особенности составления отчетности малых предприятий
  1.1 Сущность малых предприятий
Малый бизнес в России, как и в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. Это немногочисленные, малые по количеству занятых, но работающие на основе интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке фирмы . Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Экономическое дело малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Под малым предпринимательством признается самостоятельная , осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на сис­тематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридиче­скими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства. [21,67] В соответствии с положе­ниями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О раз­витии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон). Малому предпринима­тельству присущи все свойства, которые характеризуют предпри­нимательскую деятельность вообще, однако основной особен­ностью малого предпринимательства является относительно вы­сокий уровень риска. Важнейшей осо­бенностью малого предпринимательства является положение, установленное Федеральным законом, что его субъектами могут быть юридические и физические лица, соответствующие установ­ленным Федеральным законом критериям. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимаются деятельность, осу­ществляемая относительно небольшой группой лиц, или предпри­ятия, управляемые одним собственником. Наряду со средней численностью персонала критериями отне­сения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др.[ 19,152] По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предприниматель­ства в Российской Федерации» под субъектами малого предпри­нимательства понимаются. Коммерческие организации ,в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами ма­лого предпринимательства, не. превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следу­ющих предельных уровней:[9,12] - в промышленности, в строительстве, на транспорте — 100 че­ловек; - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; - в оптовой торговле — 50 человек; - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения —30 человек; - в остальных отраслях и при осуществлении других видов дея­тельности — 50 человек. В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца [11,93]. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятель­ности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъ­ектам малого и среднего предпринимательства относятся внесен­ные в единый государственный реестр юридических лиц потреби­тельские кооперативы и коммерческие организации (за исключе­нием государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность ,без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъ­ектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридиче­ских лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юри­дических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвес­тиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами ма­лого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;[18,25] 2) средняя численность работников за предшествующий кален­дарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предпри­ятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета нало­га на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каж­дой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Предусмотренные п. 3 предельные значения выручки от реализа­ции товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.[13,66] Таким образом, малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. 1.2 Особенности организации учета и отчетности на малых предприятиях

 

return false">ссылка скрыта

При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства.[9.16] Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители.

Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы вправе:

- создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специальной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

При организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по законодательству РФ, следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, положениями по бухгалтерскому учету. Основным нормативным документом, регулирующим малое предпринимательство в РФ,

является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры[ 12,228]:

1) Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) Упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) Меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) Меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) Иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ меры.

Основной принцип организации бухгалтерского учета в любой организации - это максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач.

Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.

В соответствии с действующим налоговым законодательством субъекты малого бизнеса могут уплачивать налоги по следующим налоговым режимам[ 11,117]:

1) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД);

2) упрощенная система налогообложения (УСН);

3) УСН наряду с ЕНВД;

4) общая система налогообложения (ОСН);

5) ОСН наряду с ЕНВД.

Влияние на организацию бухгалтерского учета:

а) ЕНВД (при отсутствии иных режимов) — минимальное, что обусловливается отсутствием необходимости расчета величины налога на основании данных бухгалтерского учета;

б) УСН — в зависимости от объема хозяйственных операций и объекта налогообложения (организации могут вести либо не вести бухгалтерский учет, если объект налогообложения доходы или доходы за минусом расходов);

в) ОСН — максимальное, что прежде всего связано с применением главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»;

г) при совмещении различных налоговых режимов — влияние

определяется с учетом особенностей каждого режима.

На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета[ 14,353]:

1) Упрощенную форму бухгалтерского учета, которую можно вести:

А) По простой форме бухгалтерского учета , предусмотренную Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64 н);

Б) По форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета, предусмотренную типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64 н.к).

2) Мемориально-ордерную форму.

3) Единую журнально-ордерную форму.

4) Журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций.

5) Автоматизированную форму.

6) Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (Книга учета доходов и расходов; утв. приказом МНС России от 28.10.02 № БГ-3-22/606).

Данная форма может применяться только организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2. "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

Таким образом, существует реальная возможность тесной интеграции бухгалтерского и налогового учета.[13.284] Поэтому для унификации данных бухгалтерского и налогового учета организации необходимо в учетной политике принять порядок, наиболее удовлетворяющих требованиям субъекта малого бизнеса и находящего компромиссный вариант между этими видами учета.

Так же для поддержания данных целей необходимо организовать в рамках бухгалтерского учета получение данных, необходимых для заполнения налоговой декларации по соответствующим налоговым режимам (ОСНО, ЕНВД, УСНО).

Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет:

- обеспечить сохранность имущества;

- обеспечить эффективность управления ресурсами;

- исчислить финансовый результат деятельности;

- определить налоговые обязательства.

Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:

- единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий;

- журнально-ордерной формы для небольших предприятий и хозяйственных организаций.

Таким образом, малое предприятие должно самостоятельно избрать форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме.

Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.).[18,147]