РЕКРЕАЦИОНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

 

 

Рекреационное районирование - это деление территории на рекреационные зоны и районы в соответствии с общностью районообразующих признаков и характера рекреационного использования.

Метод районирования очень популярен в географии (например, существует административное, экономическое, демографическое, экологическое районирование, и др.).

При выполнении районирования необходимо опираться не общегеографические принципы районирования:

1. Конструктивность - определяется четко поставленной при районировании целью: для чего мы это делаем. Основная цель рекреационного районирования - анализ современного состояния внутреннего российского туристского рынка.

2. Многоаспектность - при выполнении районирования используют не один, а несколько районообразующих признаков. Это дает возможность проведения комплексного анализа территории. Такой подход называется комплексным (или системным). Многоаспектность (комплексность оценки) обусловлена разнообразием видов туризма, входящих в туристскую отрасль.

3. Объективность - т.е. отображение реальной современной ситуации, сложившейся на территории. Поэтому в основу должны быть положены современные районообразующие признаки, которые опираются на конкретные числовых (статистические) показатели.

4. Иерархичность - деление от большого к малому. Иерархичность позволяет делить территорию на зоны, подзоны, районы и подрайоны, а также субъекты, входящие в состав районов. Все они находятся в четкой взаимной связи и подчинении.

 


Зачем необходимо проводить рекреационное районирование?

Знание современного состояния российского туристского рынка и динамики его развития необходимо как для органов управления туризмом, так и для турбизнеса. Невозможно выстроить грамотную государственную и региональную политику в отношении туристской отрасли, если не иметь достаточно полную информацию об уровне развития туристской индустрии и ее тенденциях.

Российские туроператоры работают в основном с одними и теми же традиционными туристским центрами страны, слабо представляя всю многогранную палитру российского туризма. Потенциальные возможности развития туризма в различных регионах слабо освещаются в туристской прессе и на выставках и носят в основном рекламный характер, не выявляя специфических особенностей развития туризма. Все это приводит к достаточно хаотичному выбору туристских территорий и объектов для нового освоения. Отсутствие научно обоснованных предложений по развитию туризма затрудняет деятельность предпринимателей, готовых инвестировать средства в российский туризм.

В настоящее время существует острая необходимость в серьезном анализе внутреннего туристского рынка России.Одним из основополагающих инструментов такого анализа является рекреационное районирование России.

Вопросами рекреационного районирования России географы стали заниматься с 60-х гг. XX столетия. Первоначальные районирования были узко специализированные и касались конкретных туристских направлений (суботраслей туризма): санаторно-курортной отрасли, спортивного туризма и т.д. Отраслевой подход определял выбор районообразующих признаков.

В 70-х гг. географами школы В.С. Преображенского была сделала попытка первого комплексного районирования туризма в СССР в целом. В качестве районообразующих признаков были приняты: функциональная структура, степень рекреационной освоенности, степень открытости региона и перспективность территории. Эти же районообразующие признаки применялись и при последующих районированиях, сделанных в советский период, необходимость в которых возникала в связи с тем, что только один признак - функциональная структура, - был консервативным, а три остальных менялись со временем. Поэтому каждое районирование отражало лишь определенный период в развитии отечественного туризма.

В принятые районообразующие признаки не входило ряд факторов, определяющих условия развития туризма.

Во-первых, районирование этого периода (70-90 годов) не учитывало учение о рекреационной системе (РС). По сути дела в них отсутствовали все элементы РС, влияющие на развитие туризма:

- не были учтены рекреационные потребности населения и степень их удовлетворения в регионах (элемент «отдыхающие»), а ведь это главный генерирующий фактор развития туризма. Отсутствовал детальный анализ турпотоков: учитывалось только соотношение приезжих и местных туристов. Кратковременный отдых и рекреация вообще не принимались во внимание

- природные и культурные комплексы рассматривались только через функциональную структуру регионов без указания четких критериев включения их в туристскую практику.

- технические комплексы (уровень развития инфраструктуры и состояние материально-технической базы туризма) не вошли в число районообразующих признаков.

- обслуживающий персонал (трудовые ресурсы туризма) вообще «выпали» из рекреационного районирования.

- органы управления также не вошли ни в один из районообразующих признаков, а ведь именно этот элемент определяет по сути дела значимость туризма в том или ином регионе (т.е. какое значение ему придают властные структуры).

Во-вторых, абсолютно проигнорировано было соотношение основных факторов развития туризма - рекреационных потребностей (генерирующего фактора) и рекреационных ресурсов (реализующего факторов), - являющееся доминирующим условием развития туризма. А потому выделение некоторых зон и районов во многом носило формальный характер. В силу чего никогда не выделялась зона Европейский Центр России как наиболее перспективная территория, однако именно здесь отмечается оптимальное взаимодействие этих факторов. Были объединены в одну рекреационную зону «Север России» принципиально разные по условиям развития территории - Европейский и Азиатский Север.

В-третьих, во всех признаках выбранные критерии не подкреплялись объективными числовыми показателями, что нарушает один из основных принципов географического районирования (объективность).

В-четвертых, не рассматривался вклад туризма в социально-экономическое развитие регионов.

При переходе к рыночным отношениям несовершенство районообразующих признаков проявилось наиболее отчетливо, и в 1995 г. было сделано новое районирование применительно к территории Российской Федерации с новыми подходами к набору районообразующих признаков.

При новом районировании учитывались как выбранные ранее районообразующие признаки, так и основные факторы развития туризма. В результате территория РФ была разделена на следующие рекреационные зоны и районы: Европейский Север (районы: Кольско-Карельский и Русский Север), Европейский Центр России (районы: Западный (морской), Северо-Западный (Ленинградский), Западный (континентальный), Верхне-Волжский, Столичный, Средне-Волжский, Уральский), Европейский Юг России (районы: Южнороссийский, Нижнее-Волжский, Азовский, Кавказско-Черноморский, Северо-Кавказский, Каспийский, Горно-Кавказский), Азиатский Север (районы: Обско-Путоранский, Якутский, Колымско-Чукотский, Камчатский), Юг Сибири (районы: Обско-Алтайский, Саянский, Байкальский, Амурско-Дальневосточный).

В течение 10 лет проводилось уточнение вхождения тех или иных субъектов РФ в рекреационные районы по мере поступления сведений о развитии туризма в них. Основная сложность заключалась в недостаточной статистической информации по регионам, которая до 2004 года носила разрозненный характер.

Начиная с 2004 года, стали появляться различные статистические сборники, которые касались как состояния туристской индустрии, так и общих экономических и социальных показателей в регионах, что позволяет в настоящее время произвести новое рекреационное районирование на основе объективных показателей.

Проведенная обработка статистических данных по 86 субъектам РФ показала, что приходится уточнять ряд признаков, а также включать новые.

Ниже приводятся основные уточнения принятых районообразующих признаков, изменения их и включение новых (см. вопрос № 23).

1. Соотношение основных факторов развития рекреации и туризма. Речь идет о генерирующем (факторе населения и его рекреационных потребностей), а также реализующем (факторе рекреационных ресурсов). Благодаря соотношению этих факторов (доминирующему условию развития рекреации и туризма в регионах), территорию РФ подели на 5 крупных рекреационных зон:

 

Зона «Центр» Высокие рекреационные потребности обеспечиваются богатыми и разнообразными рекреационными ресурсами (самое удачное сочетание факторов)  
Зона «Юг России» Высокие рекреационные потребности, а вот ресурсов-то как раз и не хватает  
Зона «Европейский Север» Небольшие (средние) рекреационные потребности при очень хороших и разнообразных рекреационных ресурсах  
Зона «Юг Сибири» Небольшие рекреационные потребности и избыточные, даже уникальные рекреационные ресурсы  
Зона «Азиатский Север» Низкие рекреационные потребности (никто практически не живет) при неосвоенных и труднодоступных рекреационных ресурсах.

 

2. Функциональная структура – количество видов туризма, которые могут развиваться, или уже развиты на территории. Регионы подразделяются на полифункциональные и монофункциональные. В чистом виде понятия «монофункциональная территория» не существует, так как практически в каждом субъекте РФ в той или иной мере могут быть развиты все основные виды туризма. Требуется установить, с какого момента ту или иную туристскую специализацию можно отнести к ведущей.

3. Степень рекреационной освоенности. Это признак, в котором не были установлены предельные нормативы отнесения территорий к сверхосвоенным, освоенным, средне, слабо, мало и неосвоенным районам. В настоящее время существуют числовые показатели расчета степени рекреационной освоенности, а также обеспеченности территории (мы это рассматривали в вопросе № 22).