Региональных программ
Федеральные программы регионального развития (далее — региональные программы) в принципе должны разрабатываться не для всех, а только для ограниченного числа проблемных территорий.
В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики, они нацеливаются на решение не столько текущих (тактических), сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение. Для одних регионов это может быть реструктуризация экономики, для других — преодоление хронической отсталости, активизация полюсов роста, освоение новых природных ресурсов и т.д. Программы создают федеральным и региональным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности.
9 (5)
В СССР был накоплен значительный опыт разработки государственных региональных программ:
1. Урало-Кузнецкий комбинат,
2. Ангаро-Енисейская бассейн,
3. Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс и др. (см. параграф 2.3).
Научные основы построения таких программ в значительной мере сохраняют свое значение и в настоящее время. Однако условия реализации разрабатываемых программ теперь качественно иные: отсутствие централизованного планирования и управления, множество собственников и рыночная среда, открытость экономики, возросшая роль региональных и местных властей.
(Курс стратегического планирования у вас есть, поэтому я не буду рассказывать о технологии разработи самих программ).
10 (6)
Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются:
• комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;
• целевая направленность и системность мероприятий программы;
• вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;
• ресурсная обеспеченность программы;
• адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.);
• обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).
11 (7)
Главным нормативным документом регионального программирования является «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ», утвержденный Правительством Российской Федерации в 1995 г. и уточненный в 1996 г.
Инициаторами разработки федеральных программ регионального развития чаще всего выступают администрации субъектов Федерации.
12 (8)
Обоснования предлагаемой программы включают
· формирование важнейших проблем, требующих программной проработки,
· анализ причин их возникновения,
· оценку возможной социально-экономической эффективности программы,
· потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления,
· рекомендации о составе государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программы.
13 (9)
Решение о разработке федеральной региональной программы принимает Правительство Российской Федерации. Оно же назначает государственного заказчика, несущего основную ответственность за разработку и реализацию программы (чаще всего это Министерство экономики; для особо сложных программ, например развития Дальнего Востока и Забайкалья, назначается несколько государственных заказчиков, один из которых становится координатором).
Государственный заказчик (координатор) определяет разработчиков программы, в том числе головного разработчика (как правило, им становится научно-исследовательский институт, например СОПС), и поручает им подготовку проекта программы на основе исходного задания.
14 (10)
Проект программы должен включать:
1. • цели и задачи программы (качественно и количественно конкретизированные);
2. • этапы и сроки выполнения программы;
3. • структуру программы (состав подпрограмм по направлениям: природно-ресурсный и демографический потенциал, развитие основных производств и инфраструктуры, научно-техническое развитие, межрегиональное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность, охрана окружающей среды и т.п.);
4. • систему программных мероприятий (по направлениям);
5. • обоснование финансовых и других затрат;
6. • расчеты социально-экономической эффективности и оценку экологических последствий;
7. • характеристику механизмов осуществления программы (необходимые нормативно-правовые и институциональные изменения, система стимулирования и привлечения финансовых ресурсов, организация управления программой и контроля за ходом ее выполнения);
8. • сведения о государственных заказчиках и исполнителях программы.
15 (11)