Порядок движения поступающих, отправляемых и внутренних документов
Документооборот организации
Документооборот –движение документов в организации с момента их создания (получения) до завершения использования (отправки).
Перед всеми организациями встает проблема совершенствования документооборота, т.к. он имеет постоянную тенденцию к росту.
Причины:
- развитие экономики, усложнение процессов управления
- несоблюдение нормативное документации, создание дублирующих документов;
- некомпетентность, издание заведомо невыполнимых документов.
Правила организации документооборота:
- оперативное прохождение документа по наиболее короткому пути с наименьшими затратами времени (необходимо max сократить инстанции прохождения документа);
- нужно max унифицировать порядок документооборота;
- max сократить возвратное движение документов.
Правильная организация документооборота способствует:
- Оперативному прохождению документа;
- Равномерной загрузке подразделений и должностных лиц;
- Повышению культуры труда;
- Оказывает положительное влияние на эффективность управленческого процесса
Важный критерий напряженности документооборота – объем (включает все исходящие, входящие и внутренние документы), а также структура потока (виды документов, авторство и др.), режим потока (периодичность).
Учет объема документооборота - для расчета штатной численности персонала, выбора тех. средств и т.д.
Для оптимизации маршрутов движения различных документов разрабатываются маршрутные схемы, включаются в инструкцию по д/п (3-4 схемы + схема обращений граждан).
Системы документооборота:
- централизованная – все официальные документы регистрируются в одном подразделении;
-децентрализованная – документы регистрируются в подразделении их издавшем;
- смешанная – одни виды документов(важнейшие) регистрируются в одном централизованном подразделении, другие – в подразделении их издавшем (децентрализовано).
Плюс централизованной системы – четкий контроль за ведением делопроизводства одним подразделением; минус – большая загруженность этого подразделения.
Децентрализованная система – облегчает ведение делопроизводства, но в то же время и усложняет контроль.
Смешанная система – объединяет плюсы двух предыдущих.
Порядок движения поступающих, отправляемых и внутренних документов
Документопотоки:
- входящий (документы подведомственных организаций, документы вышестоящих организаций, документы др. организаций (для согласования действий), обращения граждан);
- исходящий (документы самой организации, отправляемые за ее пределы (инициативные, ответные);
-внутренний (созданы в организации и используются внутри нее, ОРД, докладные, служебные записки).
Входящий и внутренний документопоток имеет три направления движения:
- документы, адресованные руководству организации;
- руководителям структурных подразделений;
- непосредственно специалистам
Для исходящего документопотока + ответы на обращения, клиентам и т.п.
Прием и обработка поступающих документов
при поступлении документа необходимо проверить:
- правильность доставки (ошибочно доставленные возвращаются);
-целостность упаковки
- комплектность (н-пр, наличие всех страниц док-та, всех приложений) + необходимо сохранить конверт, если на самом документе отсутствует адрес, если получена жалоьа, исковое заявление и т.п.,
а также:
-документы с пометкой «лично» не вскрываются, а сразу передаются адресату;
- при обработке на документе проставляется пометка о поступлении в правом нижнем углу (вх. рег. № и дата поступления).
Передача между структурными подразделениями
При необходимости сотрудник, принимающий информацию, расписывается в разносной книге, журнале о приеме документов и отмечает дату их получения (иногда точное время получения).
Направление документа на исполнение
С 70-х гг. XX века начала применяться методика предварительного рассмотрения документов, проводится опытным секретарем или др. специалистом.
- выявляются док-ты, которые должны обязательно поступить именно руководителю;
- ---- руководителю одного из структурных подразделений
Особо выделяются документы, требующие ответа (часто ставятся на контроль).
При рассмотрении поступившего документа учитываются:
Важность его содержания;
Сложность и новизна поставленных вопросов;
Авторство;
Реальная срочность исполнения документа;
Вид документа.
Служба ДОУ должна быть уведомлена о том, кому документ определен на исполнение и какое решение руководителем принято и зафиксировано в резолюции.
Порядок движения отправляемых (исходящих) документов
Исходящие документы – ответные письма, инициативные письма различной тематики.
Этапы: составление проекта документа, его распечатка; согласование проекта, его визирование в необходимых случаях; подписание (утверждение); регистрация и отправка.
Движение внутренних документов: подготовка проекта документа, перепечатка, согласование, визирование, подписание, исполнение. Маршруты их прохождения на этапах подготовки и оформления те же, что и у исходящих документов, а на этапе исполнения совпадают с маршрутами входящих документов.
Регистрация документов
Это запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующей факт его создания/ отправления/ получения.
Для отправляемых документов – последний этап.
Для получаемых – один из начальных.
Цели регистрации:
- учет документов;
- контроль исполнения документов;
- справочная работа по документам.
Процесс регистрации – перенос с документа его реквизитов в специальную регистрационную форму, завершается присвоением регистрационного номера.
Регистрации подлежат почти все документы, независимо от формы их получения.
НО! НЕ регистрируются (этот перечень входит в инструкцию по д/п):
-рекламные письма;
- поздравительные письма и телеграммы;
- документы с пометкой «лично»
!!! Документы должны регистрировать только 1 раз (в день получения/ отправки/ создания) – в трех разных регистрационных формах (входящие, исходящие, внутренние).
Приказы по основной деятельности – в канцелярии, приказы по кадрам – в отделе кадров, бухгалтерская документация – в бухгалтерии и т.д. но децентрализация должна основываться на единых правилах и единой системе.
Системы регистрации документов:
- централизованная
- децентрализованная
- смешанная
Самая эффективная - смешанная. Централизовано регистрируется документация из госорганов и МС и направляемые им документы, важнейшие внутренние документы, предложения и жалобы граждан. Специализированная документация – в структурных подразделениях.
Регистрация входящих:
- дата получения;
- вх. регистр. № - присваивается документу при получении;
- дата создания документа;
- регистр. № док-та (исходящий);
- автор документа (организация-корреспондент/ физ. лицо);
return false">ссылка скрыта- заголовок;
- резолюция;
- срок исполнения;
- исполнитель;
- ход исполнения док-та;
- № дела, в которое документ будет помещен после исполнения
(те же самые поля при регистрации внутреннего, только рег. № один – присвоенный при создании док-та).
формы регистрации документа:
- журнальная;
- карточная;
- регистрация при помощи специального ПО (автоматизированная электронная форма)
Журнальная форма используется, когда на первом месте – учет, когда важно обеспечить учет выдачи документов, часто при работе с конфиденциальными документами (ДСП, например). Удобна, когда в организации небольшой документопоток.
Достоинства: простая, быстрая форма, хорошо организует учет документов;
Недостатки: одновременно заниматься работой может только один сотрудник, т.к. записи делаются последовательно, затрудняет справочную работу с документами, затрудняет контроль исполнения.
Карточная форма. Запись данных на отдельных карточках.
Преимущества: работой могут заниматься несколько сотрудников одновременно, карточки можно изготовить в нескольких экземплярах, можно систематизировать их по разным признакам à легче информационно-справочная работа.
РКК изготавливали формата А5/А6. На лицевой стороне – реквизиты документа. На оборотной – отметки о контроле, дата поверки, причины задержки исполнения, отметки и движении (передаче) документа. Графы «Фонд №», «Опись №», «Дело №» заполняются в архиве.
В трех экземплярах: один – в сроковую картотеку, другой – в инф.-справочную, третий- вместе с выданным документом исполнителю, он заполнял необх. поля.
Недостатки: трудоемко, карточки легко теряются.
Автоматизированная форма – почти вытеснила другие.
Плюсы: позволяет распараллелить функции специалистов, значительно упрощает регистрацию и передачу документа на исполнение, информационно-справочную работу (очень удобно проследить движение документа), контроль.
Регистрация, инф.-справочная работа, контроль – наиболее часто автоматизируемые операции.
Регистрация исходящих:
- название подразделения, подготовившего док-т;
-исходящий номер;
-адресат (часто указывают срок исполнения/ ответа).
Информационно-справочная работа по документам
Справочники по документам: номенклатура дел, описи, каталоги регистрационно-контрольных карточек, электронные БД и т.д.
Одна из целей регистрации – создание БД о документах учреждения.
На основе этой БД можно ответить на типичные вопросы, задаваемы службе ДОУ:
- у какого специалиста находится в работе некий документ;
- в каких документах можно найти какую-л. интересующую информацию;
- поступал ли документ с какой-л. тематикой, от какой-л. организации и т.п.
До появления автоматизированных систем инф.-справочная работа была слабым местом.
Автоматизированные системы позволяют:
- находить справки по любой комбинации данных в карточке;
- вести поиск по исполненным и неисполненным документам, по всей базе за текущий год или предыдущим годам;
- информацию можно вывести на экран и распечатать.
Все большее распространение имеют полнотекстовые системы (можно вести поиск по словам и словосочетаниям из документа).
è ускорение документооборота, рост исполнительской дисциплины, совершенствование управления организацией в целом.
Контроль исполнения
Цель – обеспечение своевременного и качественного исполнения документов.
Осуществляет служба ДОУ
Виды контроля:
- по существу (насколько полно, правильно решен тот или иной вопрос, часто осуществляется самим руководителем или ответственным, указанным в резолюции);
- контроль сроков (срок исполнения м.б. типовым/ индивидуальным). Индивидуальный срок обозначается в документе, как правило, от вышестоящих организаций или резолюцией. Типовые сроки- «срочно» - 3 дня, «оперативно» - 10 дней, запрос информации вышестоящих органов (например, прокуратуры) – 15 дней, если срок не указан – 30 дней.
Этапы контроля:
- постановка на контроль
На самом документе проставляется отметка о контроле (штамп «К» или «Контроль» в верхнем правом углу, карточка документа помещается в контролируемый массив, затем – в исполненные документы, когда контроль будет снят;
- проверка своевременности доведения документа до исполнителя
сотрудник службы ДОУ (или экспедиции) обязан доставить документ до исполнителя, считается, что в течении рабочего дня;
- предварительная проверка и регулирование хода исполнения
В течение срока исполнения сотрудник службы ДОУ напоминает о приближающемся сроке исполнения (если документ исполняется в течение года – раз в месяц, в течение месяца – раз в 10 дней, последнее контрольное напоминание – за 3-5 дней);
- учет и обобщение результатов контроля
Результат исполнения документа – проект док-та, контроль снимается службой ДОУ (основание: подготовлен ответ, подписанный руководителем/ справка о результатах решения вопроса); при невозможности исполнить, за 3 дня до окончания срока составляется служебная записка службе ДОУ и докладная руководителю; при уходе в отпуск/ болезни/ увольнении работник должен передать свои дела по согласованию со службой ДОУ;
- информирование руководства о ходе исполнения документов и исполнительской дисциплине. Н-пр, отчеты по исполнительской дисциплине, депремирование как штрафная санкция (раз в месяц, квартал, например).
При большом объеме документов м.б. специальное контрольное подразделение.
Задачи:
è контроль за сроками;
è контроль за исполнением устных указаний;
è контроль за соответствием документов стандартам и нормам;
è разработка предложений по укреплению исполнительской дисциплины и совершенствованию документооборота;
è подготовка аналитических отчетов.
Технологии контроля (традиционные и электронные)
Техническим средство контроля - карточка (картотека) или экранный шаблон.
При контроле устных поручений контрольный экземпляр заполняется в контрольной службе.
При постановке на контроль нескольких заданий одного документа, различных исполнителей и сроков исполнения, контрольный формат заполняется на каждое поручение или задание.
Отметка о контроле (буква «К» или штамп «Контроль») проставляется в верхнем правом углу первого листа документа.
Механизированный контроль: регистрационно-контрольная карточка с перфорацией. Срок исполнения, исполнитель. Вид документа кодируются перфорацией.
Автоматизированный контроль: постановка документов на контроль происходит автоматически при заполнении поля «Срок исполнения».
è В 70-е гг. в России появились первые автоматизированные подсистемы, среди которых была подсистема АКИД (автоматизированный контроль исполнения документов).
è В 80-90е гг. контроль осуществляется на базе ПК, создаются АРМ.
è Функция контроля может быть прописана как в отдельной программе по контролю за исполнением документов, так и в общих программах по ДОУ.
è Текущий контроль выполняется путем вызова на экран и распечатки списка документов, срок исполнения которых истекает на конкретную дату, а также списка исполнителей.
è Автоматически могут составляться справки для оценки эффективности работы сотрудников и системы ДОУ.