Вопрос 44. Что такое малое многобожие?

 

Ответ. Это некоторая доля стремления к показному, при­мешивающаяся к старанию сделать что-либо должным образом ради Аллаха Всевышнего.

Аллах Всевышний сказал:

«И пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим в Суд­ный день, совершает благие дела и не поклоняется никому боль­ше, кроме Господа своего.»

Пещера, 110

Что же касается посланника Аллаха, (с.г.с.), то однажды он сказал:

«Поистине, больше всего я боюсь для вас того, что вы стане­те впадать в малое многобожие». (Люди) спросили: "О послан­ник Аллаха, а что такое малое многобожие?" Он ответил: «По­казное (совершение благого)».

Ахмад, аль-Багави, аль-Хайсами.

А впоследствии пророк, (с.г.с.), истолковал свои слова следующим образом:

«(Это значит, что) человек будет становиться на молитву и стараться совершать её как можно лучше, увидев, что (на него) смотрит кто-то другой».

Часть хадиса, который приводят Ахмад и Ибн Маджа.

К этому же имеют отношение те случаи, когда клянутся не Аллахом, а, например, родителями, или идолами, или Каабой, или верностью или чем-нибудь ещё.

Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«He клянитесь ни своими отцами, ни своими матерями, ни идолами»

Абу Дауд

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Пусть тот, кто (захочет) поклясться, клянётся Господом Каабы»

Ан-Насаи, Ахмад.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Не клянитесь (ничем и никем), кроме Аллаха». [69]

Абу Дауд, ан-Насаи.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Тот, кто клянётся верностью, не относится к нам»[70].

Абу Дауд

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Тот, кто поклялся не Аллахом, впал в неверие (или:… в многобожие)».

А6у Дауд

То же самое относится и к произнесению слов: "Как пожелал Аллах и ты". Сообщается, что в ответ человеку, однажды ска­завшему ему это, пророк, (с.г.с.), сказал:

«Ты что же, приравнял меня к Аллаху? (Следует говорить): «Как пожелал один лишь Аллах!»

Аль-Бухари, Ибн Mаджа, Ахмад.

То же самое относится и к таким выражениям как: "Если бы не Аллах и ты", - а также: "Нет у меня никого, кроме Аллаха и тебя ", - а также: "Я прошу покровительства у Аллаха и тебя ", - и тому подобным фразам.

Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Не говорите: "Как пожелал Аллах и такой-то" - но говори­те: "Как пожелал Аллах, а потом такой-то"»

Абу Дауд, Ахмад.

Улемы указывали, что можно говорить: "Если бы не Аллах, а потом такой-то ", - но нельзя говорить: "Если бы не Аллах и та­кой-то ".

 

Вопрос 45. Какая разница между союзом "и" и выраже­нием "а потом", использующимися в вышеупомянутых вы­ражениях?

Ответ. Разница состоит в том, что соединение двух слов с помощью союза "и" требует сопоставления и приравнивания. Таким образом, получается, что человек, сказавший: "Как по­желал Аллах и ты", - сопоставляет желание раба с желанием Аллаха, приравнивая одно к другому. Если же для соединения используется выражение "а потом", то положение меняется, так как оно указывает на принадлежность и зависимость. Это озна­чает, что человек, сказавший: "Как пожелал Аллах, а потом ты", - тем самым подтверждает факт зависимости желания раба от желания Аллаха Всевышнего и вторичности желания раба, на что и указал Всевышний, который сказал:

«Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах».

Человек, 30.

То же самое относится и ко всему остальному.