Классификация судов и состав флота.
Главный критерий классификации судов — их назначение, т.е. род выполняемой работы или вид перевозок.
По назначению речные суда подразделяют на:
- транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые);
- технические (землечерпательные и землесосные снаряды, суда для обслуживания навигационного оборудования, ремонтные);
- вспомогательные (плавучие доки, санитарные и очистительные станции, плавучие краны, дебаркадеры, топливозаправщики);
- специального назначения (ледоколы, паромы, пожарные, плавучие магазины, разъездные).
Классификация судов также по разным другим признакам:
- район плавания,
- способ и принцип движения по воде,
- число гребных валов,
способ выполнения грузовых операций.
По районам плавания Российский Речной Регистр подразделяет все суда на 5 классов:
«М-СП» — для смешанного — «река-море» плавания при шторме не более 8 баллов, высоте волн до 3,5 м, максимальном удалении от портов-убежищ 50 миль;
«М» — для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 3 м (в условиях больших рек, озер, морских заливов);
«О» — для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 2 м (на крупных водохранилищах и низовьях крупных рек);
«Р» — для плавания на средних и нижних плесах крупных рек, на каналах и спокойных озерах при высоте волн до 1,2 м;
«Л» — для плавания по рекам при высоте волн до 0,6 м (малые реки и верховья крупных рек).
Судам «река-море» плавания также присваивают классы: I, II, IIСП и III.
Эти классы ограничивают морские районы плавания указанных судов, т.е. границы их максимального удаления от портов-убежищ.
У российских судовладельцев суда плавания класса «река-море» представлены в основном судами класса IIСП Российского Морского Регистра Судоходства.
Для таких судов разрешено плавание при максимальной высоте волны 6 м с удалением от места убежища не более 50 миль в открытых морях при допустимом расстоянии между местами убежищ не более 100 миль; в закрытых морях — не более 100 миль от места убежища и с допустимым расстоянием между местами убежищ не более 200 миль
Для судов I класса разрешается плавание в морских районах с максимальной высотой волны 8,5 м при удалении от мест убежищ не более 200 миль и расстоянии между ними не более 400 миль.
Суда смешанного плавания «река-море» играют все более заметную роль в объеме российских внешнеторговых перевозок и успешно конкурируют с морскими судами.
По способу движения по воде все суда подразделяются на:
- самоходные, т.е. с собственным механическим двигателем и
- несамоходные, т.е. приводимые в движение источником энергии, находящимся вне судна — толкачами, буксирами, энергией ветра (парусные).
Техническому надзору Российского Речного Регистра подлежат все самоходные суда с энергетическими установками мощностью 55 кВт и более, а также несамоходные суда валовой вместимостью 80 т и более.
По принципу движения суда подразделяют на:
- водоизмещающие (т.е. плавающие на поверхности воды),
- глиссирующие (т.е. скользящие по этой поверхности), а также
- суда на подводных крыльях, воздушной подушке и экранопланы (передвигающиеся над поверхностью воды).
По числу гребных винтов суда бывают:
- одновинтовые,
- двухвинтовые и
- трехвинтовые.
По способу выполнения грузовых операций их подразделяют на суда:
- с вертикальной загрузкой-разгрузкой через грузовые люки;
- с горизонтальной загрузкой-разгрузкой через бортовые порты или по специальным помостам (аппарелям);
- методом притапливания (докования) судна;
- способом перекачки по трубопроводам жидких и пылевидных грузов.
Пассажирские и грузопассажирские суда внутреннего плавания по назначению и продолжительности рейса (в одном направлении) подразделяют на 4 группы:
— транзитные дальнего следования с длительностью рейса более 24 ч;
— местные с длительностью рейса менее 24 ч;
— пригородного сообщения с длительностью рейса не более 8 ч;
— внутригородского сообщения с длительностью рейса не более 4 ч.
Транзитныепассажирские суда дальнего сообщения трех- и четырехпалубные используются, главным образом, как туристические (плавучие дома отдыха.
Суда местного, пригородного и внутригородского сообщений имеют меньшие размеры и преимущественно сидячие места. На этих перевозках большое распространение получили скоростные суда на подводных крыльях и воздушной подушке.
В 1999 г. на учете в Российском Речном Регистре находилось 34,3 тыс. судов различного назначения общей грузоподъемностью 13,1 млн. т. Средний возраст судов 23 года. Почти 13% этих судов оценивают как ограниченно годные или негодные к эксплуатации. Около 12 тыс. судов общей грузоподъемностью 12 млн. т и пассажировместимостью 163 тыс. мест принадлежат пароходствам и портам, которые выполняют 90% всей транспортной работы на внутренних водных путях.
Структурный состав этих судов следующий:
- пассажирские и грузопассажирские — 9%,
- грузовые — 53%,
- остальные — вспомогательного, технического и специального назначения.
В общей структуре грузовых судов:
- 23% приходится на самоходные сухогрузные,
- 11% — на самоходные наливные (танкеры),
- остальные на несамоходные сухогрузные суда.
Сложившаяся структура судов, используемых на внутреннем водном транспорте, не оптимальна. Она не соответствует сложившимся характеристикам грузопотоков и судоходным условиям перевозок.
Грузовые суда вынуждены работать с неполной нагрузкой из-за малых глубин судовых ходов. Количество несамоходных судов не соответствует количеству потребных буксиров-толкачей. Испытывается дефицит судов для палубной перевозки грузов. Многие суда устарели (морально и физически) и требуют списания.
Согласно программе «Возрождение торгового флота России», принятой в 1992 г., надлежало списать по срокам службы 48% всех транспортных судов, в том числе 232 судна, работающих на загранперевозках. За 8 лет (1993-2000 гг.) было намечено построить и модернизировать 1810 судов, в том числе 516 для доставки внешнеторговых грузов. За 6 лет с начала 1993г. было построено и модернизировано 380 судов, в том числе 272 судна смешанного плавания « река-море». Строительство выполнялось в основном на зарубежных верфях преимущественно за счет средств судовладельцев, кредиторов иностранных банков.
Общая потребность России в судах класса «река-море» увеличивается с каждым годом. Сегодня на перевозках российских внешнеторговых грузов занято более 700 таких судов, принадлежащих различным судовладельцам. Эти суда обеспечивают транспортныесвязи с иностранными портами 45 стран.
Порты.
На внутренних водных путях функционируют:
- порты общего пользования;
- порты, принадлежащие промышленным предприятиям, и
- причалы, арендуемые клиентурой.
По назначению порты подразделяют на:
- грузовые,
- пассажирские и
- грузопассажирские.
Грузовые порты осуществляют перевалку грузов с водного на смежные виды транспорта и обратно. Их подразделяют на универсальные и специализированные. Универсальные порты служат для перевалки самых разнообразных грузов, а специализированные служат для перевалки самых разнообразных грузов, а специализированные предназначены для перевалки грузов определенных видов.
По объему и характеру работы порты и портопункты в зависимости от грузооборота и объема отправления пассажиров классифицируют на четыре категории.
Общий объем перевалки грузов в портах внутреннего водного транспорта составил в 1999 г. 134,4 млн. т, в том числе экспортно-импортных грузов 9 млн. т. В этих портах функционируют 835 грузовых и грузопассажирских причалов общей протяженностью 100 км. В парке перегрузочных средств, используемых на грузовых причалах портов, насчитывается 4,2 тыс. единиц техники. Степень ее изношенности достигает 80%. Поэтому эксплуатируемый парк портовых перегрузочных средств нуждается в активном обновлении и пополнении.